Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сказочники" II ступень

Управление образования Киселевского городского округа
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Киселёвского городского округа детский сад № 65
комбинированного вида «Родничок»
(детский сад 65)
ПРИНЯТА:
на заседании Педагогического совета
от "29" мая 2023г .
Протокол № 4

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий детским садом 65
___________Е.К. Касаджик
от « 29» мая 2023г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности

«Сказочники» (II ступень)
(Инклюзивная)
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Рюмина Татьяна Алексеевна,
старший воспитатель

Киселевский городской округ, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ.................................................................................................. ...3
1.1. Пояснительная записка…….………………………………….......…… ...3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………....…… ...8
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы……...…......… ...8
1.4. Планируемые результаты…………………………..………………..... ...11
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ................................................................
2.1. Календарный учебный график ……………..……………........….........
2.2. Условия реализации программы …………..………………..................
2.3. Формы контроля …………………........................…………..................
2.4. Оценочные материалы …………..……………………….......................
2.5. Методические материалы ……...............................................................
2.6. Список литературы …………......................…………………................

...12
...12
...13
...15
...15
...15
...16

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Контрольно-оценочные материалы ...................................
Приложение 2. Глоссарий............................................……................……..

...18
...26

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сказочники» (II ступень) социально–гуманитарной направленности
реализуется в рамках муниципального заказа на услуги дополнительного
образования. Программа «Сказочники» (II ступень) является логическим
продолжением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Сказочники» (I ступень).
Содержание программы ориентировано на социализацию детей с ОВЗ
(ТНР) в среде здоровых сверстников. По программе могут обучаться
обучающиеся посещающие группы общеразвивающей направленности, так и
обучающиеся с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) групп
компенсирующей направленности.
Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание,
роль, назначение и условия реализации программ дополнительного
образования закреплены в следующих нормативных документах:
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
 изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в
образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения
финансового обеспечения реализации образовательной программы,
определенные в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с 14.07.2023
г.;
 Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»,
определяющего одной из национальных целей развития Российской
Федерации предоставление возможности для самореализации и развития
талантов;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по ДООП»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный №
48226);
 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг.
(Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642);
3

 Концепция

развития дополнительного образования детей в РФ
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ» (включая разноуровневые программы);
 Письмо
Минобрнауки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 "О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ
Департамента образования и науки Кемеровской области «Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740),
Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р
от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.).
 Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы» (утв. УО 30.04.2023 г.);
 Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения Киселевского городского округа детского сада
№65 комбинированного вида «Родничок»;
 Положение
«О разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
муниципальном автономном образовательном учреждении Киселевского
городского округа детском саду №65 комбинированного вида
«Родничок»;
 Положение о дополнительных платных образовательных услугах в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного
вида "Родничок" (от 30.04.2021г.).
Предметные области программы: речевое развитие.
Актуальность программы. Дошкольный возраст - важный период в
становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи
невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с
окружающим миром. Для маленького человека важно, чтобы его понимали
окружающие люди (взрослые и сверстники).
В наше время информационных технологий развитие речи детей является
актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять свое
речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки,
читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт
4

впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так
необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное
обучение родной речи. Именно востребованность данного навыка и явилась
необходимостью
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Сказочники» (II ступень) для детей 6-7 лет
старшего дошкольного возраста, что удовлетворяет социальный заказ
родителей г. Киселевска.
Новизна программы основана на интегративном подходе к обучению
детей старшего дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, выстроенном на
основе сказкотворчества, направленном на формирование ценностных
ориентаций личности.
Отличительной особенностью программы является использование
элементов различных современных методик речевого развития для детей
дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, направленных на развитие
интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы,
психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка, особенно
ребёнка с ОВЗ, плавно и грамотно протекает под руководством педагога в
рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей с
использованием игровых форм. Специально подобранные творческие игры,
упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные
представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить
фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, развивают
грамотность ребенка.
Кроме того, в процессе занятий дети научатся оригинально, по-своему
воспринимать содержание сказки, творчески преобразовывать ход
повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные
ситуации, соединять несколько сюжетов в один. Ребенок сможет не только
понять, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, но и создать ситуацию,
где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, без
жестокости и агрессии. Проживание сказочных ситуаций помогут
обучающимся, особенно детям с ОВЗ, разрешить эмоционально-личностные
проблемы, такие как повышенная тревожность, заниженная самооценка, а
также трудности в общении.
Отличием программы является концентричность её построения: знания,
полученные на первом году обучения, расширяются и дополняются в
дальнейшем на занятиях по дополнительным общеобразовательным
программам соответствующих направлений деятельности. В процессе обучения
и воспитания обеспечивается позитивная социализация детей, что особенно
важно для детей с ОВЗ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сказочники» (II ступень) модифицированная, инклюзивная. Разработана на
основе «Программы развития речи детей 5-7 лет» О.С. Ушаковой (г. Москва,
2019 г.), программно-методического пособия «Развития связной речи у детей
дошкольного возраста» Н.В. Нищева (г. Санкт- Петербург, 2020 г.),
5

методического пособия «Формирование речевого творчества дошкольников.
Обучение сочинению сказок» Е.Б. Танникова (г. Москва, 2019 г.).
Уровень освоения программы - стартовый.
Адресат программы: обучающиеся 6-7 лет (старший дошкольный
возраст), в том числе и дети с ОВЗ.
Возраст 6-7 лет – один из самых благодатных периодов, когда ребенок уже
говорит хорошо и много, ему есть что сказать, а взрослым интересно его
слушать. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на
вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе
второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка
сконцентрировано на основных персонажах. Ребенок способен в беседе
озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной
ситуации.
Кроме того, следует учесть, что у детей с ОВЗ очень часто наблюдаются
нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти,
мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Ребенок затрудняется
делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем ему
рассказывают. Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются
на овладении речью, с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем
случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные
слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше
понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает
только то, что связано с его личным опытом.
Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Количество
обучающихся в группе до 15 человек. Состав группы – одновозрастной,
смешанный (группу могут посещать, как дети из групп общеразвивающей
направленности, так и дети с ОВЗ). Зачисление в группы производится на
основании заявления и заключения договора с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся об оказании платных
дополнительных услуг и заключения психолого-медико-педагогической
комиссии (для детей с ОВЗ).
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы составляет
1 год. Объем программы рассчитан на 72 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия
проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного
академического часа - 30 мин. Перерыв между учебными занятиями групп не
менее 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Форма обучения – очная. В условиях перехода на дистанционное
обучение программа может быть реализована с использованием дистанционных
образовательных технологий.
6

Особенности организации образовательного процесса. Программа
реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, в том числе и
детей с ТНР. Занятия строятся на основе определенного сюжета, что позволяет
создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу и
побуждает каждого ребенка принять активное участие в процессе обучения и
способствует достижению хороших результатов в речевом развитии
обучающихся.
Данная программа направлена так же и на всестороннее развитие ребёнка с
ОВЗ. Методика программы позволяет детям с ОВЗ интенсивно заниматься и не
утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения
внимания. Занятия направлены на создание благоприятных условий для их
творческой деятельности, самореализации и адаптации, а также на развитие
всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных
процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой
моторики.
Содержание программы представляет собой логически выстроенную
систему обучения и воспитания, состоящую из отдельных разделов и
отражающую основные направления воспитательной работы ДОО:
-Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества (социальное
направление воспитания).
-Ценность знания (познавательное направление воспитания).
-Ценность здоровья (физическое и оздоровительное направление
воспитания).
Учитывая воспитательный и образовательный компоненты, на занятиях
решаются задачи образовательного и воспитательного характера. Развитые
речевые навыки детей напрямую влияют на их коммуникабельность. Так,
стимулирование педагогом познавательной активности у детей, с одной
стороны формирует любознательность, а с другой стороны - ценностное
отношения к взрослому как источнику знаний. При этом, воспринимая
информацию на занятиях, дети не только приобретают образовательные
навыки, но и учатся выстраивать коммуникацию со взрослым и сверстниками.
В случае реализации программы с использованием дистанционных
технологий образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с
использованием VK Мессенджера. Видеозанятия могут отправляться учащимся
по электронной почте. При необходимости педагогом проводятся
индивидуальные консультации с обучающимися с использованием VK
Мессенджера. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством
фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам
занятия в группе VK Мессенджера или на электронную почту педагога (по
согласованию).
Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа
направлена на развитие речи старших дошкольников, в том числе и детей с
ОВЗ, в игровой деятельности, на поддержание интереса детей к личности и
7

деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического
общения в совместной деятельности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие связной речи у старших дошкольников через
сказкотворчество.
Задачи программы:
Образовательные:
 учить детей связно, последовательно и выразительно передавать текст,
используя интонационные средства выразительности в диалогах;
 формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за
составлением самостоятельного высказывания;
 учить детей использовать в речи предложения различных видов;
 развивать у дошкольников произносительные умения;
 учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией;
Развивающие:
 развивать у дошкольников умение использовать вариативные формы
приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой;
 развивать у детей умения пересказывать, составлять небольшие рассказы
по картинкам, используя простые предложения;
 развивать словарный запас дошкольников;
 развивать у детей внимание, память, мышление;
 развивать у детей творческое воображение, фантазию в речевых
высказываниях;
Воспитательные:
 воспитывать у детей желание использовать средства интонационной
выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при
пересказе литературных текстов;
 воспитывать у дошкольников умение слушать рассказы и высказывания
других детей;
 воспитывать у дошкольников интерес к литературе, соотносить
литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать
причинные связи в тексте, воспроизводить текст.
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы
Учебно-тематический план
№
Наименование
Количество часов
разделов (темы)
Всего Теория Практика
Вводное занятие «Чудесный
1
0,5
0,5
мир сказки»

Форма
контроля
Тестирование

8

Раздел №1. Речь и ее
значение
1.1 От
чистоговорки
к
скороговорке
1.2 Загадки – рифмы
1.3 Стихи – добавлялки
Раздел № 2. Что такое
риторика?
2.1 Речевой этикет
2.2 «Это слово говорят, если
вас благодарят»
Раздел № 3. Творческое
рассказывание
3.1 Рассказ
3.2 «Сказки сами сочиняем, а
потом мы в них играем»
Раздел № 4. Пересказ
4.1 Сторителлинг - рассказ о
случае из собственной
жизни
4.2 Виды текстов
Раздел № 5. Уроки фантазии
и творчества
5.1 Небылицы
5.2 Поиграем - помечтаем
Итоговое занятие «Страна
Сочиняйка»
ИТОГО:

10

3

7

3

1

2

5
2
15

1
1
2

4
1
13

7
8

1
1

6
7

15

2

13

5
10

1
1

4
9

15
7

2
1

13
6

8
15

1
2

7
13

7
8
1

1
1
-

6
7
1

72

11,5

60,5

Игровое
упражнение
«Мы в слова
играем – вместе
дружно
сочиняем»
Игровое
упражнение
«Аукцион
вежливых слов»
Игровое
упражнение
«Абракадабра»
Игровое
упражнение
«Веселые
сочинялки»
Игра «Бином
фантазии»
Квест

Содержание программы
Введение в программу «Чудесный мир сказки» (1 час)
Теория. Цели и задачи программы. Правила техники безопасности.
Содержание программы на учебный год.
Практика. Игровые и проблемные ситуации. Игры и игровые упражнения,
направленные на развитие речевого общения детей. Игры, направленные на
формирование звукового анализа и синтеза.
Форма контроля. Тестирование.
Раздел 1. Речь и ее значение (10 часов).
1.1. От чистоговорки к скороговорке (3 ч.).
Теория.
Скороговорки,
чистоговорки,
произношении различных по структуре фраз.

считалки.

Сравнения

в

9

Практика. Задание: ищем сравнения в произношении. Игровые
упражнения: «Скажи с различной интонацией», «Скажи тихо - громко».
«Скажи как».
1.2. Загадки - рифмы (5 ч.).
Теория. Загадка как вид творчества. Загадки народные и авторские.
Жанровые особенности загадок. Алгоритм сочинения загадок.
Практика. Игры «Собери загадку», «Нарисуй и загадай». Работа с
копилкой загадок: составление алгоритма, сочинения загадок. «Угадай, что
это?», «Составляем загадочные фразы по алгоритму».
1.3. Стихи –добавлялки (2 ч.)
Теория. Стихотворение как вид литературного творчества. Жанровые
особенности стихотворения. Правила стихосложения. Рифма. Правила
рифмования. Стихи-добавлялки.
Практика. Игровые упражнения: «Говори наоборот», «Складушки –
ладушки», «Подбери рифму», «Значки разложу, стишок соберу».
Форма контроля. Игровое упражнение «Мы в слова играем – вместе
дружно сочиняем».
Раздел 2. Что такое риторика? (15 часов)
2.1. Речевой этикет (7 ч.)
Теория. Речевой этикет. Правила речевого этикета. Речевые задачи.
Практика. Упражнения «Поищем и найдем волшебные слова»,
«Вежливые отгадки». Речевые задачи по стихотворению В.Бокова «Доброе
слово»
2.2. «Это слово говорят, если вас благодарят» (8 ч.)
Теория. Вежливые слова и их значение (здравствуйте, до свидания,
спасибо, пожалуйста, извините, простите). Ситуации для употребления
вежливых слов в повседневной жизни.
Практика. Упражнения «Доскажи словечко», «Хорошие, плохие
поступки», «Волшебные слова». Аукцион вежливых слов.
Форма контроля. Игровое упражнение «Аукцион вежливых слов».
Раздел 3. Творческое рассказывание (15 часов)
3.1. Рассказ (5 ч.)
Теория. Рассказ и его жанровые особенности. Правила составления
связного рассказа.
Практика. Игры «Что за чем?», «Следопыты», «Что делает и зачем?»,
«Составь рассказ», «Расскажи по-другому», «Что изменилось?».
3.2.Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем (10 ч.)
Теория. Сказка и её жанровые особенности. Морфотаблицы. Алгоритм
составления текстов сказочного содержания по морфотаблице. Инсценировка.
Прием «Оживи сказку».
Практика. Упражнения «Сочиним историю», «Сочини сказку», «Коллаж
из сказок». Дидактическая игра «Сказочный экран».
Форма контроля. Игровое упражнение «Абракадабра».
10

Раздел 4. Пересказ (15 часов)
4.1. Сторителлинг - рассказ о случае из собственной жизни (7 ч.)
Теория. Понятие о сторителлинге. «Сторителлинг» как техника
составления рассказа. Правила составления рассказа.
Практика. Чтение коротких рассказов и их обсуждение. Составление
тематических рассказов по образцу: «Мой выходной день», «Расскажи о своем
доме».
4.2. Какие бывают тексты (описание, повествование, рассуждение) (8 ч.).
Теория. Текст. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Типы
связных высказываний с использованием карт Проппа.
Практика. Игровые упражнения «Сказки наизнанку», «Собери сказочные
слова», «Перепут», «Что сначала, что потом».
Форма контроля. Игровое упражнение «Весёлые сочинялки».
Раздел 5. Уроки фантазии и творчества (15часов)
5.1. Небылицы (7 ч.).
Теория. Небылицы как вид народного творчества. Нелепицы,
перевертыши, прибаутки. Правила составления небылиц.
Практика. Игры «Умейка – неумейка», «Задом наперед», «Небылицы в
картинках», «Это правда или нет?», «Кто больше заметит небылиц?».
5.2. Поиграем – помечтаем (8 ч.).
Теория. Алгоритм сказочной истории.
Практика. Работа со сказкой. Игровые упражнения «Выдумай историю»,
«Сказка от слова», «Сказка по кругу».
Форма контроля. Игра «Бином фантазии».
Итоговое занятие «Страна Сочиняйка» (1 час)
Практика. Викторина по речевому развитию «Поговорим — проговорим»,
речевые игры.
Форма контроля. Квест.
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения дошкольники имеют следующие результаты.
Предметные результаты:
знают:
- жанровые особенности (сказки, рассказа, стихотворения);
- смысловое содержание пословиц и поговорок;
- основные правила составления сторителлинга, небылиц;
- правила создания речевых продуктов;
- виды текстов (повествование, описание, рассуждение);
- алгоритм составления рассказа, сочинения сказки, стихотворения,
загадки;
- правила речевого этикета;
11

умеют:
- использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и
взрослыми;
- применять речевой этикет в разных ситуациях общения (приветствие,
прощание, выражение благодарности и извинения и др.);
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых
предложений.
В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие
личностные качества как:
- любознательность и познавательный интерес к процессу обучения и
творчеству;
- волевые качества: целеустремленность, настойчивость, решительность,
самостоятельность и инициатива;
морально-нравственные
качества:
дисциплинированность,
организованность, чувство ответственности.
В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы
такие метапредметные компетенции как:
- сформированы познавательные процессы (внимание, память,
воображение, восприятие, речь, мелкая моторика);
- сформированы мыслительная деятельность, детская активность,
самостоятельность, творческий подход в поиске способов решения
занимательных, практических, игровых задач.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
Объем
Всего
обучения учебных учебных
часов
недель

Режим
работы

Кол-во
учебных
дней

1 год
обучения

2 раза в
неделю
по 1
часу

144 дня

72 ч.

72

Даты начала и Продолжительн
окончания
ость каникул
учебных
периодов/ этапов

01 сентября –
31 мая

27 декабря –
10 января

12

2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение. Методы и приёмы обучения: словесный
(рассказ, беседа, вопросы к детям, объяснение, пояснения, чтение
художественной литературы); наглядный (наблюдение, рассматривание картин
и иллюстраций, демонстрация наглядных пособий (диафильмы, слайды,
видеозаписи, компьютерные программы); практический (упражнения,
экспериментирование); проблемный (проблемные вопросы, проблемные
задачи, проблемные ситуации); игровой (дидактическая игра, создание игровых
ситуаций, выполнение игровых действий, инсценировки).
Методы и приёмы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа,
анализ ситуаций);
- методы организации жизнедеятельности и поведения (поручение,
упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования);
- методы стимулирования деятельности и поведения (требование,
соревнование, поощрение).
Педагогические
технологии:
здоровьесберегающие
технологии,
информационно-коммуникационная технология.
Формы организации учебного занятия. Программа предусматривает
проведение традиционных занятий, игр и игровых упражнений.
Алгоритм учебного занятия:
- организационный момент;
- введение в тему;
- вводная беседа;
- изучение нового;
- рассказ, объяснение педагога;
- физкультминутка;
- закрепление;
- обобщающая беседа;
- подведение итогов.
Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Для детей с ОВЗ проводится смена видов деятельности (теория - практика),
соблюдаются перерывы, физкультминутки, минутки релаксации, игры с
нестандартным оборудованием, игры для снятия напряжения и предотвращения
утомляемости.
В данной программе заложены направления воспитательной работы,
соответствующие
Рабочей
программе
воспитания
муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского
городского округа детского сада №65 комбинированного вида "Родничок":
физическое и оздоровительное, познавательное, социальное.
Физическое и оздоровительное направление реализуется через проведение
динамических пауз, физминуток, использование здоровьеформирующих и
здоровьесберегающих технологий (самомассаж, песочная терапия и др.)

13

Познавательное направление воспитательной работы реализуется через
просмотр доступных для восприятия познавательных фильмов, чтения и
просмотра книг.
Социальное направление в рамках программы реализуется путем
проведения коммуникативных игр, в процессе которых дети учатся слышать
педагога и друг друга, выстраивать коммуникации. Игровая мотивация занятий
побуждает детей к решению поставленных задач, на основе взаимопомощи и
доброжелательного отношения к окружающим.
Материально-техническое обеспечение.
В образовательном учреждении имеется специально оборудованное
помещение кабинет учителя-логопеда для дополнительного образования детей
дошкольного возраста.
Оборудование и инвентарь для занятий
№ Наименование
Количество
1 Игрушки
10
2 Куклы
3
3 Персонажи литературных произведений
10
4 Наборы мягких и пластмассовых животных
5
5 Материалы для творчества детей
15
6 Канцелярские принадлежности
15
7 Набор компьютерных игр, физминуток, учебных заданий
1
8 Коллекция видеопрезентаций.
1
9 Ноутбук
1
10 Музыкальный плеер
1
11 Аудио записи детской музыки, песен, сказок
1
12 Диски, флеш-накопители с музыкальными композициями
1
13 Часы на стене
1
Информационное обеспечение:
- Образовательный портал "Лукошко сказок" [Электронный ресурс]. URL:
http://www.lukoshko.net (дата обращения: 19.04.2023г).
- Обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, видеоролики
и др. (если требует содержание занятия);
- Аудиозаписи: расслабляющая музыка, подвижная музыка, музыкальные
игры с движениями, логоритмика (если требует содержание занятия).
Кадровое обеспечение.
Реализацию
содержания
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Сказочники» (II ступень) могут осуществлять
педагоги, имеющие среднее специальное или высшее педагогическое
образование, обладающие достаточными теоретическими знаниями и опытом
практической деятельности в области дошкольного образования.

14

2.3. Формы контроля
Диагностика результатов обучения осуществляется в несколько этапов:
• вводный контроль проводится с целью выявления образовательного
уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору эффективных
форм и методов деятельности для обучающихся;
• промежуточный контроль- проводится в конце первого полугодия с
целью отслеживания уровня освоения программного материала;
• тематический
контроль
позволяет
определить
степень
сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это дает
возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся
помощь в усвоении содержания материала;
• итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме квеста «Страна
Сочиняйка».
2.4. Оценочные материалы
Этапы
Форма диагностики
диагностики
Тестирование
вводный
промежуточный Игровые упражнения: «Скажи с различной интонацией»,
«Скажи тихо - громко». «Скажи, как». «Мы в слова играем –
вместе дружно сочиняем», «Нарисуй и загадай»,
«Волшебные слова».
Педагогическое наблюдение
тематический
Игровые упражнения «Аукцион вежливых слов», «Веселые
сочинялки», «Абракадабра», «Небылицы в картинках», игра
«Бином фантазии».
Квест
итоговый
Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение,
создание ситуаций проявления качеств, умений.
Формы фиксации результатов: протокол.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
2.5. Методические материалы
Дидактические материалы:
Речевые игры: «Подбери пару», «Мое не мое», «Чудесный сундучок»,
«Подскажи словечко», «Кто больше назовет», «Что бывает таким», «Умный
словесник», «Скажи наоборот», «Ласковые слова», «Что лишнее», «Закончи
предложение», «Хорошо и плохо», «Поиграем в сказку».
15

Наглядные материалы:
1. Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 6-7 лет». Издательство «ТЦ Сфера», 2021.
2. Набор плакатов. Картотека сюжетных картинок. – Москва: ДетствоПресс, 2020.
Методические материалы, разработанные педагогом:
- Сборники «Игры и упражнения для развития всех сторон речи «Раз
словечко, два словечко».
- Методические разработки: «Дидактическая игра, как средство развития
связной речи и речетворчества у детей старшего дошкольного возраста»,
«Использование загадок в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
- Конспекты развлечений и праздников «В стране скороговорок и
чистоговорок», «Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем», «Страна
Сочиняйка».

2.6.

Список литературы

Для педагога:
- основная литература:
1. Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. – Москва:
ТЦ Сфера, 2019. – 128с.
2. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия, как средство развития
речи детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2019. –
112 с.
3. Гербова В. Развитие речи в детском саду. - Москва: Мозаика-Синтез,
2019. - 144 c.
4. Липина С.В. Развитие речи: Учебник. - Москва: Эксмо, 2019. - 222 c.
5. Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная
программа: Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2020. -223с.
6. Маланка Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи. - Москва: Эксмо, 2019. 192 c.
7. Пименова Т. М.Формирование художественно-речевых навыков у детей
5-7 лет. - Москва: Учитель, 2019.-156с.
8. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие
связной речи малыша. - Москва: Эксмо, 2019. - 240 c.
- дополнительная литература:
1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с
детьми с ОВЗ: методическое пособие. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2018. – 167 с.
2. Нищева Н.В. Развития связной речи у детей дошкольного возраста.Москва: Детство-Пресс, 201020. – 80 с.
3. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников
(обучение сочинению сказок). – Москва: ТЦ Сфера, 2021. – 96 с.
16

4. Ушакова О.С. Программа развития речи детей 5-7 лет. Москва: ТЦ
Сфера, 2019. — 272 с.
- для обучающихся и родителей:
1. Воскобович
В.В.
Игровая
технология
интеллектуально
–
творческогоразвития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое
пособие: - Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019. 223с.
2. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя. - Москва: Эксмо, 2019.320с.
3. Захаров А.И., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методические
рекомендации. Автореф. дис.канд. психол. - Л., 2020. - 16 с.
4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры: Москва:
Просвещение, 2020. -160с.
5. Матвеева А.С., Яковлева Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно.
Развитие речи 5-6 лет. - Москва: АСТ, 2021. - 256 c.
Интернет-ресурсы:
1. Детские сказки. Авторская коллекция детских сказок в стихах,
стихотворений, словарей, энциклопедий и пр. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.skazka.com.ru (дата обращения: 19.04.2023г.).
2. Воспитание детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL:
http://doshvozrast.ru (дата обращения: 19.04.2023г.).
3. Развитие речи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-rech.ru (дата
обращения: 19.04.2023г.).

17

Приложение 1
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений
обучающегося перед началом образовательного процесса по программе.
Форма проведения: тестирование
Содержание: практические задания.
Речевая подготовка

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий
уровень

Составляет по образцу рассказы из личного
опыта
Сочиняет стихи, загадки, скороговорки с
помощью рифмованных слов
Владеет интонационно-образной и языковой
выразительностью художественной речи и
применяет в различных видах художественнотворческой деятельности
Пользуется словами, составляющими основу
речевого этикета
Употребляет синонимы, антонимы, сложные
предложения разных видов
Придумывает новые сказки, небылицы,
рассказы
Придумывает новое, необычное, когда
рассказывает уже о чем–то знакомом и всем
известном
Критерии:
Высокий уровень (5 баллов)- ребенок сам выполняет упражнение;
Средний уровень (4 балла) - ребенок выполняет с помощью педагога;
Низкий уровень (3 балл) - ребенок не выполняет упражнение.

18

Результат

Придумывает новое, необычное, когда
рассказывает уже о чем –то знакомом и
всем известном
Общее количество баллов

Придумывает новые сказки, небылицы,
рассказы

Употребляет синонимы, антонимы,
сложные предложения разных видов

Пользуется словами, составляющими
основу речевого этикета
Изображает в рассказах
героев, передаёт их чувства
инастроение

Ф.И.О.
обучающегося

Владеет интонационно-образной и языковой
выразительностью художественной речи и
применяет в различных видах
художественно-творческой деятельности
произведения

№п
/п

Сочиняет стихи, загадки, скороговорки с
помощью рифмованных слов

Составлять по образцу рассказы из
личного опыта

Диагностическая карта вводного контроля
Срез знаний по темам

1

2
Критерии определения уровня обучающихся:
Общее количество баллов:
17-22 баллов – высокий уровень;
11-16 баллов – средний уровень;
0-10 баллов – низкий уровень.

19

Результат

Общее количество баллов

Придумывает новое, необычное, когда
рассказывает уже о чем –то знакомом и
всем известном

Придумывает новые сказки, небылицы,
рассказы

Употребляет синонимы, антонимы,
сложные предложения разных видов

Ф.И.О.
обучающегося

Изображает в рассказах
героев, передаёт их чувства и
настроение

№
п/
п
Пользуется словами, составляющими
основу речевого этикета

Составлять по образцу рассказы из
личного опыта
Сочиняет стихи, загадки, скороговорки с
помощью рифмованных слов
Владеет интонационно-образной и языковой
выразительностью художественной речи и
применяет в различных видах
художественно-творческой деятельности
произведения

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Цель:
оценка
качества
усвоения
обучающимися
содержания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
середине учебного года.
Содержание: практические задания.
Диагностическая карта промежуточного контроля
Срез знаний по темам

1

2

Критерии определения уровня обучающихся:
Общее количество баллов:
17-22 баллов – высокий уровень;
11-16 баллов – средний уровень;
0-10 баллов – низкий уровень.

20

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения.
Форма проведения: итоговое занятие.
Содержание: викторина.
Речевая подготовка

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий
уровень

Составляет по образцу рассказы из личного
опыта
Сочиняет стихи, загадки, скороговорки с
помощью рифмованных слов
Владеет интонационно-образной и языковой
выразительностью художественной речи и
применяет в различных видах художественнотворческой деятельности
Пользуется словами, составляющими основу
речевого этикета
Употребляет синонимы, антонимы, сложные
предложения разных видов
Придумывает новые сказки, небылицы,
рассказы
Придумывает новое, необычное, когда
рассказывает уже о чем–то знакомом и всем
известном
Общее количество баллов:
2 балла – ребенок самостоятельно проявляет умение;
1 балл – ребенок проявляет умение с помощью взрослого;
0 баллов – ребенок не проявляет умение.
Далее проводится суммирование полученных баллов:
Уровни развития связной речи:
17-22 баллов – высокий уровень.
11-16 баллов – средний уровень;
0-10 баллов – низкий уровень.
Устный опрос обучающихся в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Задание 1. Определить способность обучающихся составлять законченное
высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
21

Материал: серия картинок следующего содержания:
• Мальчик поливает цветы
• Девочка ловит бабочку
• Мальчик ловит рыбу
• Девочка катается на санках
• Девочка везет куклу в коляске.
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция:
"Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается
второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на
изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").
Задание 2. Выявление способности устанавливать лексико-смысловые
отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы
высказывания.
Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".
Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем
говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с
учетом только одной двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"),
задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие
задания предназначены для определения уровня сформированности и
особенности связной монологической речи детей.
Задание 3. Выявить возможности обучающихся воспроизводить
небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".
Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением
дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и
перескажи.
Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного
содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Материал: Серии картинок по сюжетам Н.Радлова. Картинки в нужной
последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их
рассмотреть.
Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ.
(Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания
каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При
затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на
соответствующую картинку или конкретную деталь.
Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью
выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и
монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему
(например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план
рассказа:
- что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они
играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры
зимой, а какие летом.
Задание 6. Составить описательный рассказ.
22

Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так
и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко
представлены основные свойства и детали предметов.
Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут
внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному
вопросному плану.
Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание:
"Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные
части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.
Задание 7. Закончи рассказ.
Цель задания: выявить возможности обучающихся, в решении
поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при
составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал.
Инструкция:
ребенку
показывают
картинку,
изображающую
кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора
содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и
предлагается придумать его продолжение.

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Оцениваемые
параметры

Уровень сформированности
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
(3 балла)
(2 балла)
(0-1 балл)
всегда соблюдает
знает и старается
нормы и правила
Принятие и
правила и нормы
соблюдать правила поведения не
соблюдение
поведения,
соблюдает,
норм поведения поведения на
занятии
нарушая их, как
игнорируя либо не
правило, под
осознавая их
влиянием других
во всем реально
в основном
чрезмерно
Самооценка
оценивает себя,
реально оценивает завышенная или
свои достижения и себя, свои
сниженная
возможности
достижения и
самооценка, не
(допустима чуть
возможности
критичность к
сниженная
(допустима чуть
своему поведению
самооценка)
завышенная
самооценка)
не умеет
не умеет, не
Действие оценки умеет
самостоятельно
самостоятельно
пытается и не
оценить свои
оценить свои
испытывает
действия, показать действия, но
потребности
правильность или испытывает
оценивать свои
ошибочность
потребность в
действия — ни
23

результата,
соотнося его со
схемой действия

Эмоциональная
отзывчивость

всегда
сопереживает и
стремится сразу
оказать помощь
другим

Сформированно
сть норм в
общении с
детьми
и взрослыми

знает и соблюдает
нормы общения с
детьми и
взрослыми

получении оценки
со стороны
педагога; может
оценить действия
других
обучающихся
способен к
сопереживанию,
но сразу оказать
помощь другим не
стремится

самостоятельно, ни
по просьбе
педагога

переживает только
собственные
неудачи и
безразлично
относится к
проблемам других
знает, но иногда не не знает и не
соблюдает нормы соблюдает нормы
общения с детьми общения с детьми
и взрослыми
и взрослыми

СФОРМИРОВАННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Оцениваемые
параметры

Уровень сформированности
Высокий уровень Средний уровень
Низкий уровень
(3 балла)
(2 балла)
(0-1 балл)
способен при
совместно с
даже при
Умение делать
незначительной
педагогом или
значительной
выводы
поддержке
обучающимися
помощи со
педагога сделать
может сделать
стороны педагога
выводы по
выводы по
не может сделать
результатам
результатам работы выводы по
работы
результатам
работы
проявляет интерес
обнаруживает
Сформированно проявляет
устойчивый
преимущественно к безразличное или
сть
негативное
познавательного интерес к любому новому
учебному
фактическому
отношение к
интереса
материалу, как
учебному материалу, учебной
фактическому, так проявляет
деятельности,
ик
познавательную
неохотно
теоретическому,
активность
включается в
старательно и с
преимущественно
выполнение
желанием
лишь в
заданий, не
выполняет задания сотрудничестве с
принимает помощь
педагогом
со стороны
педагога, охотно
выполняет лишь
24

привычные
действия, чем
осваивает новые

25

Приложение 2.
Глоссарий
Активный словарный запас – это те слова, которые человек регулярно
употребляет в устной речи и письме.
Викторина- игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные
вопросы из различных областей знания.
Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по
возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией,
выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров
действовать на слушателя и читателя»
Грамматическое оформление речи – соблюдение в речи грамматических
законов и правил, присущих данному языку.
Дикция - внятное, чёткое произношение слов и их сочетаний.
Инсценирование- предполагает воплощение текста художественного
произведения в действии.
Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно,
доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от
партнеров по общению.
Кричалка- ритмичная недлинная стихотворная форма.
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием
излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,
пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе
интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Небылица- жанр устного народного творчества, прозаическое или
стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического
содержания.
Отрывок - фрагмент текст.
Пауза - временная остановка в речи.
Пассивный словарный запас – этот набор слов, которые человек знает и
понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется.
Прибаутка- (от слова «баять», т. е. говорить, приговаривать) малый
юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке.
Потешки- это небольшой веселый стишок.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством
языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно
воспроизводить все стороны звучащей речи, т.е. узнавать, слышать и
передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой
языковой нормой.
Речевое дыхание - это умение производить короткий вдох и
продолжительный плавный выдох, необходимое для того, чтобы иметь
возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания.
Скороговорка - труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько
рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.
26

Считалка - краткое стихотворение, которые дети используют для
распределения ролей между участниками игры.
Темп речи - скорость произношения речи, относительное ускорение или
замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.)
Тембр –эмоционально- экспрессивная окраска речи.
Творчество- деятельность человека, которая создает нечто новое, все
равно будет ли это созданное.
Чистоговорка - ритмичный речевой материал, содержащий сложные
сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — устное словесное и
музыкальное народное творчество.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».