Работа с детьми-инофонами

11.09.2023

inof-1.jpgДети мигрантов – это дети-инофоны, приехавшие вместе со своими родителями в новую страну проживания, как правило, из стран ближнего зарубежья. Таких детей отличают слабое владение русским языком; отсутствие знаний об основах русской культуры, истории, традиций и норм поведения; высокий уровень тревожности, низкий уровень познавательной активности, что затрудняет их интеграцию в социально-культурную жизнь российского общества и адаптацию в нём.

   Социализация детей – инофонов, обучение взаимодействию и толерантности носителей различных культур и религий — важная задача дошкольного образования. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

Семья может стать как тормозом изучения языка, так и усилить мотивацию ребёнка. Большое значение имеет то, как относятся в семье к своей и чужой культуре, т.е. преобладающая стратегия аккультурации в семье.

Большинство родителей детей ДОУ, в том числе инофонов, по результатам проведенного анкетирования выбирают стратегию интеграции.

Родители хотят, чтобы дети ещё в детском саду приучались к общению с носителями других культур, чтобы дети из стран ближнего зарубежья начали как можно раньше говорить на русском языке. Выделяются следующие ответы:

· воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и культур – 70%;

· возможность получения образования в России – 100%;

· вероятность использования знания языка в качестве социального лифта – 65%;

· облегчение процесса миграции и интеграции в российское общество – 40%;

· знание языка и культуры страны пребывания – 80%.

Такая поддержка со стороны родителей убеждает коллектив в правильности выбранной цели.

Наше ДОУ ежегодно принимает в группы по нескольку детей-инофонов, родители которых приехали в Россию на постоянное место жительства.Хочу такой сайт

При адаптации таких детей возникли определённые трудности:

1.Дети-инофоны не вписывались в социокультурную среду русскоязычного окружения.

2. Дети-инофоны были мало подготовлены для социального взаимодействия между собой и русскоязычными детьми как в ДОУ, так и за его пределами.

Работа по осуществлению социальной адаптации детей мигрантов начинается с диагностики уровня знания русского языка, проведения психологических тренингов.

Среди задач обучения важно выделить следующие:

1) в учебном аспекте – достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;

2) в познавательном – приобретение знаний о культуре страны пребывания;

3) в развивающем – работа по становлению и формированию.

Адаптация и интеграция детей инофонов

В решении проблемы социальной адаптации детей инофонов активно участвуют все педагоги ДОУ. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей инофонов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей обучающихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.

Психологическое сопровождение детей  инофонов включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе.  Целью такой системы работы является конкретная помощь им в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.

АНКЕТА для родителей детей-инофонов.pdf (скачать) (посмотреть)
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Двуязычный ребенок в детском саду».pdf (скачать) (посмотреть)
ПЛАН мероприятий по социальной адаптации детей-мигрантов.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа социализации и адаптации детей мигрантов.pdf (скачать) (посмотреть)
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Как общаться с двуязычным ребенком".pdf (скачать) (посмотреть)
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста".pdf (скачать) (посмотреть)
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Адаптация детей-инофонов. В детский сад с радостью".pdf (скачать) (посмотреть)
КОНСПЕКТ сеанса эмоциональной разгрузки для детей дошкольного возраста «Пойми меня или дети-инофоны в детском саду».pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».