11.09.2023
Дети мигрантов – это
дети-инофоны, приехавшие вместе со своими родителями в новую
страну проживания, как правило, из стран ближнего зарубежья. Таких детей
отличают слабое владение русским языком; отсутствие знаний об основах русской
культуры, истории, традиций и норм поведения; высокий уровень тревожности,
низкий уровень познавательной активности, что затрудняет их интеграцию в
социально-культурную жизнь российского общества и адаптацию в нём.
Социализация детей –
инофонов, обучение взаимодействию и толерантности носителей
различных культур и религий — важная задача дошкольного образования. Согласно
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной
консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и
внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня
доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству,
настоящему и будущему своей страны».
Семья может стать как
тормозом изучения языка, так и усилить мотивацию ребёнка. Большое значение
имеет то, как относятся в семье к своей и чужой культуре, т.е. преобладающая
стратегия аккультурации в семье.
Большинство родителей детей ДОУ, в том
числе инофонов, по результатам проведенного анкетирования выбирают стратегию
интеграции.
Родители хотят, чтобы дети ещё в детском саду приучались к общению с носителями других культур, чтобы дети из стран ближнего зарубежья начали как можно раньше говорить на русском языке. Выделяются следующие ответы:
· воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и культур – 70%;
· возможность получения образования в России – 100%;
· вероятность использования знания языка в качестве социального лифта – 65%;
· облегчение процесса миграции и интеграции в российское общество – 40%;
· знание языка и культуры страны пребывания – 80%.
Такая поддержка со
стороны родителей убеждает коллектив в правильности выбранной цели.
Наше ДОУ ежегодно
принимает в группы по нескольку детей-инофонов, родители которых приехали в
Россию на постоянное место жительства.
При адаптации таких детей
возникли определённые трудности:
1.Дети-инофоны не
вписывались в социокультурную среду русскоязычного окружения.
2. Дети-инофоны были
мало подготовлены для социального взаимодействия между собой и русскоязычными
детьми как в ДОУ, так и за его пределами.
Работа по осуществлению
социальной адаптации детей мигрантов начинается с диагностики уровня знания
русского языка, проведения психологических тренингов.
Среди задач обучения
важно выделить следующие:
1) в учебном аспекте –
достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;
2) в познавательном –
приобретение знаний о культуре страны пребывания;
3) в развивающем –
работа по становлению и формированию.
Адаптация и интеграция
детей инофонов
В решении проблемы
социальной адаптации детей инофонов активно участвуют все педагоги ДОУ. С
психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей инофонов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных
особенностей обучающихся, связанных с их культурной, социальной, этнической
принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование
толерантного сознания.
Психологическое
сопровождение детей инофонов включает в себя, прежде всего, систему
занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором
социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из
условий формирования личности на этом этапе. Целью такой системы работы
является конкретная помощь им в адаптации к новым условиям, но в целом –
формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.