муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного вида «Родничок» (детский сад 65) Паспорт средней группы общеобразовательной направленности №6 «Солнышко» Воспитатели: Канцарина Наталья Анатольевна Мухортова Олеся Олеговна 2022-2023 учебный год Содержание 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка. Информационный лист (ФИО, дата рождения, должность, образование, квалификация) График работы, режим дня. Сведения о материально – техническом обеспечении образовательной деятельности. Программы и методические пособия. Пояснительная записка Группа – центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Центром всей методической работы группы является предметно- пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль и укрепление психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа – это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя – сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома. Условиями полноценного функционирования группы является её методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей. Группу возглавляют два воспитателя, назначенные заведующей ДОУ. Задачи группы: заключаются в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал воспитанника. 1. Её задачей является оказание своевременной квалификационной конкретной консультативно – методической помощи педагогам и родителям по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации детей. 2. Побуждать педагогов к совершенствованию профессионального мастерства, квалификации и общего образовательного уровня. 3. Создание условия для творческой работы детей, совершенствования их знаний, умений, навыков. Профилактическая работа предусматривает: 1. Обучение и развитие детей и их родителей. 2. Обобщение и распространение передового педагогического опыта в ДОУ. 3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса. 4. Координация деятельности группы в семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников. 5. Своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально – волевой сферы ребенка. 6. Формирование у детей, родителей или лиц их заменяющих, навыков и умений согласно программе, используя разные формы работы: лекции, беседы, тренинги, игры, праздники, досуги и т.д. 7. Анализ качества работы с целью создания для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение компетентности родителей. Развивающая и коррекционная работа воспитателя предполагает разработку и осуществление задач работы группы календарного плана, предусматривающих: 1. Организацию развивающей предметной среды в группе, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста: - обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; - активизация родителей в разработке атрибутов и методических пособий. 2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста: - формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; - анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ; - анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний; 3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями. 4. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуально, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников. Консультативная работа включает: - консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей; - консультирование родителей по их запросам; - проведение совместных консультаций для работников учебно - воспитательного учреждения с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми. Информационный лист № ФИО 1 2 Канцарина Наталья Анатольевна Мухортова Олеся Олеговна дата рождения 22.01.1969 должность образование квалификация воспитатель высшее Высшая категория 03.04.1989 воспитатель Среднее профессиональное График работы группы «Солнышко» с 7.00 до 19.00 часов РЕЖИМ ДНЯ Средняя группа (от 4 до 5 лет) холодный период Режимный момент Приём, осмотр детей, игры, самостоятельная деятельность Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, культурно-гигиенические мероприятия, завтрак Самостоятельная деятельность (игровая пауза, подготовка к НОД) Непосредственно образовательная деятельность (с 10 мин. перерывом) Игры, самостоятельная деятельность Подготовка к прогулке, прогулка Возращение с прогулки, подготовка к обеду, культурногигиенические мероприятия, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, оздоровительные мероприятия Подготовка к полднику, полдник Игры, самостоятельная деятельность или непосредственно образовательная деятельность (с 10 мин. перерывом) Подготовка к прогулке, прогулка, подвижные игры. Самостоятельная деятельность Подготовка к ужину, ужин Общение с детьми, родителями. Уход домой Время 07.00-08.10 08.10-08.20 08.20-08.40 08.40-09.00 09.00-09.50 09.50-10.10 10.10-11.50 11.50-12.20 12.20-15.00 15.00-15.15 15.15- 15.40 15.40-16.35 16.35-18.20 18.20-18.50 18.50-19.00 Средняя группа (от 4 до 5 лет) теплый период Режимный момент Прием, осмотр, игры, самостоятельная деятельность на свежем воздухе Утренняя гимнастика на свежем воздухе на участке группы Подготовка к завтраку, культурно-гигиенические мероприятия, завтрак Самостоятельная деятельность (игры, беседы, ситуативный разговор, чтение художественной литературы, трудовые поручения в уголке природы) Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки Подготовка к обеду, культурно-гигиенические мероприятия, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, оздоровительно – профилактические мероприятия Подготовка к полднику, полдник Прогулка, совместная деятельность взрослого и детей, чтение художественной литературы, игровая деятельность, самостоятельная деятельность по выбору детей, досуги (на свежем воздухе) Подготовка к ужину, культурно-гигиенические мероприятия, ужин Общение с детьми, родителями. Уход домой Время 07.00-08.10 08.10-08.20 08.20-08.40 08.40-10.00 10.00-12.00 12.00-12.25 12.25-15.00 15.00-15.15 15.15- 15.30 15.30-18.20 18.20-18.50 18.50-19.00 Сведения о материально – техническом обеспечении образовательной деятельности Информационная справка Тамбур Общая площадь: 2.83 кв.м. Освещение: плафон 1 шт. Домофон: 1 шт. Напольное покрытие: плитка, ковровая дорожка 1 шт. Обезораживатель: дезиптол 1 шт Наличие дневного света: нет. Мебель: лавочка 1 шт. Цель: прием детей. Информационная справка Буфетная Общая площадь: 3.3 кв.м. Освещение: плафон с лампочкой 1шт. Напольное покрытие: линолеум. Наличие дневного света: нет. Мебель: полка для посуды 2 шт., мойка для посуды 2 шт. Столовая посуда: подвесные сушилки для посуды 2 шт., бокалы 32, вилки 21, ложки 21, чайные ложки 21, ножи 21, тарелки глубокие 21, тарелки мелкие 21, подносы 3 шт., половники 3 шт., кастрюли 5 шт., салфетницы 2шт, чайники 3 шт., доски разделочные 4 шт., маслёнка 1 шт., бак для замачивания посуды 1шт, контейнер для замачивания 2 шт., мусорная корзина 1 шт. Цель: хранение и предназначение посуды. Информационная справка о приемной комнате Общая площадь: 16.5 кв.м. Освещение: интерьерные светодиодные светильники 2 шт. (по 200 Вт). Напольное покрытие: линолеум, ковёр 1 шт. Наличие дневного света: 1 окно. Мебель: раздевальные шкафчики 25 шт., 3 лавочки, сушилка для одежды 1 шт., вешалка для одежды сотрудников 1 шт. Дополнительные средства для дизайна интерьера: информационные стенды для родителей – 4 шт., папки с документацией для родителей - 2 шт., дезиптол 2 шт., шторы с ламбрекеном 1 шт., термометр 1 шт., список на кабинки, меню., термометр. Цель: использование ПРС для информирования родителей с условиями пребывания детей в детском саду. Информационная справка о групповой комнате Общая площадь: 47.9 кв.м. Освещение: интерьерные светодиодные светильники 6 шт. Напольное покрытие: линолеум, дорожка 2 шт. Наличие дневного света: 3 окна. Мебель: 7 столов прямоугольной формы, 1стол квадратной формы, 19 детских стульев, стулья большие 3 шт., стул большой мягкий 1шт, стенка для игрушек «Замок» 1шт, стенка для игрушек и пособий 1шт, шкаф книжный 1шт, уголок «Конструктор» 1 шт., шкаф для игровых пособий 1шт, шкаф для игрушек 2шт, этажерка 1 шт., тумба 2 шт., тумба малая 1 шт., игровой шкаф «Кухня». Дополнительные средства для дизайна интерьера: ОБЛУЧАТЕЛЬ-РЕЦИРКУЛЯТОР БАКТЕРИЦИДНЫЙ ТУ94444-001-23550507-2008, шторы с ламбрекенами 1 шт., шторы затемнение 4 шт., 2 ковра, магнитная доска, термометр 1шт. Цель: использование предметно – развивающей среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду. Информационная справка о спальной комнате Общая площадь: 39.1 кв.м. Освещение: интерьерные светодиодные светильники 1 шт. Напольное покрытие: линолеум, ковер 1 шт., Наличие дневного света: окна. Мебель: 20 детских кроватей, стул большой мягкий, полка для белья. Дополнительные средства для дизайна интерьера: рециркулятор «Азов» ОБРН-2х15, постельное белье – 40 комплектов, подушки – 20 шт., матрасы - 20 шт., покрывало 20 шт., наматрасники - 20 шт. термометр. Цель: удовлетворять потребность детей в дневном отдыхе. Информационная справка туалетная комната Общая площадь: 16.04. кв.м. Освещение: плафон с лампочкой 2 шт. Напольное покрытие: напольная керамическая плитка. Стены: настенная керамическая плитка. Наличие дневного света: окно 1 шт. Мебель: Шкафчики для полотенец – 3 шт. раковины – 2 шт. маленьких, 1 большая, унитазы детские – 2 шт., поддон 1 шт., бак для замачивания игрушек., зеркало – 3 шт., резиновый коврик, карманы для расчесок 1 шт., список детей на полотенца, на расчески. Цель: формирование у детей культурно – гигиенических навыков. Информационная справка о групповой комнате «Игровой центр» Цель: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Вид деятельности: игровая. Тип количество Наименование материала ИгрушкиКуклы крупные 2 разные персонажи и Куклы средние 6 разные ролевые Звери и птицы объемные и плоскостные на 20 разные атрибуты подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см.) Набор наручных кукол бибабо: сказочные персонажи 2 разные Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см.) 5 разные Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на 10 разные подставках (мелкие) Тематический набор сказочных персонажей 2-3 разные (объемные, средние и мелкие, 7-15 см.) Белая шапочка 1 Плащ-накидка 1 Фуражка/бескозырка 1 Каска 2 Набор масок (животные; сказочные персонажи) 2-3 разные ИгрушкиНабор чайной посуды, крупный 1 предметы Набор чайной посуды, средний 2 оперирования Набор кухонной посуды 2 Тип материала Маркеры игрового пространства Полифункцио нальные материалы Наименование Молоток Комплект кукольных постельных принадлежностей Грузовик, крупный Тележка-ящик, крупная Автомобили с открытым верхом, средних размеров Пожарная машина, средних размеров Автомобили мелкие Кукольная коляска, средних размеров (складная) Набор медицинских принадлежностей Полосатый жезл Весы Часы Телефон Сумки, корзинки, рюкзачки Кукольный стол, крупный Кукольная кровать, диванчик (крупный) Кухонная плита Набор мебели для кукол среднего размера Руль на подставке Универсальная складная рама/ширма Кукольный дом (для кукол среднего размера) Бензозаправочная станция -гараж (для мелких автомобилей) Светофор Тематические строительные наборы: город замок (крепость) ферма (зоопарк) Объемные модули, крупные, разных форм Крупный строительный набор Ящик с мелкими предметами-заместителями количество 1 1 1 1 1 1 10 разные 3 2 1 1 1 1 5 разные 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 Материалы для игры с правилами Тип материала Для игр на ловкость Для игр "на удачу" Наименование Настольная игра "Поймай рыбку" Бирюльки Кегли (набор) Кольцеброс (напольный) Мячи разного размера Настольная игра "лото" (с картами из 6-8 частей) количество 1 2 1 1 7 6-8 разные «Центр творчества» Цель: приобщение детей к творческой деятельности, способствовать саморазвитию и самореализации, развивать творческие способности. Вид деятельности: изобразительная деятельность. Тип материала Для рисования Наименование Набор цветных карандашей (24 цвета) количество На каждого ребенка Тип материала Для аппликации Наименование Цветные восковые мелки (12 цветов) Палитры Губки для смывания краски с палитры Круглые кисти Пластилин Доски, 20´20 см Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие Стеки разной формы Ножницы с тупыми концами Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги Щетинные кисти для клея Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем количество На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка Материалы для конструирования Тип материала Основной набор материалов и оборудования количество Комплект больших мягких модулей Один на группу Детали Набор мелкого строительного материала, имеющего конструктор основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие 1 а и длинные пластины) «Центр книги» Цель: формирование у детей устойчивого интереса к книге, желания читать и потребности в познании нового. Вид деятельности: коммуникативная. №п/п Оборудование 1. Мебель Стеллаж для книг 2. Оборудование (средства) обучения. Литература по возрасту Наглядный материал «Составь по картине рассказ, «Расскажи сказку», 3. Наглядный материал: «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Транспорт», «Домашняя мебель», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Продукты питания», Дидактические пособия: «Загадки для детей», «Знакомимся с окружающим миром», «Учимся, играя», «Альбом по развитию мелкой моторике», «Альбом по развитию речи», «Речевые и пальчиковые игры», «Вежливые слова «Считалочки», «Артикуляционная гимнастика», «Стихи, песенки, потешки», «Пальчиковые игры по темам недели» «Игры на развитие речевого дыхание», «Речевые игры», Количество 1 В наличии В наличии «Игры стишки с движениями», «Развивающие потешки», «Подвижные игры с художественным словом». Дидактические игры «Найди и назови отличия», «Сравни», «Профессии», 4. «Сравниваем противоположности», «Кто где живёт», «Игры для развитие речи», «Найди различие», На развитие речевого дыхания. Разрезные картинки. В наличии «Центр музыки и театра» Цель: вид деятельности: театрализованная, музыкально – художественная. № Оборудование Количество п/п 1. 2. Мебель Стеллаж с полками Оборудование (средства) обучения Маски: (домашние и дикие животные, овощи, фрукты). Атрибуты для постановки сказок (по программе). Театр на фланелеграфе Кукольный театр Фланелеграф 1 В наличии В наличии 1 4 1 Наглядный материал 3. Погремушки Металлофон бубны дудка Кукольный театр Плоскостной кукольный театр. 10 4 2 1 3 2 «Центр познавательного развития» Цель: развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности и наблюдению. Вид деятельности: исследовательско - познавательная (интеллектуальнопознавательная). Тип материал Наименование количество а Объекты Набор геометрических фигур для группировки по цвету, 1 для форме, величине (7 форм разных цветов и размеров) исследова Доски-вкладыши (с основными формами, составными 6-8 разные ния в из 4-5 частей) действии Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с 6-8 разные оттенками) составными формами (4-5 частей) Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 1 палочек каждого цвета) Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 2-3 4-6 элементов) Тип материал а Образносимволич еский материал Наименование Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами Балансиры Часы с круглым циферблатом и стрелками Набор волчков (мелкие, разной формы) Вертушки разного размера Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные) Игрушка-головоломка Наборы картинок для группировки и обобщения (до 810 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. Наборы парных картинок типа "лото" из 6-8 частей Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу) Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы) Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина) Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) Серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей) Разрезные сюжетные картинки Разрезные контурные картинки (4-6 частей) Иллюстрированные книги, альбомы. количество 2-3 3 1 1 4-5 3 1 3 3 1 1 1 2 2 2 8-10 разные 2 Центр ФИЗО Цель: развитие навыков физического развития. Наименование Коврик массажный Мячи Обруч плоский Кегли Кольцеброс (набор) Мешочек с грузом большой Шар цветной Шнур короткий Размеры, масса количество Длина 75 см, Ширина 70 см Разного диаметра Диаметр 40 см 10 7 1 5 2 2 4 10 Масса 400 г Диаметр 20-25 см Длина 75 см «Центр уединения» Цель: обеспечение детям психологического комфорта в группе. Назначение: место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать. Оборудование №п/п Количество Мебель Диван детский 1. 1 Оборудование (средства) обучения Плед Подушки Телефон детский 2. 1 2 1 Наглядный материал Эмоции: на палочках, на кубике. 3. Игры этюды: на осознание и выражение основных эмоций; «Наши чувства и эмоции». В наличии Программы и методические пособия Наименование ООП дошкольного образования детского сада 65 Образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Дополнительная общеразвивающая программа для детей средней группы Автор Педагогический коллектив детского сада 65 Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Педагогический коллектив детского сада 65 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Парциальная программа "Основы Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева безопасности детей дошкольного возраста" Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Парциальная программа художественного И. А. Лыкова воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» Парциальная программа "ТеатрН.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович творчество-дети" Парциальная программа художественноИ. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева эстетической направленности для детей дошкольного возраста «Ладушки» Образовательная область «Физическое развитие» Парциальная программа «Физическая Л.Д. Глазырина культура - дошкольникам» Парциальная программа «Развивающая В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров педагогика оздоровления» Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания по образовательным областям Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Белая, К.Ю., Сотникова, В.М. Разноцветные игры [Текст]: сборник материалов/ К.Ю. Белая, В.М. Сотникова. - М.: Линка – Пресс, 2007.-336с. 2. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети [Текст]: учебнометодическое пособие/ Т.Н. Доронова. - М.: Линка – Пресс, 2006.-208 с. 3. Доронова, Т.Н., Карабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в 1. дошкольном возрасте [Текст]: методическое пособие/ Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева - М.: Воспитание дошкольника, 2002.-128 с. 4. Логинова, Л.В., Скоролупова, О.А. Играем?.. Играем!!! [Текст]: методическое пособие/ Л.В. Логинова, О.А. Скоролупова. - М.: Скрипторий 2003, 2006.- 112 с. Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Алябьева, Е.А. Тематические дни и недели в детском саду [Текст]: методическое пособие/ Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2005.- 160 с. 2. Гризик, Т.И. Ребенок познает мир [Текст]: методическое пособие/Т.И. Гризик. - М.: Воспитание дошкольника, 2003.- 80 с. 3. Дыбина, О. Б. Из чего сделаны предметы [Текст]: методическоепособие/ О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2005.- 128 с. 4. Кнушевицкая, Н.А., Ракитина, И.В. Головные уборы. Какие они? [Текст]: методическое пособие/ Н.А. Кнушевицкая, И.В. Ракитина. - М.: МЦФЭР, 2008.- 48 с. 5. Нефедова, К.П. Дом. Какой он? [Текст]: методическое пособие/ К.П. Нефедова. - М.: Гном и Д, 2008.- 72 с. 6. Нефедова, К.П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? [Текст]: методическое пособие/ К.П. Нефедова. - М.: Гном и Д, 2008.- 96 с. 7. Павленко, И.Н., Родюшкина, Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ[Текст]: методическое пособие/ И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина. - М.: Сфера, 2006.- 170 с. 8. Скоролупова, О.А. Домашние и дикие животные [Текст]: методическое пособие/О.А. Скоролупова. - М.: Скрипторий, 2003,2006.- 128с. 9. Скоролупова, О.А. Животный мир жарких стран [Текст]: методическое пособие/О.А. Скоролупова. - М.: Скрипторий, 2003,2006.- 112с. 10. Скоролупова, О.А. Покорение космоса [Текст]: методическое пособие/О.А. Скоролупова. - М.: Скрипторий, 2003,2005.- 80с. 11. Скоролупова, О.А. Транспорт: наземный, водный, воздушный [Текст]: методическое пособие/О.А. Скоролупова.- М.: Скрипторий, 2003,2006.136 с. Образовательная область «Речевое развитие» 1. Гербова, В.В., Ильчук, Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года [Текст]: пособие для воспитателей и родителей/ В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. - М.: ОНИКС, 2005. -335с. 2. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи [Текст]: методическое пособие / З.А. Гриценко. - М.: Линко-Пресс, 2003. -175с. 3. Кольцова, И.Н., Филиппова, Л.В., Филиппов,Ю.В., Фирсова, А.М. Сказка как источник творчества детей [Текст]: методическое пособие / И.Н. Кольцова, Л.В. Филиппова, Ю.В. Филиппов, А.М. Фирсова.- М.: Владос, 2001. -287с. 4. Павленко И.Н., Родюшкина, Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ [Текст]: методическое пособие/ И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина. - М.: Сфера,2006.-170 с. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду [Текст]: сценарии с нотным приложением/ Е.А. Антипина. – М.: Сфера, 2010.- 128с. 2.Бутенко, Э.В., Якименко, Н.А. Музыкальные игры и развлечения для детей 2-3 лет [Текст]: сценарии с нотным приложением/ Э.В. Бутенко, Н.А. Якименко. – М.: Сфера, 2011.-40с. 3. Комарова, Т.С., Ратанова, Т.А., Соломенникова, О.А. Народное творчество в воспитании детей [Текст]: методическое пособие/ под ред. Т.С. Комаровой.-М.: Педагогическое общество России,2000.-256с. Методические пособия: 1. Комарова, Т. С. Куцакова, Л. В., Павлова, Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 2. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. 3. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. Образовательная область «Физическое развитие» 1. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ[Текст]: методическое пособие / З.И. Береснева.- М.: Сфера, 2003.-32с. 2. Борисова, Е.Б. Система организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками [Текст]: методическое пособие/Е.Б. Борисова. – Волгоград: Панорама, 2006.-104 с.