Детская инициатива проявляется в свободной
самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность
играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в
соответствии с собственными интересами является важнейшим источником
эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная
деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во
второй половине дня. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут
осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности: — самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; — развивающие и логические игры; — музыкальные игры и импровизации; — речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; — самостоятельная деятельность в книжном уголке; — самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору
детей; — самостоятельные опыты и эксперименты и др. В развитии детской инициативы и самостоятельности
воспитателю важно соблюдать ряд общих требований: — развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к
получению новых знаний и умений; — создавать разнообразные условия и ситуации,
побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности
в личном опыте; — постоянно расширять область задач, которые дети
решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи,
требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять
детскую инициативу; — тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности,
доводить начатое дело до конца; — ориентировать дошкольников на получение хорошего результата; — своевременно обратить особое внимание на детей,
постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату,
склонных не завершать работу; — дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той,
в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки,
достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в
аналогичном случае;