Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сказочники" I ступень

Управление образования Киселевского городского округа
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Киселѐвского городского округа детский сад № 65
комбинированного вида «Родничок»
(детский сад 65)
ПРИНЯТА:
на заседании Педагогического совета
от "29" мая 2023г .
Протокол № 4

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий детским садом 65
___________Е.К. Касаджик
от « 29» мая 2023г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«СКАЗОЧНИКИ» (I ступень)
(Инклюзивная)
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик:
Рюмина Татьяна Алексеевна,
старший воспитатель

Киселевский городской округ, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ...........................................................................................
1.1. Пояснительная записка ………...........……………………………
1.2. Цель и задачи программы …………............…….……..…………
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы ................
1.4. Планируемые результаты …………………………………………

...3
...3
...8
...8
...11

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………….……………………
2.1. Календарный учебный график …………......………………........
2.2. Условия реализации программы …………..………….……........
2.3. Формы контроля …………………......................…..……..............
2.4. Оценочные материалы ………………………………....................
2.5. Методические материалы …….......................................................
2.6. Список литературы …………...................…………..…….……....

...12
...12
...13
...15
...15
...16
...16

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Контрольно-оценочные материалы ......................
Приложение 2.Глоссарий............................................…………..

...18
...25

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сказочники» (I ступень) социально–гуманитарной направленности
реализуется в рамках муниципального заказа на услуги дополнительного
образования.
Содержание программы ориентировано на социализацию детей с ОВЗ
(ТНР) в среде здоровых сверстников. По программе могут обучаться
обучающиеся посещающие группы общеразвивающей направленности, так и
обучающиеся с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) групп
компенсирующей направленности.
Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание,
роль, назначение и условия реализации программ дополнительного
образования закреплены в следующих нормативных документах:
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
 изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в
образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения
финансового обеспечения реализации образовательной программы,
определенные в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с 14.07.2023
г.;
 Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»,
определяющего одной из национальных целей развития Российской
Федерации предоставление возможности для самореализации и развития
талантов;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по ДООП»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный №
48226);
 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг.
(Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642);
 Концепция
развития дополнительного образования детей в РФ
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
3

 Письмо

Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ» (включая разноуровневые программы);
 Письмо
Минобрнауки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 "О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ
Департамента образования и науки Кемеровской области «Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740),
Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р
от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.).
 Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы» (утв. УО 30.04.2023 г.);
 Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения Киселевского городского округа детского сада
№65 комбинированного вида «Родничок»;
 Положение
«О разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
муниципальном автономном образовательном учреждении Киселевского
городского округа детском саду №65 комбинированного вида
«Родничок»;
 Положение о дополнительных платных образовательных услугах в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного
вида "Родничок" (от 30.04.2021г.).
Предметные области программы: речевое развитие.
Актуальность программы. Дошкольный возраст - важный период в
становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи
невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с
окружающим миром. Для маленького человека важно, чтобы его понимали
окружающие люди (взрослые и сверстники).
Анализ реальной ситуации при обследовании речи в детском саду
комбинированного вида показывает, что с каждым годом количество детей с
нарушениями фонетического строя речи неуклонно растет. Эти дети
составляют основную группу риска школьной неуспеваемости. Именно
востребованность данного навыка и явилась необходимостью разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
4

«Сказочники» (I ступень) для детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста,
что удовлетворяет социальный заказ родителей г. Киселевска.
Новизна программы основана на интегративном подходе к обучению
детей старшего дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, выстроенном на
основе сказкотворчества, направленном на формирование ценностных
ориентаций личности.
Отличительной особенностью программы является использование
элементов различных современных методик речевого развития для детей
дошкольного возраста, направленных на развитие интеллектуальных и
коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических
процессов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает
под руководством педагога в рамках его возрастных возможностей и
индивидуальных особенностей с использованием игровых форм. Специально
подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить
оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей,
учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное
творчество, развивают грамотность ребенка.
Кроме того, в процессе занятий дети научатся оригинально, по-своему
воспринимать содержание сказки, творчески преобразовывать ход
повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные
ситуации, соединять несколько сюжетов в один. Ребенок сможет не только
понять, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, но и создать ситуацию,
где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, без
жестокости и агрессии. Проживание сказочных ситуаций помогут
обучающимся разрешить эмоционально-личностные проблемы, такие как
повышенная тревожность, заниженная самооценка, а так же трудности в
общении.
Отличием программы является концентричность еѐ построения: знания,
полученные на первом году обучения, расширяются и дополняются в
дальнейшем на занятиях по дополнительным общеобразовательным
программам соответствующих направлений деятельности. В процессе обучения
и воспитания обеспечивается позитивная социализация детей, что особенно
важно для детей с ОВЗ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сказочники» (I ступень) – модифицированная, инклюзивная. Разработана на
основе «Программы развития речи детей 5-7 лет» О.С. Ушаковой (г. Москва,
2019 г.), программно-методического пособия «Развития связной речи у детей
дошкольного возраста» Н.В. Нищева (г. Санкт- Петербург, 2020 г.),
методического пособия «Формирование речевого творчества дошкольников.
Обучение сочинению сказок» Е.Б. Танникова (г. Москва, 2019 г.).
Уровень освоения программы - стартовый.

5

Адресат программы: обучающиеся 5-6 лет (старший дошкольный
возраст), в том числе и дети с ОВЗ.
Дети 5-6 лет расширяют сферу своего общения, они уже в состоянии
рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и
то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное
употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение
предложений в соответствии с характером описываемых явлений), это связано с
появлением рассуждающего, логического мышления. Развитие всех сторон
речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет
основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи
повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях
грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы
языка.
Кроме того, следует учесть, что у детей с ОВЗ очень часто наблюдаются
нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти,
мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Ребенок затрудняется
делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем ему
рассказывают. Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются
на овладении речью, с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем
случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные
слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше
понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает
только то, что связано с его личным опытом.
Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Количество
обучающихся в группе до 15 человек. Состав группы – одновозрастной,
смешанный (группу могут посещать, как дети из групп общеразвивающей
направленности, так и дети с ОВЗ). Зачисление в группы производится на
основании заявления и заключения договора с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся об оказании платных
дополнительных услуг и заключения психолого-медико-педагогической
комиссии (для детей с ОВЗ).
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы составляет
1 год. Общее количество часов в год - 72 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия
проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного
академического часа - 25 мин. Перерыв между учебными занятиями групп не
менее 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Форма обучения – очная. В условиях перехода на дистанционное
обучение программа может быть реализована с использованием дистанционных
образовательных технологий.

6

Особенности организации образовательного процесса. Программа
реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить
ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития
(фонетическую, лексическую, грамматическую). Занятия строятся на основе
определенного сюжета, что позволяет создать доброжелательную,
эмоционально-насыщенную атмосферу и побуждает каждого ребенка принять
активное участие в процессе обучения и способствует достижению хороших
результатов в речевом развитии обучающихся.
Данная программа направлена так же и на всестороннее развитие ребѐнка с
ОВЗ. Методика программы позволяет детям с ОВЗ интенсивно заниматься и не
утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения
внимания. Занятия направлены на создание благоприятных условий для их
творческой деятельности, самореализации и адаптации, а также на развитие
всех необходимых психологических компонентов ребѐнка: познавательных
процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой
моторики.
Содержание программы представляет собой логически выстроенную
систему обучения и воспитания, состоящую из отдельных разделов и
отражающую основные направления воспитательной работы ДОО:
-Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества (социальное
направление воспитания).
-Ценность знания (познавательное направление воспитания).
-Ценность здоровья (физическое и оздоровительное направление
воспитания).
Учитывая воспитательный и образовательный компоненты, на занятиях
решаются задачи образовательного и воспитательного характера. Развитые
речевые навыки детей напрямую влияют на их коммуникабельность. Так,
стимулирование педагогом познавательной активности у детей, с одной
стороны формирует любознательность, а с другой стороны - ценностное
отношения к взрослому как источнику знаний. При этом, воспринимая
информацию на занятиях, дети не только приобретают образовательные
навыки, но и учатся выстраивать коммуникацию со взрослым и сверстниками.
В случае реализации программы с использованием дистанционных
технологий образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с
использованием VK Мессенджера. Видеозанятия могут отправляться учащимся
по электронной почте. При необходимости педагогом проводятся
индивидуальные консультации с обучающимися с использованием VK
Мессенджера. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством
фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам
занятия в группе VK Мессенджера или на электронную почту педагога (по
согласованию).
Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа
направлена на развитие речи старших дошкольников, в том числе и детей с
ОВЗ, в игровой деятельности, на поддержание интереса детей к личности и
7

деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического
общения в совместной деятельности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие связной речи у старших дошкольников через
сказкотворчество.
Задачи программы:
Образовательные:
 формировать и развивать фонематический слух детей;
 развивать у дошкольников произносительные умения;
 учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией;
 знакомить дошкольников со слоговой структурой слова.
Развивающие:
 развивать у детей умения правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией
сложного предложения;
 развиватьу детей умения пересказывать, составлять небольшие рассказы
по картинкам, используя простые предложения;
 развивать словарный запас дошкольников;
 развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
 развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
 воспитывать
у
детей
нравственные
качества
(терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим и др.).
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы
Учебно-тематический план
№

Наименование
Количество часов
Форма
разделов(темы)
контроля
Всего Теория Практика
Тестирование
Вводное занятие «В гостях у
1
0,5
0,5
сказки»
Педагогическое
Раздел 1. Загадки на планшете
10
2
8
1.1 Составление загадок.
наблюдение,
5
1
4
1.2 Метафоры – загадочные
упражнение
5
1
4
«Нарисуй и
фразы.
загадай»
Игровое
Раздел 2. Создание алгоритма 15
2
13
упражнение
рифмованных текстов.
2.1 Сочиняем
«Доскажи
рифмованные
7
1
6
словечко»
тексты.
8

Синквейн как жанр поэзии
Раздел
3.
Алгоритм
составления
логических
рассказов по серии картинок.
3.1 Логические рассказы по
серии картинок.
3.2 Составление описательного
рассказа с опорой на
мнемотаблицу
Раздел 4. Создание алгоритма
рассказов
по
сюжетной
картине.
4.1 Составление рассказов по
сюжетной картине.
4.2 Сказочный
калейдоскоп:
классификация
сказок,
понятие о народной и
литературной сказке.
Раздел 5. Создание алгоритма
текстов
фантастического
содержания.
5.1 Понятие «фантастика»
5.2 Сочиняем сказки.
Итоговое
занятие
«Путешествие в книжкино
Царство мудрое Государство»
ИТОГО:
2.2

8
15

1
2

7
13

5

1

4

10

1

9

15

2

13

7

1

6

8

1

7

15

2

13

7
8
1

1
1
-

6
7
1

72

10,5

61,5

Игровое
упражнение
«Поиграй-ка»

Викторина
«Путешествие
в страну
Любознаек»

Игрыдраматизации,
«Винегрет из
сказок»
Викторина,
игры

Содержание программы
Введение в программу «В гостях у сказки» (1 час)
Теория. Цели и задачи программы. Правила техники безопасности.
Содержание программы на учебный год.
Практика. Игровые и проблемные ситуации. Игры и игровые упражнения,
направленные на формирование фонематического восприятия, речевого слуха,
на различение звуков, на различение близких по звуковому составу слов. Игры,
направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
Форма контроля. Тестирование.
Раздел 1. Загадки на планшете (10часов)
1.1.Составление загадок (5 ч.)
Теория. Учимся сравнивать. Правила составления загадок.
Практика. Задание: ищем сравнения в литературных произведениях. Игры
«Путешествие в Зазеркалье», «Что на что похоже». Игровые упражнения:
9

«Заполни загадочную таблицу», «Собери загадку», «Нарисуй и загадай». Работа
с копилкой загадок: составление алгоритма, сочинения загадок. Собираем
книгу загадок: секретные подарки тетушке Загадушке.
1.2. Метафоры – загадочные фразы (5 ч.)
Теория. Понятие «метафора». Метафора и образ.
Практика. Собираем копилку сравнений. Игры «На что похожи, и чем
отличаются», «Угадай, что это?», «Составляем загадочные фразы по
алгоритму».
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Упражнение «Нарисуй и
загадай».
Раздел 2. Создание алгоритма рифмованных текстов (15 часов)
2.1. Сочиняем рифмованные тексты (7 ч.)
Теория. Рифмованный текст. Правила рифмования. Лимерики.
Практика. Сочиняем чистоговорки. Игры «Подбери рифмованные слова»,
«Доскажи словечко», «Пишем смешные стишки», «Придумай рифмованное
слово», ««Стихи про нас», Склад-несклад», «Собираем алгоритм». Мои первые
рифмовки «Мечтаю-сочиняю».
2.2. Синквейн как жанр поэзии (8 ч.)
Теория. Синквейн. Правила составления синквейна.
Практика. Упражнения «Рифмованный мяч», «Сочини дальше», «Склад не склад»
Форма контроля. Игровое упражнение «Доскажи словечко».
Раздел 3. Алгоритм составления логических рассказов по серии картинок
(15 часов)
3.1. Логические рассказы по серии картинок (5 ч.)
Теория. Правила составления рассказа по серии картинок. Взаимосвязь и
взаимозаменяемость признаков при описании сюжета.
Практика. Игры «Что за чем?», «Следопыты», «Паровозик времени», «Что
делает и зачем?», «Составь рассказ», «Расскажи по другому», «Помощники»,
«Что изменилось?», «Для чего и почему» - работа с дорожкой причинноследственных связей. Игра – эстафета «Разложи схему: что сначала, что
потом».
3.2. Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу (10 ч.)
Теория. Мнемотехника. Правила работы с мнемотаблицами. Знаки и
схемы.
Практика. Работа с мнемотаблицами «Угадай, что нарисовано».
Форма контроля. Игровое упражнение «Поиграй-ка».
Раздел 4. Создание алгоритма рассказов по сюжетной картине (15 часов)
4.1. Составление рассказов по сюжетной картине (7 ч.)
Теория. Отличие сюжетной картины от картин другого жанра. Алгоритм
составления рассказа по сюжетной картинке. Простое и распространѐнное
предложение.
10

Практика. Работа с анализаторами: я слушаю, я трогаю, я ощущаю запах».
Картина в гостях у бабушки Загадушки. Определение состава картины. Игры
«Охота за подробностями», «Кто самый внимательный», «Объединяй», «Кто с
чем, и почему». Игровое упражнение «На картину посмотрю, всюду рифму
нахожу», «Вместе с героями по дорожке времени». Собираем рассказ по
алгоритму: рассказ в подарок.
4.2. Сказочный калейдоскоп: классификация сказок, понятие о народной и
литературной сказке (8 ч.).
Теория. Классификация сказок: сказки о животных, волшебные сказки,
бытовые сказки. Народная и литературная сказка: особенности, отличия,
главные герои.
Практика. Компьютерная игра: «Узнай сказку»
Форма контроля. Викторина «Путешествие в страну Любознаек».
Раздел 5. Создание алгоритма текстов фантастического содержания (15
часов)
5.1.Понятие «фантастика» (7 ч.)
Теория. Фантастические истории и сюжеты. Основные герои и их
действия. Отличие сказочных героев от фантастических.
Практика. Работа с копилкой сказок: составление общего алгоритма
сказочных историй. Игры: «Узнай героя», «Собери сказку».
5.2. Сочиняем сказки. (8 ч.)
Теория. Правила сочинения сказки. Приѐм «Путешествия по волшебной
дорожке». Алгоритм сказочной истории.
Практика. Работа со сказкой: составление общего алгоритма сказочных
историй. Игры: «Винегрет из сказок», «Дела гнома Перепута». Игровые
упражнения «Назови действие», «Парад сказочных волшебников», «Измени
сказку», «Разложи схему алгоритма на волшебной дорожке». Моя книга
сказочных путешествий.
Форма контроля. Игра–драматизация «Винегрет из сказок».
Итоговое занятие «Путешествие в книжкино Царство мудрое Государство»
(1 час)
Практика. Викторина по речевому развитию «Всѐ обо всѐм».
Форма контроля. Викторина, игры.
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения дошкольники имеют следующие результаты.
Предметные результаты:
знают:
- жанровые особенности (сказки, рассказа, стихотворения);
- смысл слов «синонимов», «антонимов»;
- смысл пословиц и поговорок;
- основные правила составления синквейна;
11

-правила создания речевых продуктов;
умеют:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах,
во фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и
тихие;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- пересказывать и сочинять простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых
предложений;
- заучивать небольшие стихотворения.
В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие
личностные качества как:
- любознательность и познавательный интерес к процессу обучения и
творчеству;
- волевые качества: целеустремленность, настойчивость, решительность,
самостоятельность и инициатива;
морально-нравственные
качества:
дисциплинированность,
организованность, чувство ответственности.
В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы
такие метапредметные компетенции как:
- сформированы познавательные процессы (внимание, память,
воображение, восприятие, речь, мелкая моторика);
- сформированы мыслительная деятельность, детская активность,
самостоятельность, творческий подход в поиске способов решения
занимательных, практических, игровых задач.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
Объем
Всего
Режим Кол-во Даты начала и Продолжитель
обучения учебны учебных работы учебных
окончания
ность каникул
х часов недель
дней
учебных
периодов/
этапов
1 год
72 ч.
72
2 раза в 144 дня
01 сентября –
27 декабря –
обучения
неделю
31 мая
10 января
по 1
часу
12

2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение. Методы и приѐмы обучения: словесный
(беседа, вопросы к детям, объяснение, пояснения, чтение художественной
литературы); наглядный (наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций,
демонстрация наглядных пособий (диафильмы, слайды, видеозаписи,
компьютерные
программы);
практический
(упражнения,
экспериментирование); проблемный (проблемные вопросы, проблемные
задачи, проблемные ситуации); игровой (дидактическая игра, создание игровых
ситуаций, выполнение игровых действий, словесные игры, компьютерные
развивающие игры).
Методы и приѐмы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа,
анализ ситуаций);
- методы организации жизнедеятельности и поведения (поручение,
упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования);
- методы стимулирования деятельности и поведения (требование,
соревнование, поощрение).
Педагогические
технологии:
здоровьесберегающие
технологии;
информационно-коммуникационная технология.
Формы организации учебного занятия. Программа предусматривает
проведение традиционных занятий, занятий-зачетов, игр, развлечений и
праздников.
Учебное занятие может проводиться в следующей форме: беседа,
практическое занятие (отработка полученных знаний и умений), игровая форма,
игровое упражнение.
Алгоритм учебного занятия. В содержание занятий включены следующие
виды работы:
- Эмоциональный настрой.
- Разминка.
- Объяснение задания.
- Практическая часть занятия.
- Игровой момент.
- Подведение итогов.
Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Для детей с ОВЗ проводится смена видов деятельности (теория - практика),
соблюдаются перерывы, физкультминутки, минутки релаксации, игры с
нестандартным оборудованием, игры для снятия напряжения и предотвращения
утомляемости.
В данной программе заложены направления воспитательной работы,
соответствующие
Рабочей
программе
воспитания
муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского
городского округа детского сада №65 комбинированного вида "Родничок":
физическое и оздоровительное, познавательное, социальное.

13

Физическое и оздоровительное направление реализуется через проведение
динамических пауз, физминуток, использование здоровьеформирующих и
здоровьесберегающих технологий (самомассаж, песочная терапия и др.)
Познавательное направление воспитательной работы реализуется через
просмотр доступных для восприятия познавательных фильмов, чтения и
просмотра книг.
Социальное направление в рамках программы реализуется путем
проведения коммуникативных игр, в процессе которых дети учатся слышать
педагога и друг друга, выстраивать коммуникации. Игровая мотивация занятий
побуждает детей к решению поставленных задач, на основе взаимопомощи и
доброжелательного отношения к окружающим.
Материально-техническое обеспечение.
В образовательном учреждении имеется специально оборудованное
помещение кабинет учителя-логопеда для дополнительного образования детей
дошкольного возраста.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Оборудование и инвентарь для занятий
Наименование
Игрушки
Куклы
Персонажи литературных произведений
Наборы мягких и пластмассовых животных
Материалы для творчества детей
Канцелярские принадлежности
Набор компьютерных игр, физминуток, учебных заданий
Коллекция видеопрезентаций.
Ноутбук
Музыкальный плеер
Аудио записи детской музыки, песен, сказок
Диски, флеш-накопители с музыкальными композициями
Часы на стене

Количество
10
3
10
5
15
15
1
1
1
1
1
1
1

Информационное обеспечение:
- Образовательный портал "Лукошко сказок" [Электронный ресурс]. URL:
http://www.lukoshko.net (дата обращения: 19.04.2023г).
- Обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, видеоролики
и др. (если требует содержание занятия);
- Аудиозаписи: расслабляющая музыка, подвижная музыка, музыкальные
игры с движениями, логоритмика (если требует содержание занятия);
Кадровое обеспечение. Реализацию содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Сказочники» (I ступень)
могут осуществлять педагоги, имеющие среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающие достаточными теоретическими
14

знаниями и опытом практической деятельности в области дошкольного
образования.
2.3. Формы контроля
Диагностика и контроль результатов обучения осуществляется в
несколько этапов:
• вводный контроль проводится с целью выявления образовательного
уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору эффективных
форм и методов деятельности для обучающихся;
• промежуточный контроль - проводится в конце первого полугодия с
целью отслеживания уровня освоения программного материала;
• тематический
контроль
позволяет
определить
степень
сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это дает
возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся
помощь в усвоении содержания материала;
• итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме викторины
«Путешествие в книжкино Царство мудрое Государство».
2.4. Оценочные материалы
Этапы
Форма диагностики
диагностики
Тестирование
вводный
промежуточный Игровые упражнения «Что на что похоже», «Собери
загадку»,«Узнай героя»
Педагогическое наблюдение
тематический
Игровые упражнения «На картину посмотрю, всюду рифму
нахожу», «Вместе с героями по дорожке времени», «Собери
сказку», «Винегрет из сказок»
Викторина
итоговый
Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение,
создание ситуаций проявления качеств, умений.
Формы фиксации результатов: протокол.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

15

2.5. Методические материалы
Дидактические материалы:
Речевые игры «У кого, кто», «Кто, где живет», «Что, где растет»,
«Магазин», «Подбери пару», «Подбери одежду», «Когда это бывает», «Мое не
мое», «Кому что нужно», «Чудесный сундучок», «Подскажи словечко», «Кто
больше назовет», «Что бывает таким», «Умный словесник», «Скажи наоборот»,
«Ласковые слова», «Что лишнее».
Наглядные материалы:
1.
Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 5-6
лет».- Издательство «ТЦ Сфера», 2021
2. Наборплакатов. Картотека сюжетных картинок. Детство-Пресс, 2020
Методические материалы, разработанные педагогом:
- Сборники «Игры и упражнения для развития всех сторон речи «Раз
словечко, два словечко».
- Методические разработки «Развитие словотворчество у детей
дошкольного возраста», « Как учить детей размышлять».
- Конспекты развлечений и праздников «В стране скороговорок и
чистоговорок», «Путешествие в страну Любознаек», «Путешествие в книжкино
Царство мудрое Государство».
2.6. Список литературы
Для педагога:
- основная литература:
1. Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. – Москва:
ТЦ Сфера, 2019. – 128с.
2. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия, как средство развития
речи детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2019. –
112 с.
3. Гербова В. Развитие речи в детском саду. - Москва: Мозаика-Синтез,
2019. - 144 c.
4. Липина С.В. Развитие речи: Учебник. - Москва: Эксмо, 2019. - 222 c.
5. Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная
программа: Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2020. -223с.
6. Маланка Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи. - Москва: Эксмо, 2019. 192 c.
7. Пименова Т. М.Формирование художественно-речевых навыков у детей
5-7 лет.- Москва: Учитель, 2019.-156с.
8. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие
связной речи малыша. - Москва: Эксмо, 2019. - 240 c.

16

- дополнительная литература:
1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с
детьми с ОВЗ: методическое пособие. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2018. – 167 с.
2. Нищева Н.В. Развития связной речи у детей дошкольного возраста.Москва: Детство-Пресс, 201020. – 80 с.
3. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников
(обучение сочинению сказок). – Москва: ТЦ Сфера, 2021. – 96 с.
4. Ушакова О.С. Программа развития речи детей 5-7 лет. Москва: ТЦ
Сфера, 2019. — 272 с.
- для обучающихся и родителей:
1. Воскобович
В.В.
Игровая
технология
интеллектуально
–
творческогоразвития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое
пособие:- Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019. 223с.
2. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя. - Москва: Эксмо, 2019.320с.
3. Захаров А.И., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методические
рекомендации. Автореф. дис.канд. психол. - Л., 2020. - 16 с.
4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры: Москва:
Просвещение, 2020.-160с.
5. Матвеева А.С., Яковлева Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно.
Развитие речи 5-6 лет. - Москва: АСТ, 2021. - 256 c.
Интернет-ресурсы:
1. Детские сказки. Авторская коллекция детских сказок в стихах,
стихотворений, словарей, энциклопедий и пр. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.skazka.com.ru (дата обращения: 19.04.2023г.).
2. Воспитание детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL:
http://doshvozrast.ru (дата обращения: 19.04.2023г.).
3. Развитие речи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-rech.ru (дата
обращения: 19.04.2023г.).

17

Приложение 1.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений
обучающегося перед началом образовательного процесса по программе.
Форма проведения: тестирование
Содержание: практические задания.
Речевая подготовка

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий
уровень

Составлять по образцу рассказы из личного
опыта, по сюжетной картине, по набору
картинок.
Сочинять концовки к сказкам
Последовательно,
без
существенных
пропусков
пересказывать
небольшие
литературные произведения.
Согласовывать
прилагательные
с
существительными,
подбирать
к
существительному
несколько
прилагательных.
Заменять слово другим со сходным
значением
Употребляет синонимы, антонимы, сложные
предложения разных видов
Пересказывает и драматизирует небольшие
литературные произведения; составляет по
плану и образцу рассказы из опыта, о
предмете, по сюжетной картинке, набору
картин
Воспринимать небольшие потешки, сказки и
рассказы без наглядного сопровождения
Критерии:
Высокий
уровень (5 баллов)- ребенок сам выполняет упражнение;
Средний уровень (4 балла) - ребенок выполняет с помощью педагога;
Низкий уровень (3 балл) - ребенок не выполняет упражнение.

18

Результат

Общее количество баллов

существительными,
подбирать к
Заменять слово другим со
существительному
сходным значением
антонимы,
Употребляет синонимы,
несколько
разных
сложные предложения
прилагательных.видов
Пересказывает и драматизирует небольшие
литературные произведения; составляет по
плану и образцу рассказы из опыта, о
предмете, по сюжетной картинке, набору
Воспринимать небольшие
картин потешки, сказки
и рассказы без наглядного сопровождения

Ф.И.О.
обучающегося
Последовательно, без существенных
пропусков пересказывать
небольшие литературные
произведенияс
Согласовывать прилагательные

№п
/п

Сочинять концовки к сказкам

Составлять по образцу рассказы из
личного опыта, по сюжетной картине,
по набору картинок.

Диагностическая карта вводного контроля
Срез знаний по темам

1

2

…

Критерии определения уровня обучающихся:
Общее количество баллов:
17-22 баллов – высокий уровень.
11-16 баллов – средний уровень;
0-10 баллов – низкий уровень.

19

Результат

Общее количество баллов

Воспринимать небольшие потешки, сказки и
рассказы без наглядного сопровождения

Пересказывает и драматизирует небольшие
литературные произведения; составляет по
плану и образцу рассказы из опыта, о предмете,
по сюжетной картинке, набору картин

Употребляет синонимы, антонимы, сложные
предложения разных видов

Согласовывать прилагательные с
существительными,
подбирать к
существительному несколько
прилагательных.
Заменять слово другим со
сходным значением

Ф.И.О.
обучающегося
Последовательно, без существенных пропусков
пересказывать небольшие
литературные произведения

№п
/п

Сочинять концовки к сказкам

Составлять по образцу рассказы из личного
опыта, по сюжетной картине, по набору
картинок.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Цель:
оценка
качества
усвоения
обучающимися
содержания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
середине учебного года.
Содержание: практические задания.
Диагностическая карта промежуточного контроля
Срез знаний по темам

1

2

Критерии определения уровня обучающихся:
Общее количество баллов:
17-22 баллов – высокий уровень;
11-16 баллов – средний уровень;
0-10 баллов – низкий уровень.

20

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения.
Форма проведения: итоговое занятие.
Содержание: викторина.
Речевая подготовка

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий
уровень

Составлять по образцу рассказы из личного
опыта, по сюжетной картине, по набору
картинок.
Сочинять концовки к сказкам
Последовательно,
без
существенных
пропусков
пересказывать
небольшие
литературные произведения.
Согласовывать
прилагательные
с
существительными,
подбирать
к
существительному
несколько
прилагательных.
Заменять слово другим со сходным
значением
Употребляет синонимы, антонимы, сложные
предложения разных видов
Пересказывает и драматизирует небольшие
литературные произведения; составляет по
плану и образцу рассказы из опыта, о
предмете, по сюжетной картинке, набору
картин
Воспринимать небольшие потешки, сказки и
рассказы без наглядного сопровождения
Общее количество баллов:
2 балла – ребенок самостоятельно проявляет умение;
1 балл – ребенок проявляет умение с помощью взрослого;
0 баллов – ребенок не проявляет умение.
Далее проводится суммирование полученных баллов.
Уровни развития связной речи:
17-22 баллов – высокий уровень:
11-16 баллов – средний уровень;
0-10 баллов – низкий уровень.

21

Устный опрос обучающихся в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».
2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный
барабан».
3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное
произведение, неизвестное ребенку.
Содержание диагностического задания
1. Вопросы по содержанию картинки:
-Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?
- Как можно назвать их вместе, одним словом?
- Назови членов семьи, изображенных на картинке.
- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?
Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию
(взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома
члены семьи.
2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные
концовки.
3. Ребенок слушает и пересказывает сказку.
Критерии оценки
3 балла — ребенок составляет рассказ осемье из личного опыта,
употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к
незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает
литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая
диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и
косвенной речью.
2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные
предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок
подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на
иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.
1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта.
Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи
воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует
отдельные эпизод.
СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Оцениваемые
параметры

Уровень сформированности
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
(3 балла)
(2 балла)
(0-1 балл)
22

Принятие и
соблюдение
норм поведения

всегда соблюдает
правила и нормы
поведения на
занятии

Самооценка

во всем реально
оценивает себя,
свои достижения и
возможности
(допустима чуть
сниженная
самооценка)

Действие оценки умеет
самостоятельно
оценить свои
действия, показать
правильность или
ошибочность
результата,
соотнося его со
схемой действия

Эмоциональная
отзывчивость

всегда
сопереживает и
стремится сразу
оказать помощь
другим

Сформированно
сть норм в
общении с
детьми
и взрослыми

знает и соблюдает
нормы общения с
детьми и
взрослыми

знает и старается
соблюдать правила
поведения,
нарушая их, как
правило, под
влиянием других
в основном
реально оценивает
себя, свои
достижения и
возможности
(допустима чуть
завышенная
самооценка)
не умеет
самостоятельно
оценить свои
действия, но
испытывает
потребность в
получении оценки
со стороны
педагога; может
оценить действия
других
обучающихся
способен к
сопереживанию,
но сразу оказать
помощь другим не
стремится

нормы и правила
поведения не
соблюдает,
игнорируя либо не
осознавая их
чрезмерно
завышенная или
сниженная
самооценка, не
критичность к
своему поведению
не умеет, не
пытается и не
испытывает
потребности
оценивать свои
действия — ни
самостоятельно, ни
по просьбе
педагога

переживает только
собственные
неудачи и
безразлично
относится к
проблемам других
знает, но иногда не не знает и не
соблюдает нормы
соблюдает нормы
общения с детьми общения с детьми
и взрослыми
и взрослыми

СФОРМИРОВАННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Оцениваемые
параметры

Уровень сформированности
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
(3 балла)
(2 балла)
(0-1 балл)

23

Умение делать
выводы

способен при
незначительной
поддержке
педагога сделать
выводы по
результатам
работы

совместно с
педагогом или
обучающимися
может сделать
выводы по
результатам
работы

Сформированно
сть
познавательного
интереса

проявляет
устойчивый
интерес к любому
учебному
материалу, как
фактическому, так
ик
теоретическому,
старательно и с
желанием
выполняет задания

проявляет интерес
преимущественно
к новому
фактическому
учебному
материалу,
проявляет
познавательную
активность
преимущественно
лишь в
сотрудничестве с
педагогом

даже при
значительной
помощи со
стороны педагога
не может сделать
выводы по
результатам
работы
обнаруживает
безразличное или
негативное
отношение к
учебной
деятельности,
неохотно
включается в
выполнение
заданий, не
принимает помощь
со стороны
педагога, охотно
выполняет лишь
привычные
действия, чем
осваивает новые

24

Приложение 2.
ГЛОССАРИЙ
Активный словарный запас – это те слова, которые человек регулярно
употребляет вустной речи и письме.
Викторина- игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные
вопросы из различных областей знания.
Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по
возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией,
выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров
действовать наслушателя и читателя»
Грамматическое оформление речи – соблюдение в речи грамматических
законов и правил, присущих данному языку.
Дикция - внятное, чѐткое произношение слов и их сочетаний.
Инсценирование - предполагает воплощение текста художественного
произведения в действии.
Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно,
доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от
партнеров по общению.
Кричалка- ритмичная недлинная стихотворная форма.
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с
содержаниемизлагаемого, с учетом условий речевого общения и цели
высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми
средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими
формами).
Небылица- жанр устного народного творчества, прозаическое или
стихотворное повествование небольшого объѐма, как правило, комического
содержания.
Отрывок - фрагмент текст.
Пауза - временная остановка в речи.
Пассивный словарный запас – этот набор слов, которые человек знает и
понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется.
Прибаутка- (от слова «баять», т. е. говорить, приговаривать) малый
юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке
Потешки - это небольшой веселый стишок.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством
языковых конструкций, создаваемых на основе определѐнных правил.
Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и
правильновоспроизводить все стороны звучащей речи, т.е. узнавать, слышать и
передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой
языковой нормой.
Речевое дыхание - это умение производить короткий вдох и
продолжительныйплавный выдох, необходимое для того, чтобы иметь
возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания.
25

Скороговорка
труднопроизносимая
ритмичная
фраза
или
несколькорифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.
Считалка - краткое стихотворение, которые дети используют для
распределения ролей между участниками игры.
Темп речи - скорость произношения речи, относительное ускорение
илизамедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и
т.д.)
Тембр – эмоционально- экспрессивная окраска речи.
Творчество- деятельность человека, которая создает нечто новое, все
равно будет ли это созданное.
Чистоговорка - ритмичный речевой материал, содержащий сложные
сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — устное словесное и
музыкальное народное творчество.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».