Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными
возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им
возможность учиться и развиваться в среде обычных
дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные
условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
«Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность», с
франц. языка inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю
, общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания
процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях.
Инклюзия (включение) -
процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается,
или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей
и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное
планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания
инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к
обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому
ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с
проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста,
принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения
подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все
дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению,
применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания,
дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично,
обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Правила
инклюзивного Образовательного учреждения:
- Все обучающиеся равны в детском
сообществе.
- Все обучающиеся имеют равные
стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
- У всех обучающихся должны быть
равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
- Педагоги планируют и проводят
эффективное воспитание и обучение дошкольников.
- Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и
образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс
включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
- Программа и процесс воспитания и
развития учитывает потребности каждого дошкольника.
- Семьи, «включенных» воспитанников
являются участниками образовательного процесса.
- Вовлеченные сотрудники настроены
только позитивно и понимают свои обязанности.
Основные принципы
инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от
его способностей и достижений.
- Каждый человек способен
чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на
общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может
осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и
дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение
прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не
могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Полезные
сайты для педагогов и родителей по инклюзивному образованию
Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка
Инклюзивное образование- дети должны быть вместе
Памятка для работников и родителей "10 общих правил общения с людьми с инвалидностью" (Справочник
руководителя дошкольного учреждения)
Детям о Детях. Инвалидность. По-честному :). Дети,
которым сейчас от 3 до 10 лет, встречаются с инвалидностью гораздо чаще, чем их
родители в том же возрасте. А встречаясь с чем-то новым, они задают вопросы.
Авторы надеются, что познавательные истории и иллюстрации помогут разобраться в
детских вопросах и найти ответы.