24.10.2022
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в
воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более
полную реализацию ее воспитательных функций:
·развитие
интересов и потребностей ребенка;
·распределение
обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся
ситуациях воспитания детей;
·поддержка
открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
·выработка
образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
·понимание
и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной
личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
·воспитание
уважения к детству и родительству;
·взаимодействие
с родителями для изучения их семейной микросреды;
·повышение
и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности
родителей;
·оказание
практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию
основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы
с детьми;
· использование
с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из
индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Оказание адресной помощи современной
семье в деле воспитания, обучения и развития детей
Взаимодействие детского сада с семьёй следует
рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнёров в совместном деле
развития, воспитания, обучения и формирования дошкольника. Данное
взаимодействие возникает далеко не сразу. Это достаточно длительный
процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного
следования выбранной цели.
Современные родители образованны, обладают
широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и
психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и
информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их
педагогической компетентности.
Родители испытывают затруднения в развитии,
воспитании и обучении своих детей, выборе оптимальных воспитательных методов и
приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы
информации непосредственно на практике. Педагоги
дошкольного образовательного учреждения отмечают сохраняющуюся у родителей
потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания и
обучения своих детей.
На практике это выражается в следующем:
·недостаточная
информированность родителей об особенностях медицинской, психологической,
педагогической составляющих развития ребёнка, и, как следствие, неумение
оказать ему своевременную необходимую помощь;
·неадекватность ожиданий по отношению к процессам развития, воспитания и обучения ребёнка;
·собственные
психологические и педагогические проблемы родителей, которые они пытаются
разрешить самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам;
· недостаточное взаимопонимание
при взаимодействии с педагогами ДОУ и т.д.
Сегодня необходимо говорить о
психолого-педагогическом просвещении родителей дошкольников с целью повышения
их педагогической культуры как одном из направлений деятельности дошкольного
образовательного учреждения. Т.А. Куликова определяет педагогическую
культуру родителей как составную часть общей культуры человека, в которой
воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура включает несколько
компонентов:
1) понимание и осознание ответственности за
воспитание детей; 2) знания о развитии, воспитании, обучении детей; 3)
практические умения организации жизни и деятельности детей в семье; 4)
осуществления воспитательной деятельности; 5) продуктивная связь с другими
воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Одной из задач педагогов дошкольного
образовательного учреждения в процессе взаимодействия с семьей
является преодоление трудностей в общении из-за различий в уровне
подготовки. Можно сказать, что найти «общий язык» с родителями – значит найти
«язык доверия».
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи
предполагает наличие у родителей ответственности, а у педагогов – семейной
центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении
ребенка только в контексте семьи. Для формирования позиции сотрудничества
педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства
развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать
коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания каждой
семьи. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на
общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе
общения обогащает свой информационный багаж.
Основной путь налаживания такого
сотрудничества – организация воспитательного процесса, результатом
которого станет реализация целей и принципов личностно-ориентированного
образования дошкольников.
Семьи относительно воспитательного потенциала
можно условно разделить на три группы:
1. Семьи с высоким воспитательным потенциалом.
Главная задача в работе с данной группой родителей – привлечь их к активному
участию в воспитательной работе, к организации помощи семьям со средним и
низким потенциалом. Можно отметить, что в этих семьях наиболее благополучные
условия для воспитания детей дошкольного возраста, так взаимоотношения строятся
на уважении к личности ребенка и любви.
2. В работе с родителями со средним
воспитательным потенциалом основной упор делается на воспитание навыков
правильной организации семейного досуга, жизнедеятельности семьи с целью
преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.
3. В работе с родителями с низким потенциалом
семьи основная задача состоит в установлении контактов семьи и ДОУ,
формировании представлений о родительских обязанностях, повышении
педагогической культуры, в помощи родителям по устранению конфликтных ситуаций,
по коррекции детско-родительских отношений.
Инициатором установления такого сотрудничества
должны быть педагоги образовательного учреждения, так как они профессионально
подготовлены к образовательной и воспитательной работе, и понимают, что ее
успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании, образовании
и развитии детей.
К профессиональным функциям современного
педагога дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие: 1)
участие в педагогическом просвещении родителей; 2) регулирование и
согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения.
Специалистам дошкольного учреждения
принадлежит ведущая роль в управлении и организации воспитательного процесса с
родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при
хорошем знании особенностей семьи, педагогических условий воспитания ребенка в
конкретной семье.
Управление воспитательным процессом с семьей –
достаточно сложный процесс, поскольку предполагает личностную и
профессиональную готовность всех специалистов ДОУ к принятию и освоению новых
подходов в работе с родителями, развитие перспектив образовательного и
воспитательного пространства, выбор ценностей при организации
воспитательной среды. А также готовность родителей к взаимодействию
со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без
участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались
вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет
увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв
его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.