Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Парус"

Управление образования Киселевского городского округа
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Киселѐвского городского округа детский сад № 65
комбинированного вида «Родничок»
(детский сад 65)
ПРИНЯТА:
на заседании Педагогического совета
от "29" мая 2023г .
Протокол № 4

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий детским садом 65
___________Е.К. Касаджик
от « 29» мая 2023г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности

«Парус»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик:
Рюмина Татьяна Алексеевна,
старший воспитатель

Киселевский городской округ, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ.................................................................................................
1.1. Пояснительная записка ………...........…………………………......…
1.2. Цель и задачи программы …………............…….……..……….....…
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы ......................
1.4. Планируемые результаты ………………………………………......…

...3
...3
...7
...7
...12

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………….………………......……
2.1. Календарный учебный график …………......………………...............
2.2. Условия реализации программы …………..………….….......…........
2.3. Формы контроля …………………......................…..……....................
2.4. Оценочные материалы ………………………………..........................
2.5. Методические материалы …….............................................................
2.6. Список литературы …………...................…………........…….……....

...14
...14
...14
...16
...17
...17
...18

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1. Контрольно-оценочные материалы ..................................
Приложение2. Глоссарий.............................................................................

...20
...26

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Парус» физкультурно-спортивной направленности реализуется на платной
основе
за
счѐт
средств
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание,
роль, назначение и условия реализации программ дополнительного
образования закреплены в следующих нормативных документах:
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
 изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в
образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения
финансового обеспечения реализации образовательной программы,
определенные в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с 14.07.2023
г.;
 Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»,
определяющего одной из национальных целей развития Российской
Федерации предоставление возможности для самореализации и развития
талантов;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по ДООП»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный №
48226);
 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025
гг. (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642);
 Концепция развития дополнительного образования детей в РФ
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ» (включая разноуровневые программы);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3











3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ
Департамента образования и науки Кемеровской области «Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740),
Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р
от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.).
Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы» (утв. УО 30.04.2023 г.);
Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения Киселевского городского округа детского сада
№65 комбинированного вида «Родничок»;
Положение «О разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
муниципальном автономном образовательном учреждении Киселевского
городского округа детском саду №65 комбинированного вида
«Родничок»;
Положение о дополнительных платных образовательных услугах в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного
вида "Родничок" (от 30.04.2021г.).
Предметные области программы:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая и специальная физическая подготовка;
- спортивное плавание;
- подвижные игры.

Актуальность программы. К сожалению, в настоящее время в
дошкольных учреждениях города не в полном объеме ведется работа по
профилактике и коррекции нарушений осанки. Поликлиники же не в состоянии
принимать и обслуживать детей, постоянно нуждающихся в лечебной
гимнастике, а уже тем более в лечебном плавании. Все это свидетельствует о
необходимости серьезной профилактической работы с детьми в
образовательном учреждении и проведения ряда специальных оздоровительных
мероприятий для имеющихся проблем у детей со слабым мышечным корсетом.
Плавание способствует не только укреплению здоровья, но и прививает
жизненно важные навыки, воспитывает морально-волевые качества.
Систематические занятия плаванием содействует воспитанию у детей
сознательной дисциплины и организованности, настойчивости и трудолюбия,
смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения в воде
способствуют совершенствованию двигательных навыков и способностей
детей.
Изучив потребности
родителей (законных представителей)
4

несовершеннолетних обучающихся в оказании платных дополнительных
образовательных услуг в образовательном учреждении по физическому
развитию детей дошкольного возраста, была разработана дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Парус» для детей
старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет, отвечающая социальному заказу
родителей и востребованная среди детей г. Киселевска.
Отличительными особенностями программы является использование
современной эффективной технологии – одновременной методики обучения
всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания, а так же
то, что обучающиеся принимаются в кружок независимо от уровня своей
физической подготовки и антропометрических данных.
Содержание данной программы интегрирует в равных частях
воспитательную и образовательную компоненты, базирующиеся на основных
ценностях гражданина России, прививая обучающимся дисциплинированность,
социальную ответственность, стремление к здоровому образу жизни, развивает
силу духа и крепость тела, духовные качества, воспитывает взаимопомощь и
взаимоуважение. В процессе обучения и воспитания обеспечивается
позитивная социализация детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Парус» - модифицированная. Разработана на основе «Программы обучение
плаванию в детском саду» Е.К. Вороновой (г. Санкт-Петербург, 2019 г.),
программно-методического пособия «Развивающая педагогика оздоровления
(дошкольный возраст)» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова (г. Москва, 2020 г.),
методического пособия «Коррекция нарушений осанки у дошкольников» Г.А.
Халемского (г. Санкт-Петербург, 2019 г.).
Уровень программы: стартовый – предполагающий использование и
реализацию основных правил безопасности поведения на воде; правил личной
гигиены; основ здорового образа жизни; плавание кролем на груди в полной
координации; плавание кролем на спине в полной координации; плавание
произвольным способом.
Адресат программы: обучающиеся 6-7 лет (старший дошкольный
возраст).
Седьмой год жизни ребѐнка характеризуется продолжением активного
формирования осанки и свода стопы. У ребѐнка хорошо развиты крупные
мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого
равновесия.
В
двигательной
деятельности
формируются
навыки
самоорганизации, взаимоконтроля.
Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Количество
обучающихся в группе до 15 человек. Состав группы - одновозрастной.
Формирование групп обучающихся для занятий плаванием осуществляется, на
основе заявления, заключения договора с родителями (законными
5

представителями) несовершеннолетних обучающихся об оказании платных
дополнительных услуг и медицинской справки о допуске к занятиям
плаванием. В группы принимаются дети с любым уровнем физической
подготовки желающие заниматься плаванием.
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы
составляет 1 год. Общее количество часов - 36 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность Занятия
проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического
часа - 30 мин. Перерыв между учебными занятиями групп не менее 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Программа
реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Содержание программы представляет собой логически выстроенную
систему обучения и воспитания, состоящую из отдельных разделов и
отражающую основные направления воспитательной работы ДОО:
- Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества (социальное
направление воспитания).
- Ценность знания (познавательное направление воспитания).
- Ценность здоровья (физическое и оздоровительное направление
воспитания).
- Ценность труда (трудовое направление воспитания).
Педагогическая целесообразность. Плавание не только способствует
гармоничному развитию ребенка, но и положительно влияет на развитие всех
систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорнодвигательный аппарат, благотворное влияние оказывает на деятельность
центральной нервной системы, усиливает защитные функции, увеличивает
сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Во время плавания, которое
еще является хорошим средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает
значительное сопротивление воды, что постоянно тренирует его опорнодвигательный аппарат. Укрепляются мышцы, связки, формируется правильная
осанка. Социальная значимость программы заключается в возможности
оперативно обеспечить обучение детей базовым жизненно-необходимым
навыкам плавания для снижения смертности на воде, для укрепления здоровья
детей и для привития им навыков здорового образа жизни.

6

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование правильной
дошкольного возраста посредством плавания.

осанки

у

детей

Задачи программы:
Образовательные:
 учить обучающихся правилами безопасного поведения в воде;
 прививать дошкольникам жизненно важные и оздоровительногигиенические навыки;
 обогащать двигательный опыт обучающихся (овладение элементами
плавания «кроль» на груди и на спине, «брасс» и различных
упражнений в воде);
 формировать у детей навыки правильной осанки и бережного
отношения к своему здоровью.
Развивающие:
 развивать двигательную активность детей;
 способствовать развитию у детей навыков личной гигиены;
 способствовать развитию у дошкольников костно-мышечного корсета;
 развивать у обучающихся координационные возможности, умение
владеть своим телом в непривычной обстановке;
 формировать у дошкольников представление о водных видах спорта.
Воспитательные:
 воспитывать морально-волевые качества (учить детей преодолевать
трудности, владеть собой, принимать правильные решения в
экстренных ситуациях на воде);
 воспитывать в детях самостоятельность и организованность.
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов
Количество часов
Формы
п/п
(темы)
контроля
Всего Теория Практика
Тестирование
Вводное занятие «В гости к царю
1
0,5
0,5
Нептуну»
Раздел 1. Расширение знаний об
оздоровительном и прикладном
3
1,5
1,5
Педагогическое
плавании
наблюдение
1.1 Правила поведения в бассейне
1
0,5
0,5
1.2 Стили плавания. Водные виды
2
1
1
спорта
Раздел
2.
Совершенствование
Эстафета
координационных возможностей в
4
2
2
воде: научить движениям ногами в
7

плавании на груди и спине.
2.1. Плавание на груди при помощи
движений ногами способом
кроль, брасс
2.2. Плавание на груди при помощи
движений ногами способом
кроль, брасс в согласовании с
дыханием
Раздел 3. Совершенствование
координационных возможностей в
воде: научить движениям руками в
плавании на груди и спине
3.1. Плавание при помощи движений
руками способами кроль на
груди, спине, брасс на задержке
дыхания
3.2. Плавание при помощи движений
руками способами кроль на
груди, спине, брасс в
согласовании с дыханием
Раздел 4. Развитие и
совершенствование
координационных возможностей в
воде: обучение сочетаниям руками
и ногами на задержке дыхания и с
выдохом в воду
4.1. Плавание на груди с движениями
ногами и движениями руками
кролем, брассом на задержке
дыхания.
4.2. Плавание на груди с движениями
ногами и движениями руками
кролем, брассом на задержке
дыхания
Раздел 5. Обучение облегченным
способам плавания
5.1. Плавание кролем на груди,
спине без выноса рук на
задержке дыхания и с выдохом в
воду
5.2. Плавание кролем на груди, не
опуская лицо в воду
Раздел 6. Обучение спортивным
способам плавания
6.1. Плавание способом кроль на

2

1

1

2

1

1

6

2

4

3

1

2

3

1

2

6

2

4

3

1

2

3

1

2

7

2

5

3

1

2

4

1

3

8

2

6

4

1

3

Игровые
упражнения
«Мельница»,
«Пропеллер»

Соревнование

Игровое
упражнение
«Стрела»

Игра-эстафета

8

груди,
спине
в
полной
координации
6.2. Плавание способом брасс
Итоговое занятие «Морское
путешествие»
ИТОГО:

4

1

3

1

-

1

36

12

24

Эстафета

Содержание программы
Вводное занятие «В гости к царю Нептуну» (1 час)
Теория. Цели и задачи программы. Краткое введение в курс. Важность
плавания в жизни людей. Требования к порядку и дисциплине в раздевалке,
душе, бассейне.
Практика. Передвижение в бассейне. Создание игровых и проблемных
ситуаций.
Форма контроля. Тестирование.
Раздел 1. Расширение знаний об оздоровительном и прикладном плавании
(3 часа).
1.1. Правила поведения в бассейне (1 ч.).
Теория. ТБ, противопожарная безопасность, экстренная эвакуация.
Правила поведения в бассейне. Гигиена, предупреждение травм. Правила
закаливания. Правила поведения на занятиях, внешний вид, правила работы со
спортивным инвентарем.
Практика. Передвижения в воде шагом: на носках, с высоким
подниманием колена, в полуприседе и т. д. Передвижения бегом: парами,
«змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой. Передвижения прыжками: на
двух ногах, на одной, прыжки вверх из воды и др. Погружения под воду до
уровня шеи, подбородка, глаз; с головой; задерживая дыхание, делать выдох в
воду (однократный и многократный).
1.2. Закрепление знаний о стилях плавания, водных видах спорта (2ч.).
Теория. Значение плавания в жизни людей. Ходьба, легкий бег в воде.
Практика. Рассматривание иллюстраций "Водные вида спорта".
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы». Игры со скольжением и
плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется? », «Катера»,
«Пятнашки – стрела», «К и др. Игры – эстафеты: «Байдарки», «Передай мяч»,
«Быстрые лягушки», «Кто дольше? », «Самый ловкий». Самостоятельные игры
с предметами по желанию.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 2. Совершенствование координационных возможностей в воде:
научить движениям ногами в плавании на груди и спине (4 часа)
2.1. Плавание на груди при помощи движений ногами способом кроль, брасс
(2 ч.).
9

Теория. Виды шагов. Алгоритм передвижения способом брасс.
Инструктаж.
Практика. Игровые задания у опоры: - «Фонтан»; выпрыгивание из воды;
выдохи в воду. Игровые задания: «Поплавок»; «Стрела»; «Звезда». Игры:
«Водолазы» «Подводные лодки». Свободные игры с игрушками. Свободное
плавание.
2.2. Плавание на груди при помощи движений ногами способом кроль, брасс
в согласовании с дыханием (2 ч.).
Теория. Инструктаж. Алгоритм передвижения способом «кроль».
Практика. Упражнение на отработку дыхания: делать выдох в воду
(однократно и многократно). Игровые задания: «Чье звено скорее соберется?»;
«Лодочки плывут»; «Качели». Самомассаж. Скольжение на груди с
плавательной доской. Скольжение на груди с движениями ног. Игры:
«Зеркало»; «Караси и карпы»; «Поезд в туннель». Свободные игры с
игрушками. Свободное плавание.
Форма контроля. Эстафета.
Раздел 3. Совершенствование координационных возможностей в воде:
научить движениям руками в плавании на груди и спине (6 часов)
3.1. Плавание при помощи движений руками способами кроль на груди,
спине, брасс на задержке дыхания (3 ч.).
Теория. Инструктаж по ТБ. Правила игр на воде. Алгоритм движений при
плавании при помощи движений руками способами кроль на груди, спине,
брасс на задержке дыхания.
Практика. Разучивание стихов и текста к подвижным играм. Игры со
скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Торпеда», «Прыжок
дельфина», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези
игрушку», «Гонка катеров».
3.2. Плавание при помощи движений руками способами кроль на груди,
спине, брасс в согласовании с дыханием (3 ч.).
Теория. Инструктаж по ТБ. Алгоритм движений при плавании при
помощи движений руками способами кроль на груди, спине, брасс в
согласовании с дыханием.
Практика. Разучивание стихов и текста к подвижным играм. Задания на
отработку движений рук как при плавании способом кроль без опоры.
Доплывать до финиша. Игры: «Невод», «Водолазы», «Торпеда», «Качалки»,
«Караси и щука», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Жучок – паучок» .
Форма контроля. Игровые упражнения «Мельница», «Пропеллер».
Раздел 4. Развитие и совершенствование координационных возможностей
в воде: обучение сочетаниям руками и ногами на задержке дыхания и с
выдохом в воду (6 часов)
4.1. Плавание на груди с движениями ногами и движениями руками кролем,
брассом на задержке дыхания (3ч.).

10

Теория. Инструктаж по ТБ. Алгоритм движений при плавании на груди с
движениями ногами и движениями руками кролем, брассом на задержке
дыхания.
Практика. Просмотр обучающего видеоролика. Игровые задания: «Кто
как плавает»; «Плыви, игрушка»; «Буксир». Упражнения на дыхание: «Подуй
на чай». «Веселые пузыри». Динамические упражнения «Снег». Игровые
задания: «Поплавок»; «Звезда». Выдохи в воду сериями. Плавание кролем на
груди с плавательной доской. Игры: «Море волнуется»; «Собери картинку»;
«Зеркало»; «Сделай морскую фигуру». Свободные игры с игрушками.
Свободное плавание.
4.2. Плавание на груди с движениями ногами и движениями руками кролем,
брассом на задержке дыхания (3 ч.).
Теория. Инструктаж по ТБ. Алгоритм движений при плавании на груди с
движениями ногами и движениями руками кролем, брассом на задержке
дыхания.
Практика. Просмотр обучающего видеоролика "Задержка дыхания ".
Упражнения на задержку дыхания. Выполнение продолжительного плавного
выдоха. Игровые задания: «Стрела»; «Звезда»; «Поплавок». Игровые задания:
выполнение упражнений под музыку (быстро, медленно); - выполнение
упражнений под счет (быстро, медленно). Массаж рук, спины «ежиком».
Выдохи в воду сериями. Плавание кролем на груди с плавательной доской.
Игры: «Пловцы»; «Белые медведи»; «Невод». Свободные игры с игрушками.
Свободное плавание.
Форма контроля. Соревнование.
Раздел 5. Обучение облегченным способам плавания (7 часов)
5.1. Плавание кролем на груди, спине без выноса рук на задержке дыхания и
с выдохом в воду (3 ч.).
Теория. Инструктаж по ТБ. Алгоритм движений при плавании кролем на
груди, спине без выноса рук на задержке дыхания и с выдохом в воду.
Практика. Просмотр обучающего видеоролика. Игровые задания:
«Медуза»; «Звезда»; «Поплавок». Скольжение на груди с плавательной доской,
с выдохом в воду. Игры: «Щука»; «Волшебные превращения». Упражнения на
фонационное дыхание: «Шарик»; «Ветерок». Игра: «Караси и карпы».
Свободное плавание "Смелые ребята".
5.2. Плавание кролем на груди, не опуская лицо в воду (4 ч.).
Теория. Инструктаж по ТБ. Алгоритм движений при плавании кролем
на груди, не опуская лицо в воду.
Практика. Просмотр обучающего видеоролика. Четкая координация
движений. Выполнять по свистку. Игровые задания: «Тюлени»; «Кто как
плавает»; «Лодочки плывут»; «Моторные лодки». Игровые задания у опоры:
«Фонтан»; выпрыгивание из воды; выдохи в воду сериями. Игровые задания:
«Звезда»; «Поплавок»; «Покажи пятки». Плавание кролем на груди с
плавательной доской.
Форма контроля. Игровое упражнение "Стрела".
11

Раздел 6. Обучение спортивным способам плавания (8 часов)
6.1. Плавание способом кроль на груди, спине в полной координации (4 ч.)
Теория. Инструктаж по ТБ. Алгоритм движений при плавании способом
кроль на груди, спине в полной координации.
Практика. Разучивание стихов и текста к подвижным играм. Упражнения
на отработку четкости координации движений (выполнение по свистку).
Игровые задания: «Медуза»; «Звезда»; «Поплавок». Скольжение на груди с
плавательной доской, вдохом и выдохом в воду. Плавание кролем на груди при
помощи движений рук. Игры:
«Щука»; «Волшебные превращения».
Упражнения на фонационное дыхание: «Шарик»; «Ветерок». Игры: «Подбери
по размеру, форме и цвету» игры с блоками Дьенеша. Свободные игры с
игрушками. Плавание произвольным способом.
6.2. Плавание способом брасс (4 ч.).
Теория. Инструктаж по ТБ. Алгоритм движений при плавании «брассом».
Практика. Разучивание стихов и текста к подвижным играм. Упражнения
на дыхание: «Подуй на горячий чай»; «Веселые пузыри». Игровые задания:
«Звезда», «Поплавок», «Медуза»; «Подводная лодка», «Винт». Плавание
способом брасс. Плавание с полной координацией движений рук и ног,
дыхания.
Итоговое занятие «Морское путешествие» (1 час).
Практика. Эстафета «Юнги вперед».
Форма контроля. Эстафета.
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения обучающиеся имеют следующие результаты.
Предметные результаты:
знают:
- значение плавания для человека, влияние плавания на состояние
здоровья, факторы закаливания;
- правила поведения в бассейне и на открытых водоемах в различное время
года;
- значение плавания;
- основные правила безопасности поведения на воде;
- правила личной гигиены;
- основы здорового образа жизни;
- о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин»);
- технику выполнения плавательных движений в способах плавания
«Кроль на спине», «Кроль на груди»: техника движений ног и рук,
положение тела, головы и дыхание, общая координация движений.
умеют:
- выполнять дыхательные упражнения при выполнении упражнений по
плаванию.
- выполнять упражнение «Стрела»;
12

- плавать на груди при помощи движений ногами способом кроль, брасс;
- плавать на груди при помощи движений ногами способом кроль, брасс в
согласовании с дыханием;
- плавать произвольным способом;
- выполнять специальные упражнений на коррекцию осанки;
- успешно согласовывать свои движения с движениями других
обучающихся;
- плавать кролем на груди, спине без выноса рук на задержке дыхания и с
выдохом в воду;
- улавливать заданный темп движений, правильно выполнять движения по
образцу, а знакомые - по инструкции;
- с интересом подражать движениям, которые демонстрирует взрослый,
стремится им научиться;
- активно действует как в обучающей, так и в игровой ситуации;
- легко меняет траекторию движения; успешно согласует свои движения с
движениями других обучающихся;
- улавливает заданный темп движений, меняет темп по сигналу;
- проявляет элементы контроля за своими движениями и движениями
сверстников, замечает нарушения правил в подвижных играх;
-самостоятельно контролировать свои действия в бассейне во время
свободного плавания и самостоятельных действиях в воде.
В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие
личностные качества как:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия
в
процессе
занятий
плаванием,
игровой
и
соревновательной деятельности;
- волевые качества: целеустремленность, настойчивость, решительность,
самостоятельность и инициатива;
- дружелюбие, умение слушать и слышать собеседника;
-морально-нравственные
качества:
дисциплинированность,
организованность, чувство ответственности.
В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы
такие метапредметные компетенции как:
- понимание плавания как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей
при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.

13

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
Объем
Всего
Режим Кол-во Даты начала и Продолжительобучения учебных учебных работы учебных
окончания
ность каникул
часов
недель
дней
учебных
периодов/
этапов
1 год
36 ч.
36
1 раз в 36 дней
01 сентября –
27 декабря –
обучения
неделю
31 мая
10 января
по 1
часу

2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение. Методы обучения: словесный, наглядный,
практический; объяснительно-иллюстративный; проблемный; игровой.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа,
анализ ситуаций);
- методы организации жизнедеятельности и поведения (поручение,
упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования);
- методы стимулирования деятельности и поведения (требование,
соревнование, поощрение).
Педагогические
технологии:
здоровьесберегающие
технологии;
информационно-коммуникационная технология.
Формы организации учебного занятия. Программа предусматривает
проведение традиционных занятий, занятий-зачетов, игр - соревнований,
развлечений и праздников.
Учебное занятие может проводится в следующей форме: беседа,
тренировочное занятие, практическое занятие (отработка полученных знаний и
умений), игровая форма, соревнование, эстафета, игровое упражнение.
Алгоритм учебного занятия:
- Организация группы (повтор правил поведения в бассейне).
- Разминка на суше.
- Объяснение задания.
- Практическая часть занятия.
- Игровой момент.
- Подведение итогов.
В данной программе заложены направления воспитательной работы,
соответствующие
Рабочей
программе
воспитания
муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского
городского округа детского сада №65 комбинированного вида "Родничок".
14

Педагог видит и отмечает успехи детей, обеспечивает понимание ими
того, что личное, семейное благополучие и достижения являются воплощением
национальных ценностей, что в их деятельности и результатах находят своѐ
выражение российские базовые ценности, традиционные духовнонравственные ценности народов России и Кузбасса, ценности личного здоровья
и необходимости ведения здорового образа жизни.
Материально-техническое обеспечение.
В образовательном учреждении имеется специально оборудованное
помещение с бассейном для дополнительного образования детей дошкольного
возраста.
Для занятия плаванием каждому обучающемуся необходимы следующие
принадлежности:
- фланелевый или махровый халат с капюшоном;
- полотенце;
- купальные плавки или купальник;
- купальная шапочка;
- губка и мыло.
Оборудование и инвентарь для занятий плаванием
№
Наименование
Количество
Дорожки резиновые (дл.- 5м.) и в душ (дл. -1м.)
3и3
1.
Дорожка разделительная для бассейна (по длине бассейна)
3
2.
Доска для плавания
15
3.
5
4. Дорожка для профилактики плоскостопия
Круг надувной
15
5.
Ласты
15пары
6.
15
7.
Маски для плавания
15
8.
Очки для плавания
Нарукавники
30
9.
20
10. Игрушки резиновые
30
11. Предметы тонущие различных форм и размеров
15
12. Гимнастические палки
Поплавки
20
13.
15
14. Мячи большие
15
15. Мячи малые массажные
30
16. Мячи цветные
15
17. Обручи плавающие
5
18. Сачок
1
19. Свисток
Ориентиры-конусы
6
20.
15
21. Жилет
3
22. Термометр комнатный
3
23. Термометр водный
1
24. Музыкальный плеер
1
25. Диски, флеш-накопители с музыкальными композициями
15

26.

Часы на стене

1

Информационное обеспечение:
- Образовательный портал «Плавание: виды, стили и польза».
[Электронный ресурс]. URL: http://www.ukzdor.ru/plavanie.html (дата
обращения: 19.04.2023г).
- иллюстрации с изображением водных видов спорта;
- картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и
стили плавания;
- обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, видеоролики и
др. (если требует содержание занятия);
- аудиозаписи: расслабляющая музыка, подвижная музыка, музыкальные
игры с движениями, логоритмика (если требует содержание занятия).
Кадровое обеспечение. Реализацию содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Парус», физкультурноспортивной направленности осуществляет инструктор по физической культуре
Образовательного
учреждения,
имеющий
специальное
образование,
владеющий методикой обучения плаванию детей дошкольного возраста.
2.3. Формы контроля
Оценка качества обучения плаванию строится на методах педагогического
и медицинского контроля физического состояния детей.
Диагностика и контроль результатов обучения осуществляется в
несколько этапов:
 вводный контроль проводится с целью выявления образовательного
уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору
эффективных форм и методов деятельности для обучающихся;
 промежуточный контроль- проводится в конце первого полугодия с
целью отслеживания уровня освоения программного материала;
 тематический
контроль
позволяет
определить
степень
сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это
дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и
оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала;
 итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме эстафеты
«Юнги вперед».
За время обучения обучающиеся могут принимать участие в конкурсах,
соревновательных эстафетах физкультурно-спортивной направленности
разного уровня.

16

2.4. Оценочные материалы
Этапы
Форма диагностики
диагностики
Тестирование
вводный
промежуточный Игровые упражнения «Мельница», «Пропеллер»
Педагогическое наблюдение
тематический
Эстафета
Соревнование
Игровое упражнение «Стрела»
Игра-эстафета
Эстафета
итоговый
Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение,
создание ситуаций проявления качеств, умений.
Формы фиксации результатов: протокол.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
2.5. Методические материалы
Дидактические материалы:
- Игры с преодолением сопротивления воды: «Кто выше?» "Переправа",
"Кто быстрее", "Раз, два, три - на место встали мы", "Рыбы и сеть".
- Игры с погружением в воду: "Хоровод", "Кто быстрее спрячется под
воду", "Сядь на дно", "Насос", "Жучок-паучок", "Поезд и тоннель",
"Щука".
- Игры на всплывание и лежание на воде: "Поплавок", "Медуза",
"Пятнашки с поплавком", "Раз, два, три - замри!", "Льдины", "Море
волнуется".
- Игры на воде для исправления осанки: "Рыбки и акулы", "Буксир",
"Мостик", "Торпеда", "Стрела", "Морская фигура".
Наглядные материалы:
1. Комплект плакатов "Техника безопасности в бассейне" .- ТД "УчительКанц", 2021
2. Плакат. Техника плавания. Кроль на груди. Учись плавать. -ТД
"Учитель-Канц", 2020
Методические материалы, разработанные педагогом:
- Сборники " Игры с преодолением сопротивления воды", "Игры с
погружением в воду", "Игры с всплыванием и лежанием на воде", "Игры с
выдохами в воду", "Игры со скольжением и плаванием", "Игры на воде
для исправления осанки".
- Методические разработки "Упражнения аквааэробики для обучения
техники плавания способом «кроль» на спине", "Упражнения аквааэробики
для обучения техники плавания способом «кроль» на груди".
- Конспекты спортивных развлечений и праздников: "День Нептуна",
17

" Юнги спешат на помощь", "Веселые старты".
2.6. Список литературы
Для педагога:
- основная литература:
1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта:
Учебник. - Москва: КноРус, 2019. - 288 c.
2. Васильев В. Обучение детей плаванию.– Москва: Физкультура и
спорт, 2019. – 239с.
3. Гонина О. О.Психология дошкольного возраста: учебник и практикум
для академического бакалавриата — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт,
2020. — 425 с.
4. Дошкольная педагогика / Под общ. ред. Н.В. Микляевой. - Москва:
Юрайт, 2019. - 412 с.
5. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: Учебник. Москва: Academia, 2019. - 576 c.
6. Капотов П. П. Обучение плаванию. - Москва: Воениздат, 2020. - 498 c.
7. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. - Москва: Флинта, 2020. - 256
с.
8. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. Москва: Академия, 2019. - 320 c.
9. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология:
учебник и практикум для СПО — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт,
2020. — 575 с.
-дополнительная учебная литература:
1. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. СанктПетербург: Детство-пресс, 2019. - 80с.
2. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. СанктПетербург: Скифия, 2020. с. 98.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - Москва:
Академия, 2020. - 416 с.
4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления
(дошкольный возраст): программно-методическое пособие. - Москва: ЛинкаПресс, 2019. -296 с.
5. Куцакова Л В. Воспитание ребенка дошкольника. – Москва: Владос,
2019. – 179 с.
6. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. – Москва: Просвещение,
2019. – 79 с.
7. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию. –
Москва: Просвещение, 2020. – 159 с.
8. Полеся Г.В., Петренко, Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки
и сколиоза у детей. – Киев: Здоровье, 1980. - 144 с.
18

9. Халемский Г.А. Коррекция нарушений осанки у дошкольников Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2019. - 64с.
-для обучающихся и родителей:
1. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - Москва:
Физкультура и спорт, 2019. - 76 с.
2. Макаренко Л.П. Юный пловец. – Москва: Физкультура и спорт, 2019.
– 422 с.
3. Талаче Е. Энциклопедия физических упражнений. – Москва:
Физкультура и спорт, 2020. – 422с.
Интернет-ресурсы:
1. Плавание. Теория и методика обучения [Электронный ресурс]. URL:
https://studfiles.net/preview/2491351/ (дата обращения 19.04.2023г.).
2. Повышение эффективности обучения плаванию [Электронный ресурс].
URL: http://vuzirossii.ru/publ/povyshenie_ehffektivnosti_obuchenija_plavaniju/36-10-5863 (дата обращения 19.04.2023г.)

19

Приложение 1.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений учащихся
перед началом образовательного процесса по программе.
Форма проведения: тестирование
Содержание: практические задания.
Физическая подготовка

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий
уровень

Скольжение на груди
Скольжение на спине
Плавание с пенопластовой доской при
помощи движений ног способом кроль
на груди
Плавание произвольным способом
Упражнение «Торпеда» на груди или на
спине
Плавание кролем на груди в полной
координации
Плавание кролем на спине в полной
координации
Плавание произвольным способом
Критерии:
Высокий уровень (5 баллов)- ребенок самвыполняет упражнение;
Средний уровень (4 балла) - ребенок выполняет с помощью педагога;
Низкий уровень (3 балл) - ребенок не выполняет упражнение.

20

Результат

Общее количество баллов

Плавание произвольным способом

Плавание кролем на спине в полной координации

Плавание кролем на груди в полной координации

Ф.И.О.
обучающегося

Упражнение «Торпеда»
на груди или на спине

Плавание произвольным способом

Плавание с пенопластовой доской при помощи движений
ног способом кроль на груди

№
п/п

Скольжение на спине

Скольжение на груди

Диагностическая карта вводного контроля
Срез знаний по темам

1

2
Критерии определения уровня обучающихся:
Общее количество баллов:
37-45 – высокий уровень;
30-36 – средний уровень;
менее 30 – низкий уровень.

21

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества усвоения обучающимися содержания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
середине учебного года.
Содержание: практические задания.
Диагностическая карта промежуточного контроля
Ф.И.О.
обучающегося

Результат

Общее количество баллов

Плавание произвольным способом

Скольжение на спине

Скольжение на груди

Свободное плавание в полной координации 5м

Плавание кролем на задержке дыхания, 5м

Скольжение на спине без предмета ( 2м)

Плавание на груди без предмета («Торпеда»)

Срез знаний по темам

Передвижение с погружением, всплывание,
подныривание, преодоление препятствий

№
п/п

1

2
Критерии определения уровня обучающихся:
Общее количество баллов:
36-40 – высокий уровень;
25-35 – средний уровень;
менее 25 – низкий уровень.

22

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения.
Форма проведения: итоговое занятие.
Содержание: эстафета.
Контрольно-измерительные материалы итоговой диагностики
Навык плавания
Ныряние
Продвижение в воде
Выдох в воду
Прыжки в воду
Лежание

Контрольное упражнение
Пытаться проплыть тоннель.
Подныривание под гимнастическую палку.
Пытаться доставать предметы со дна.
Упражнения в паре «на буксире»
Бег парами
Скольжение на груди
Упражнение на дыхание «Ветерок»
Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой
Выполнение серии прыжков с продвижением вперед
Прыжок ногами вперед
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и
на спине

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие
обозначения.
- Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык
сформирован, автоматизирован. Обучающийся сам выполняет упражнение.
- Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е.
недостаточно правильном выполнении упражнения. Обучающийся выполняет с
помощью взрослого.
- Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения.
Обучающийся не выполняет упражнение.

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Оцениваемые
параметры
Принятие и
соблюдение
норм поведения

Уровень сформированности
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
(3 балла)
(2 балла)
(0-1 балл)
всегда соблюдает
знает и старается
нормы и правила
правила и нормы
соблюдать правила поведения не
поведения на
поведения,
соблюдает,
занятии
нарушая их, как
игнорируя либо не
правило, под
осознавая их
влиянием других
23

Самооценка

во всем реально
оценивает себя,
свои достижения и
возможности
(допустима чуть
сниженная
самооценка)

Действие оценки умеет
самостоятельно
оценить свои
действия, показать
правильность или
ошибочность
результата,
соотнося его со
схемой действия

Эмоциональная
отзывчивость

всегда
сопереживает и
стремится сразу
оказать помощь
другим

Сформированно
сть норм в
общении с
детьми
и взрослыми

знает и соблюдает
нормы общения с
детьми и
взрослыми

в основном
реально оценивает
себя, свои
достижения и
возможности
(допустима чуть
завышенная
самооценка)
не умеет
самостоятельно
оценить свои
действия, но
испытывает
потребность в
получении оценки
со стороны
педагога; может
оценить действия
других
обучающихся
способен к
сопереживанию,
но сразу оказать
помощь другим не
стремится

чрезмерно
завышенная или
сниженная
самооценка, не
критичность к
своему поведению
не умеет, не
пытается и не
испытывает
потребности
оценивать свои
действия — ни
самостоятельно, ни
по просьбе
педагога

переживает только
собственные
неудачи и
безразлично
относится к
проблемам других
знает, но иногда не не знает и не
соблюдает нормы
соблюдает нормы
общения с детьми общения с детьми
и взрослыми
и взрослыми

СФОРМИРОВАННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Оцениваемые
параметры
Умение делать
выводы

Уровень сформированности
Высокий уровень Средний уровень
Низкий уровень
(3 балла)
(2 балла)
(0-1 балл)
способен при
совместно с
даже при
незначительной
педагогом или
значительной
поддержке
обучающимися
помощи со
педагога сделать
может сделать
стороны педагога
выводы по
выводы по
не может сделать
результатам
результатам работы выводы по
работы
результатам
24

Сформированно
сть
познавательного
интереса

проявляет
устойчивый
интерес к любому
учебному
материалу, как
фактическому, так
ик
теоретическому,
старательно и с
желанием
выполняет задания

работы
проявляет интерес
обнаруживает
преимущественно к
безразличное или
новому
негативное
фактическому
отношение к
учебному материалу, учебной
проявляет
деятельности,
познавательную
неохотно
активность
включается в
преимущественно
выполнение
лишь в
заданий, не
сотрудничестве с
принимает помощь
педагогом
со стороны
педагога, охотно
выполняет лишь
привычные
действия, чем
осваивает новые

25

Приложение 2.
ГЛОССАРИЙ
Баттерфляй- вид спортивного плавания на груди (разновидность
брасса), при котором обе руки одновременно выносятся для гребка над водой,
совершая вращательные движения в вертикальной плоскости.
Брасс - (от фр. - месить, перемешивать) - стиль спортивного плавания на
груди, при котором руки и ноги выполняют симметричные движения в
плоскости, параллельной поверхности воды.
Вода — прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во
время купания в море, приема душа, при обливании оказывает механическое
действие.
Вознаграждение –это все, что человек считает ценным для себя. Но
понятие «ценности» у людей специфично, а, следовательно, и различна оценка
вознаграждения и его относительной ценности.
Выносливость— 1) способность длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности, а также способность противостоять утомлению;
2) способность организма противостоять утомлению при интенсивной
мышечной
деятельности,
длительное
время
сохранять
высокую
работоспособность.
Выпад – движение (положение) с выставлением и сгибанием опорной
ноги.
Гибкость— способность выполнять движения с большой амплитудой.
Она бывает активная и пассивная. Активная гибкость достигается за счет
мышечных усилий (мышц антагонистов, выполняющих противоположное
движение) самого человека, при выполнении движений с максимальной
амплитудой. Пассивная гибкость достигается за счет внешних сил. Пассивная
гибкость всегда больше активной.
Гигиена – это соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта.
Движение — изменение положения тела или его частей в пространстве
(сгибание рук, наклон, поворот туловища).
Дистанция - проводятся с целью выявления сильнейших спортсменов и
повышения их технического и тактического мастерства.
Дыхательная гимнастика – это специальные упражнения для развития
дыхательной мускулатуры.
Желание – это существующее идеально (в голове человека) содержание
потребностей. Желать чего-либо – это, прежде всего, знать содержание
побудительного стимула.
Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение
устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды
(холода, тепла, солнечной радиации, пониженного или повышенного
атмосферного давления). Систематически проводимое закаливание помогает
предотвратить многие болезни, продлить жизнь и на долгие годы сохранить
высокую работоспособность.
26

Заключительная
часть
–
необходимо
постепенно
снизить
функциональную активность организма и привести его в нормальное
(спокойное)состояние.
Зарядка- для детей является неотъемлемой частью полноценного
физического и умственного развития ребенка.
Здоровье – означает не только отсутствие болезней, но и физическое,
психическое, духовно-нравственное благополучие.
Здоровый образ жизни - включает в себя: соблюдение рационального
режима дня, чередование труда и отдыха; следование правилам личной
гигиены, закаливание; рациональное питание; оптимальную двигательную
активность (занятия физическими упражнениями и спортом).
Игра
исторически
сложившееся
общественное
явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть
средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и
общего социального воспитания, средством спорта.
Калабашки- поплавки для ног, они служат как поддерживающее ноги
средство при изучении и совершенствовании плавательных движений руками.
Короткие дистанции –это дистанции от 10 до 40 м,60 и 100м.
Кроль (от англ. crawl — ползание) — вид плавания на животе, в котором
левая и правая часть тела совершают гребки попеременно. Каждая рука
совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, во время чего ноги, в свою
очередь, тоже попеременно поднимаются и опускаются. Лицо плывущего
находится в воде, и лишь периодически во время гребка голова поворачивается,
чтобы сделать вдох. Кроль считается наиболее быстрым способом плавания. На
соревнованиях по плаванию вольным стилем большинство спортсменов отдают
предпочтение именно кролю, поэтому «вольный стиль» и «кроль» стали
практически синонимами.
Надлсы- многофункциональный и очень популярный фитнес- инвентарь.
Помимо традиционного использования в аквааэробике, он с успехом
применяется в игровых программах, гидротерапии и играх на свежем воздухе.
Легкий, прочный и гибкий он прекрасно держит на воде.
Плавание – развивает мышцы, укрепляет внутренние органы. Разница
температур при входе и выходе из воды закаливает организм. Умение плавать
ограждает от несчастных случаев на воде.
Равновесие – устойчивое положение занимающегося на одной ноге.
Разминка – это комплекс физических упражнений, выполняемый перед
тренировкой или соревнованием с целью подготовки организма к выполнению
предстоящих упражнений.
Эстафета – соревнования спортивных команд – бег, движение на
дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь,
передает другому словный предмет.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».