Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
При
организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в Образовательном
учреждении учтены особые образовательные
потребности отдельных категорий.
Образовательное
учреждение самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную основную
образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АООП
ДО) с учетом особенностей их психофизиологического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию
нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (для детей с нарушением речи).
Условия реализации АООП ДО в Образовательном
учреждении:
-Психолого педагогический консилиум (ППк);
-
Предоставление услуг учителя-логопеда;
- Проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий учителем-логопедом в группах
компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи).
Специально оборудованные учебные кабинеты
В Образовательном
учреждении для работы с обучающимися групп общеразвивающей направленности и
обучающимися групп компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)
предусмотрены групповые помещения, а так же кабинеты (места):учителя-логопеда; музыкальный зал; физкультурный зал;
бассейн; кабинет ПДД; автогородок, которые обеспечены необходимой мебелью,
оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью,
воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для
проведения практических занятий имеется доступ ко всем объектам и используются
все имеющиеся кабинеты, которые приспособлены для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Группы
компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)
Кабинет
(место) для учителя-логопеда
Кабинет
(место) для учителя-логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и
коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и
подгрупповых занятий с детьми.
Учебно-методические
пособия:
а) для
коррекционной логопедической работы:
-по
звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов
звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие
тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото и др);
-по
фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического
слуха);
-по
лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
-по
связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для
составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы,
опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература
по разделам;
б)
картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры,
дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам,
загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию);
в)
пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары,
вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки,
пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв
и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции
звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза).
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В методическом кабинете Образовательного учреждения располагается библиотека для:
-педагогов Образовательного учреждения с нормативными документами, педагогической и методической литературой, печатными изданиями журналов по педагогической деятельности, материалами передового педагогического опыта и т.д.;
-обучающихся с книгами детской художественной литературы по образовательным программам.
Во всех возрастных
группах располагаются книжные уголки.Книжные уголки располагаются в максимально
освещенной зоне группового помещения. Освещение естественное (вблизи окна) и
электрическое (наличие равномерного искусственного освещения, настольной лампы,
настенного бра) для вечернего времени в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые
утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28. Это обеспечивает охрану и укрепления здоровья
обучающихся, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Мебель для книжного уголка
соответствует возрасту и антропометрическим данным обучающихся. Изготовлена,
из материалов безвредных для здоровья детей (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 №28) и соответствовать принципу трансформируемости (ФГОС ДО),
чтобы обеспечить возможность общения и совместной деятельности. В книжном уголке обучающиеся имеют возможность
самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее,
вспомнить содержание, многократно вернуться к интереснейшим его эпизодам.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектами
спорта в Образовательном учреждении являются: физкультурный зал, бассейн,
спортивные уголки в каждой возрастной группе.
Физкультурный
зал
Физкультурный
зал Образовательного учреждения является: центром физической подготовки
обучающихся; центром формирования у них жизненно-необходимых двигательных
умений и навыков, достижения определенного уровня физической культуры; центром
консультативной работы с воспитателями и родителями по вопросам физического
воспитания детей. Физкультурный зал обеспечен необходимым оборудованием и
инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым
режимом в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28.
Бассейн
Основные
задачи деятельности плавательного бассейна в Образовательном учреждении: -
обучение детей плаванию; - содействие гармоничному физическому развитию,
укреплению здоровья; - воспитание навыков здорового образа жизни, формирование
интереса и желания заниматься спортом. Деятельность плавательного бассейна
осуществляется согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
Спортивные
уголки в возрастных группах общеразвивающей и компенсирующей направленностей
В
каждой возрастной группе организованы спортивные уголки, которые направлены на:
-развитие основных видов движений и совершенствование двигательных функций
обучающихся; -достижение необходимой для возраста физической подготовленности; -предупреждение
нарушений опорно – двигательного аппарата; -создание благоприятных условий для
активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и
развлечениях. Спортивные уголки в возрастных группах общеразвивающей и
компенсирующей направленностей обеспечены необходимым оборудованием и
инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым
режимом в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства
обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной
природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной
информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения
поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания, используемые в Образовательном учреждении для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в
соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных,
дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение
воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное
оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность
организации как совместной деятельности взрослого и обучающихся, так и самостоятельной
деятельности обучающихся не только в рамках НОД по освоению основной
образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для
обеспечения "равного доступа к образованию" для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей, в Образовательном учреждении созданы специальные условия, в т.ч.
доступ в здание Образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
-При
входе на территорию Образовательного учреждения, на калитке, имеется кнопка
вызова (домофон) персонала на доступной высоте для оказания ситуационной
помощи.
-Вход
в здание Образовательного учреждения имеет безбарьерный въезд, на входе имеется
пандус для инвалидов-колясочников.
-На
входных дверях в здание Образовательного учреждения, во избежание травм, наклеен
"Желтый круг" — предупредительный знак для слабовидящих людей.
-Для
обеспечения условия питания обучающихся-инвалидов или обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья имеется возможность свободного доступа
данных обучающихся к обеденной зоне и безбарьерное движение по ней.
-Имеется
наличие альтернативной версии официального сайта Образовательного учреждения для
слабовидящих и слабослышащих.
-В
Образовательном учреждении разработана "Инструкция о порядке оказания ситуативной помощи инвалидам и других маломобильным гражданам при их личном обращении". Систематически проводится инструктаж сотрудников о правилах
взаимодействия и обслуживания инвалидов в соответствии с планом. Имеется помощь,
оказываемая работниками организации, прошедшими инструктаж, по сопровождению
инвалидов и лиц с ОВЗ в помещении Образовательного учреждения.
Таким
образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ созданы
условия для беспрепятственного входа в здание Образовательного учреждения и
выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в
здании Образовательного учреждения (при необходимости с помощью сотрудника).
Специальные условия питания
Для обучающихся имеющих статус "инвалид" предоставляется бесплатное питание, присмотр и уход. В Образовательном учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с 10 – дневным меню, утвержденным заведующим детским садом. Питание обучающихся осуществляется на основании СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
При необходимости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья создается отдельное меню с диетическим питанием. В настоящее время создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется (не требуется).Специальные условия охраны здоровья
Вся жизнедеятельность обучающихся в
Образовательном учреждении направлена на улучшение и сохранение здоровья.
Охрана здоровья в Образовательном учреждении – основная задача. О наличии
заболеваний сообщают заведующему. В случае возникновении вспышек вирусных
заболеваний, возрастные группы закрываются на карантин. Помещения всего
Образовательного учреждения ежедневно проветриваются и обрабатываются согласно
нормам СП.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
Образовательном учреждении создано единое информационное пространство для
обеспечения эффективной социализации всех участников образовательных отношений
в условиях информационного общества.
Информационная
база Образовательного учреждения оснащена:
-электронной почтой;
-выходом в Интернет;
-разработан и действует официальный
сайт Образовательного учреждения (https://rodnichok65.tvoysadik.ru);
-социальная сеть "Телеграмм" (https://t.me/detskii_sad65_kiselevsk), "ВКонтакте" (https://vk.com/club211771588), "Одноклассники" (https://ok.ru/group/70000000738619).
Официальный сайт Образовательного учреждения имеет версию сайта
для слабовидящих и слабослышащих.
Обучающиеся
Образовательного учреждения не
имеютдоступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного
компьютерного кабинета- нет.
Электронные
образовательные ресурсы,к которым обеспечивается доступ
обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается основной общеобразовательной программой ДО Образовательного
учреждения.
Техническая
инфраструктура Образовательного учреждения включает в себя:
компьютер-1; мультимедийное оборудование: проектор-1, экран-1;
принтер-2, ксерокс-1, ноутбук-2, 1 телевизор-1.
Информационная
система Образовательного учреждения включает в себя бухгалтерскую программу 1С.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг
осуществляет провайдер ООО «Ростелеком».
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Ввиду отсутствия в Образовательном
учреждении обучающихся инвалидов (по зрению и слуху) доступ к электронным
образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья не предусмотрен.
В
коррекционной работе с детьми с нарушениями речи педагогами используются
электронные образовательные ресурсы: развивающие комплекты и интерактивные игры,
научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные
логопедические игры и обучающие презентации.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В Образовательном учреждении имеются следующие
технические средства обучения, предназначенные для всех категорий обучающихся,
в том числе и для детей инвалидов и лиц с ОВЗ:
-мультимедийные установки (проектор, экран);
-компьютер-2;
-ноутбук-2;
-магнитофоны в каждой группе;
-телевизор-4;
-музыкальная колонка.