Управление образования Киселевского городского округа муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселѐвского городского округа детский сад № 65 комбинированного вида «Родничок» (детский сад 65) ПРИНЯТА: на заседании Педагогического совета от "29" мая 2023г . Протокол № 4 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий детским садом 65 ___________Е.К. Касаджик от « 29» мая 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Решалочка» Стартовый уровень Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Рюмина Татьяна Алексеевна, старший воспитатель Киселевский городской округ, 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ........................................................................................... 1.1. Пояснительная записка ………...........…………………………… 1.2. Цель и задачи программы …………............…….……..………… 1.3. Учебно-тематический план и содержание программы ................ 1.4. Планируемые результаты ………………………………………… ...3 ...3 ...7 ...8 ...12 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………….…………………… 2.1. Календарный учебный график …………......………………........ 2.2. Условия реализации программы …………..………….……........ 2.3. Формы контроля …………………......................…..…….............. 2.4. Оценочные материалы ……………………………….................... 2.5. Методические материалы ……....................................................... 2.6. Список литературы …………...................…………..…….…….... ...14 ...14 ...14 ...16 ...17 ...17 ...17 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение1. Контрольно-оценочные материалы.......................... Приложение2. Глоссарий....................................................................... ...20 ...27 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решалочка» социально-гуманитарной направленности реализуется на платной основе за счѐт средств родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения финансового обеспечения реализации образовательной программы, определенные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с 14.07.2023 г.; Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДООП»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642); Концепция развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740), Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.). Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (утв. УО 30.04.2023 г.); Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада №65комбинированного вида «Родничок»; Положение «О разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в муниципальном автономном образовательном учреждении Киселевского городского округа детском саду №65 комбинированного вида «Родничок»; Положение о дополнительных платных образовательных услугах в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного вида "Родничок" (от 30.04.2021г.). Предметные области программы: обучение грамоте. Актуальность программы. В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретѐнные в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в дальнейшем обучении. Необходимость разработки данной программы определяется социальным заказом детей и родителей города Киселѐвска на разработку программ дополнительного образования, обеспечивающих предшкольную подготовку детей дошкольного возраста. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решалочка» направленная на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. 4 Отличительные особенности программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решалочка»модифицированная. Разработана на основе программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной (г.Смоленск, 2020 г.). Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребенка дошкольного возраста и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребѐнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Занятия проводятся в определѐнной системе, учитывающей возрастные особенности детей. При разработке программы «Решалочка» учтены сочетание возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, переход на личностно-ориентированную модель обучения, единство воспитания и обучения. Основные положения программы «Решалочка» заключаются в следующем: - содержание данной программы не дублирует программу первого класса; -обучение носит развивающий характер, ориентировано на развитие потенциальных возможностей ребѐнка, позволяющих ему быть готовым к обучению любой системы школьного образования; - программа имеет интегративный характер: в содержании органично переплетаются несколько направлений деятельности: обучение грамоте, развитие математических представлений, развитие мышления старших дошкольников посредством игровых упражнений, способствующих комплексному развитию познавательных процессов детей дошкольного возраста; - в процессе обучения и воспитания обеспечивается позитивная социализация детей. Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий направлено на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Содержание программы включает как образовательные, так и воспитательные компоненты, направленные на освоение обучающимися норм и правил поведения в обществе взрослых и сверстников, развития эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, 5 коммуникативных способностей, поддержке в ребенке уверенности в собственных силах, проявлений активности, инициативы, самостоятельности. Уровень программы: стартовый. Адресат программы: обучающиеся 6-7 лет (старший дошкольный возраст). В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В возрасте 6-7 лет у детей происходят существенные изменения в развитии и совершенствовании всех органов и систем ребѐнка, увеличиваются адаптивные возможности организма. Однако при физических и интеллектуальных нагрузках дети могут быстро утомляться. Совершенствуется организация зрительного восприятия, создаѐтся возможность восприятия сложных объектов, выделения признаков, их различение, и всѐ это расширяет возможности познавательной деятельности, ознакомления ребѐнка с окружающим миром. Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Количество обучающихся в группе до 15 человек. Состав группы - одновозрастной. Формирование групп обучающихся осуществляется на основании заявления и заключения договора с родителями (законными представителями) несовершеннолетних об оказании платных дополнительных услуг. Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы - 1 год. Объем программы рассчитан на 36 часов. Режим занятий, периодичность и продолжительность Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов неделю – 1 час. Продолжительность одного академического часа –30мин. Перерыв между учебными занятиями групп не менее 10 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час. Форма обучения – очная. В условиях перехода на дистанционное обучение программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Учитывая особенности развития в этот период, в программе уделяется большое внимание осанке, активности и подвижности детей на занятиях посредством динамических пауз, грамотной организации рабочего места. Небольшие физкультминутки позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и переключиться с обучения на отдых, повысив тем самым мотивацию учения. 6 Содержание программы представляет собой логически выстроенную систему обучения и воспитания, состоящую из отдельных разделов и отражающую основные направления воспитательной работы ДОО: -Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества (социальное направление воспитания). -Ценность знания(познавательное направление воспитания). -Ценность здоровья(физическое и оздоровительное направление воспитания). -Ценность труда(трудовое направление воспитания). В условиях перехода на дистанционное обучение программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом случае образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с использованием VK Мессенджера. Видеозанятия могут отправляться обучающимся по электронной почте. При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с обучающимися с использованием VK Мессенджера. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам занятия в группе VK Мессенджера или на электронную почту педагога (по согласованию). Педагогическая целесообразность программы заключается в повышении мотивации обучающихся к обучению математике, развитии их интеллектуальных возможностей. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения основ математики. Задачи: Образовательные: познакомить детей с общими математическими понятиями; формировать у детей математические представления о числах, пространственно-временных отношениях; формировать у дошкольников умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами; обучать дошкольников основным логическим операциям: синтезу, отрицанию, систематизации, ограничению, умозаключению; учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана; учить детей применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях. 7 Развивающие: развивать у обучающихся произвольное внимание, речь, зрительную, слуховую, тактильную и двигательную память, воображение; развивать у дошкольников мелкую моторику, координацию движения рук, умение ориентироваться в пространстве и во времени; развивать коммуникативную сферу у обучающихся; развивать у детей мыслительные операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии). Воспитательные: воспитывать у детей положительное отношение к обучению, поддерживать проявление познавательного интереса; воспитывать у дошкольников усидчивость, стремление доводить решение поставленной задачи до конца; воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к материалу и оборудованию, игрушкам. 1.3 Учебно-тематический план и содержание программы Учебно-тематический план № Наименование Количество часов Форма контроля п/п Всего Теория Практика раздела (темы) Вводное занятие «Первые Тестирование 1 1 шаги в математику» Раздел 1. Количество и 12 3 9 счет 1.1 Числа и цифры до 20 5 2 3 Игровое 1.2 Равенства. упражнение 3 0,5 2,5 Неравенства «Поможем Незнайке найти 1.3 Сравнение двух 2 0,5 1,5 вещи» множеств 1.4 Математические 2 2 задачи Раздел 2.Геометрические 10 3 7 представления 2.1 Геометрические 2 1 1 Игровое фигуры упражнение 2.2 Геометрические «Наведем фигуры в формах порядок» 4 1 3 окружающих предметов 2.3 Преобразование фигур 4 1 3 Раздел 3. Величина 6 2,5 3,5 Игровое упражнение 3.1 Меры длины 3 1,5 1,5 8 3.2 Сравнение предметов Раздел 4. Ориентировка в пространстве 4.1 Ориентировка на листе бумаги 4.2 Ориентировка в пространстве 3 1 2 «Неразбериха» 6 2,5 3,5 1 0,5 0,5 2 1 1 Игровое упражнение «Рисуем по точкам» Временные представления Итоговое занятие «В поисках клада» ИТОГО: 3 1 2 1 - 1 36 11 25 4.3. Квест Содержание программы Вводное занятие «Первые шаги в математику» (1 час) Теория. Математика как наука. Цели и задачи программы. Правила техники безопасности. Правила поведения в учреждении. Знакомство с курсом обучения. Практика. Создание проблемных и игровых ситуаций. Игра «Поможем Фиксикам». Форма контроля: Тестирование. Раздел 1. Количество и счет (12 часов) 1.1.Числа и цифры до 20 (5 ч.) Теория. Числа и цифры в пределах 20. Счет в пределах 20. Прямой счѐт. Обратный счѐт. Предыдущие и последующие цифры (соседи). Состав числа. Установление соответствия между количеством предметов и числом. Практика. Игры: «Счѐтная лесенка», «Счѐтные палочки». Игра «Волшебный мешочек».Игровые упражнения: «Встань по порядку»«Напиши правильно», «Сосчитай и напиши», «Отгадай и напиши», «Раскрась правильно». Игры: «Соседи», «Будь внимателен». Работа в тетрадях. 1.2.Равенства. Неравенства(3ч.) Теория. Равенства. Неравенства. Математические знаки +, -, =. Знаковоцифровая форма соотношения двух чисел. Алгоритм преобразования неравенства в равенство и наоборот. Практика. Игра с мячом «Назови число». Дидактическая игры: «Разложи предметы», «Сравни предметы на полках». Игры: «Фруктовые деревья», «Сравни ягоды в корзинах», «В гостях у Кролика». Игровые упражнения: «Какое число пропущено?», «От куда убежал предмет», «Больше-меньше», «Установи равенство», «Холодильник». Игры на внимание: «Делай как я», «Сравни игрушки на полках», «Чего не стало?». 9 1.3 Сравнение двух множеств (2 ч.) Теория. Равенства. Неравенства. Математические знаки «>» больше, «<» меньше, «=» равно. Правила пользования математическими знаками «>» больше, «<» меньше, «=» равно при сравнении двух множеств. Практика. Игры: «Жадина», «Догонялки», «Прятки», «В магазине». Игры с мячом: «Назови пропущенное число», «Посчитай от заданного числа», «Назови соседей», «Назови числа меньше…», «Назови числа больше…». Работа по карточкам. Лепка математических знаков из пластилина. Работа в тетрадях. 1.4.Математические задачи (2ч.) Теория: Математические задачи (загадки).Основные части математической задачи. Алгоритм решения математической задачи. Математические задачи на сложение, вычитание. Логические задачи на основе зрительного восприятия. Логические задачи (ребусы). Практика. Дидактические игры: «Помоги Чебурашке», «В гостях у Мишутки», «Собери яблоки», «Составь и реши задачу», «В гостях у куклы Маши», «Чаепитие», «Мы делили апельсин», «В гостях у Мальвины».Дидактическая игра: «Составь и реши задачу». Математические головоломки. Разгадывание ребусов. Форма контроля: Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи». Раздел 2. Геометрические представления(10 часов) 2.1.Геометрические фигуры (2 ч.). Теория. Геометрические фигуры. Объѐмные и плоскостные фигуры. Прямоугольник, круг, овал, квадрат, треугольник, призма, конус, цилиндр, многоугольник, ромб. Практика. Игры: «Петрушка», «Кто где живет?», «Сломанная машина»,«Отгадай», «Выложи узор», «Собери из геометрических фигур рисунок», «Нарисуй фигуру», «Путешествие по комнате», «Запомни и повтори»,«Почини одеяло»,«Кто быстрее найдет?», «Найди нужную фигуру». Кубики Никитина «Сложи узор». Составление фигур с помощью спичек. Вычерчивание фигур без отрыва от начала до конца. Графический диктант. 2.2.Геометрические фигуры в формах окружающих предметов (4 ч.) Теория. Геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Символическое изображение предметов, используя геометрические фигуры. Практика. Игра «Не ошибись». Игровые упражнения: «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Составь целое по его части». 2.3.Преобразование фигур (4 ч.) Теория. Преобразование фигур. Моделирование. Практика. Дидактические игры: «Мастерская форм», «Незаконченные картинки», «Волшебный карандаш», «Геометрический зоопарк»,«Конструктор».Творческая игра «Превращение геометрических фигур». Дидактические игры: «Собери машинку», «Подбери по форме», «Сложи узор», «На что похоже?», «Из чего сделан дом?». Игры: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино». 10 Форма контроля: Игровое упражнение «Наведем порядок». Раздел 3. Величина (6 часов). 3.1.Меры длины (3 ч.). Теория. Мерка как результат измерения величин. Меры длины на Руси. Мера длины «сантиметр». Масса тела и еѐ измерение. Понятие килограмм. Измерительные приборы. Прямая. Отрезок и луч как часть прямой линии. Линейка. Числовая прямая. Практика. Беседа о старинных способах измерения длины на Руси. Презентация «Меры длины на Руси». Просмотр мультфильм "Измерение длины линейкой. Шишкина школа".Работа с линейкой, выполнение отрезков, измерение длины. Дидактические игры: «Измерь предмет», «Кто выше, кто ниже?», «Что чем измерить?». 3.2.Сравнение предметов (3 ч.). Теория. Правило сравнения отрезков по длине. Различные способы сравнения длины (на глаз, наложением, при помощи измерения меркой, линейкой). Глазомер. Практика. Дидактические игры:«Сложи дощечки»,«Сосчитай и сделай»,«Ленточки», «Тонет - не тонет», «Найди отличия», «Оденем кукол на прогулку»,«Короче – длиннее»,«В гостях у трех медведей». Форма контроля: Игровое упражнение «Неразбериха». Раздел 4. Ориентировка в пространстве (6 часов). 4.1.Ориентировка на листе бумаги(1 ч.). Теория. Понятия: «вверху, внизу, в центре», «слева, справа». Ориентировка на листе бумаги в клетку. Практика. Игровые упражнения: «Украсим ковер», «Назови соседей». Игры: «Помоги Маше добраться до дома», «Зеркало». Игра «Подумай и ответь». Работа в тетради. Графический диктант. 4.2.Ориентировка в пространстве (2 ч.). Теория. Положение предмета в пространстве: «впереди», «сзади», «за», «перед», «после», «между», «над», «под». Ориентировка в пространстве с помощью элементарного плана. Практика. Решение проблемных ситуаций «Как звери школу строили», «Поможем Веселым человечкам найти вещи».Квест-игра «Карта сокровищ». Игра«найди по схеме».Работа в тетради «Где находятся игрушки». 4.3. Временные представления (3ч.) Теория. Временные представления: «части суток», «времена года», «дни недели», «месяцы», «вчера», «сегодня», «завтра». Практика. Игры:«Поле чудес», «Машина времени». Дидактические игры: «Логические цепочки», «Умные стрелки», «Части суток», «Собери недельку», «Времена года». Игра - путешествие «Хранители времени». Отгадывание загадок. Форма контроля: Игровое упражнение «Рисуем по точкам». 11 Итоговое занятие «В поисках клада» (1 час) Практика. Квест «Путешествие с капитаном Врунгелем». Форма контроля: Квест. 1.4. Планируемые результаты По окончании обучения обучающиеся имеют следующие результаты. Предметные результаты: знают: - общие математические понятия; - числа от 1 до 20; - порядковый счет в пределах 20; - счет двойками до 20; - состав числа первого и второго десятка; - предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее; - понятия: до, между, после, рядом; - названия сторон и углов клетки в тетради; - знаки (+),(-),(=), (<), (>), неравно и правильно их использовать; - прием попарного сравнения, методы наложения и приложения; - масштаб, план; - направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки; - плоскостные геометрические фигуры, их вершины, стороны, углы; - объемные геометрические тела; - правила поведения в учреждении; - технику безопасности во время занятия; - правила посадки при письме; умеют: - считать от 1 до20 и от 20 до 1; - считать двойками в пределах 20; - считать тройками в пределах 21; - считать с использованием порядковых числительных (первый, второй …) в пределах 20; - правильно использовать знаки (-), (+),(<), (>), (=), неравно, при решение задач и примеров; - преобразовывать равенства и неравенства и наоборот; - сравнивать предметы по различным признакам: размер, цвет, форма, высота, длина, ширина, толщина, вес; - сравнивать предметы по 2-3признакам; - выбирать и группировать предметы по 2-3 признакам; - называть простейшие геометрические понятия: точку, отрезок, луч, угол, прямую линию, ломаную линию, кривую линию, разомкнутую линию, замкнутую линию; 12 - выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы; - начертить отрезки заданной длины; - делить фигуры на равные и неравные части; - собирать фигуры из нескольких частей; - изменять фигуры по 2-3 признакам (размер, цвет, форма); - показывать и называть объемные геометрические фигуры, находить в окружающем мире предметы, имеющие форму объемных тел; - ориентироваться в пространстве; - выбирать и называть направления движения; - правильно использовать в речи предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через; - ориентироваться в клеточке, в тетради в клеточку (0,7см), на листе бумаги; на доске; - ориентироваться по плану и по словесной инструкции; - находить отличия у 3-5 предметов; - находить отличия в двух одинаковых картинках; - отгадывать загадки, ребусы, головоломки; - организовать свою работу и работу своих друзей; - находить и исправлять ошибки; - грамотно отвечать на поставленный вопрос. - соблюдать правила посадки при письме; - соблюдать правила поведения в учреждении; - соблюдать технику безопасности во время занятия. В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие личностные качества как: - любознательность и познавательный интерес к процессу обучения и творчеству; - волевые качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, самостоятельность и инициатива; морально-нравственные качества: дисциплинированность, организованность, чувство ответственности. В результате обучения по программе у обучающихся сформированы такие метапредметные компетенции как: - сформированы познавательные процессы (внимание, память, воображение, восприятие, речь, мелкая моторика); - сформированы мыслительная деятельность, детская активность, самостоятельность, творческий подход в поиске способов решения занимательных, практических, игровых задач. 13 РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Год Объем Всего Режим Кол-во Даты начала и Продолжительн обучени учебны учебны работы учебных окончания ость каникул я х часов х дней учебных недель периодов/этапо в 1 год 36 ч. 36 1 раз в 36 дней 01 сентября – 27 декабря – обучени неделю 31 мая 10 января я по 1 часу 2.2. Условия реализации программы Методическое обеспечение. Методы обучения: словесный (объяснение, беседа, диалог, обсуждение); наглядный (показ, рассматривание иллюстраций, рисунков, мультимедийные презентации); практический (выполнение упражнений, заданий); игровой (дидактические, словесные игры, компьютерные развивающие игры). Методы воспитания: - методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа, анализ ситуаций); - методы организации жизнедеятельности и поведения (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования); - методы стимулирования деятельности и поведения (требование, соревнование, поощрение). Педагогические технологии: технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационная технология. Формы организации учебного занятия. Программа предусматривает проведение традиционных занятий, индивидуальной работы, практических работ. Учебное занятие может проводиться в следующей форме: практическое занятие (отработка полученных знаний и умений), игра, викторина, игровое упражнение, игра-путешествие. Алгоритм учебного занятия: - Организационный момент (повторение правил посадки за партой). - Актуализация опорных знаний. - Объяснение нового материала. - Физминутка. - Практическая часть занятия. - Игровой момент. 14 - Подведение итогов. В данной программе заложены направления воспитательной работы, соответствующие Рабочей программе воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада №65 комбинированного вида "Родничок". Материально-техническое обеспечение. В образовательном учреждении имеется специально оборудованное помещение – кабинет, имеющий две зоны: учебную и игровую. Для занятия каждому обучающемуся необходимы следующие принадлежности: тетрадь по математике в крупную клетку, шариковая ручка, простой карандаш, цветные карандаши. Оборудование и инвентарь для занятий № Наименование Количество 1. Цветные карандаши 15 наборов 2. Тетрадь по математике в крупную клетку 15 3. Ручка шариковая с синей пастой 15 4. Простой карандаш 15 5. Линейка 15 6. Счетные палочки 15 наборов Карточки с цифрами от 1 до 10 для счѐта 15 7. «Танграм» 15 8. «Монгольская игра» 15 9. 15 10. «Колумбово яйцо» 15 11. «Вьетнамская игра» 15 12. «Волшебный круг» 15 13. «Пентамино» 14. Счѐтные палочки 15 15. Счѐтный раздаточный материал 15 16. Набор геометрических фигур 1 17. Люмограф 15 18. Компьютер, диски, флеш-накопители с музыкальными 1 композициями 15 19. Интерактивные игры по математике 1 20. Магнитные цифры и знаки 1 21. Набор компьютерных игр, физминуток, учебных заданий 1 22. Коллекция видеопрезентаций 1 23. Ноутбук 1 24. Музыкальный плеер Информационное обеспечение: -Нормативная база. "Российское образование" Федеральный портал. [Электронный ресурс]. URL:https://edu.ru/- (дата обращения: 19.04.2023г.); 15 - Национальный проект "Образование". [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 19.04.2023г.); - Издательский дом "Первое сентября"[Электронный ресурс]. URL:http://1september.ru/ (дата обращения: 19.04.2023); - Все для детей (раскраски, песни, стихи, наглядный материал) [Электронный ресурс].URL:http://allforchildren.ru/ (дата обращения: 19.04.2023г.); - Игровая комната. Материалы для организации детского досуга. Сборник развивающих игр: кроссворды, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки, логические задачки и пр. [Электронный ресурс].URL:http://playroom.com.ru/ (дата обращения: 19.04.2023г.); -методические конспекты (в соответствии с темами программы). Содержание комплекса: конспект занятия, дидактические материалы и ЭОР, которые требует содержание программы. - обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, видеоролики и др. (если требует содержание занятия); - аудиозаписи: подвижная музыка, музыкальные игры с движениями, аудио-загадки (если требует содержание занятия). Кадровое обеспечение. Реализацию содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Решалочка» осуществляет учитель начальных классов, имеющий специальное образование, владеющий методикой подготовки детей к школе. 2.3 Формы контроля Оценка качества обучения основам грамоты строится на методах педагогического контроля. Диагностика и контроль результатов обучения осуществляется в несколько этапов: вводный контроль проводится с целью выявления образовательного уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору эффективных форм и методов деятельности для обучающихся; промежуточный контроль- проводится в конце первого полугодия с целью отслеживания уровня освоения программного материала; тематический контроль позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала; итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Подведение итогов реализации программы проводится в форме квеста «Путешествие с капитаном Врунгелем». 16 2.4 Оценочные материалы Этапы Форма диагностики диагностики Тестирование вводный промежуточный Игровое упражнение «Неразбериха» Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи» тематический Игровое упражнение «Наведем порядок» Игровое упражнение «Рисуем по точкам» Квест итоговый Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления качеств, умений. Формы фиксации результатов: протокол. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий). 2.5 Методические материалы Дидактические материалы. Дидактические игры: «Успей вовремя»,«Сосчитай правильно»,«Угадай, какое число пропущено»,«В какой сетке больше мячей», «Матрешки», «Живые числа», «Угадай, какой по счету цветок», «Поездка». - Наборное полотно и карточки с цифрами. - Индивидуальные разрезные наборы цифр. - Предметные картинки для составления примеров и задач. -Индивидуальные тетради в клеточку. Наглядные материалы. -Карточки цифр от 1 до 10 на магнитах. -Издательство "ТЦ Сфера", 2020. -Касса цифр и счетных материалов 132 элемента, пенал, ПИФАГОР -Магнитная игра с заданиями «Танграм», Десятое королевство, Россия. Методические материалы, разработанные педагогом: -Интерактивное игровое занятие «В поисках клада». -Конспекты математических заданий, игр, задач. -Методические разработки: «В гостях у госпожи Математики». -Сборник графических диктантов. -Сборник заданий для работы с «Колумбовым яйцом». 17 2.6 Список литературы Для педагога: - основная литература: 1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 2020. – 78 с. 2. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей.– Москва: Знание, 2021. – 177с. 3. Волина В.В. Учимся играя.- Москва: Просвещение, 2019. – 254 с. 4. Линго Р.П. Решай, смекай, отгадывай. Игры, ребусы, загадки.– Ярославль: Академия развития, 2019. – 187 с. 5. Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Математика для дошкольников.– Москва: Педагогика, 2019. – 274 с. 6. Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 6-7 лет. – Смоленск: ООО «Бином. Лаборатория знаний», 2020. – 64 с. 7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, 1, 2 часть - Москва: Ювента, 2020г. – 64 с. - дополнительная учебная литература: 1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. – Москва: Педагогика, 2020. – 129 с. 2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений.- Москва: Изд. центр «Академия», 2020. – 251с. 3. Бочек Е.А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» //Начальная школа -2020. - №1. – С.17-19. -для обучающихся и родителей: 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Школа для дошколят: Развиваем мышление. - Москва: Росмэн, 2019. – 24 с. 2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Школа для дошколят: Учимся решать задачи. - Москва: Росмэн, 2020. – 24 с. 3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Школа для дошколят: Развиваем внимание. - Москва: Росмэн, 2020. – 24 с. Интернет-ресурсы: 1.Пособия для занятий по математике. [Электронный ресурс]. URL:https://m.vk.com/topic-125112909_34949435 (дата обращения: 19.04.2023г.). 2. Методика формирования элементарных математических представлений по разделу «количество и счет». [Электронный ресурс]. URL:https://obuchalka.org/20190317107656/teoriya-i-metodika-formirovaniyaelementarnih-matematicheskih-predstavlenii-u-detei-doshkolnogo-vozrastashaurko-iv-levchuk-z-k-2018.html (дата обращения: 19.04.2023г.). 18 3. Диагностика метапредметных результатов. Образовательный сайт //Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/diagnostika-metapredmetnykh-rezultatov.html (дата обращения (19.04.2023г.). 19 Приложение 1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений обучающихся перед началом образовательного процесса по программе. Форма проведения: тестирование Содержание: практические задания. 1. Сколько груш нарисовано на картинке? 123 4 2. Выбери ряд, в котором все цифры больше 6. 5, 7, 8, 9 1, 5, 6, 8 7, 8, 9, 10 4, 6, 8, 9 2, 5, 8, 9 3. Внимательно посмотри на этот ряд цифр. Какая цифра стоит левее цифры 8? Обведи еѐ. 4. Выбери цифру, к которой надо прибавить 1, чтобы в результате получить цифру 8. 378 6 20 5. Какая из этих линий называется кривой линией? Обведи. 6. Сколько яблок надо дорисовать, чтобы на картинке было нарисовано семь яблок? 231 4 7. Какая из нарисованных фигур называется квадратом? Обведи. Критерии: Высокий уровень: (1 балл) – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы; Средний уровень: (0,5 балла) – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки; Низкий уровень: (0 баллов) – ребенок отвечает наугад или с ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, отказывается от ответа. 21 ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в середине учебного года. Содержание: практические задания. Диагностические материалы: 1. Сосчитай, сколько морковок у зайчика (10). 2. Разложи 6 морковок по двум тарелочкам. 3. Помоги зайчику решить примеры: 3+1=…, 7+1=…, 7-1=… 4. Какое сейчас время года? Какое было? Какое будет потом? 5. Назови дни недели по порядку. 6. Сосчитай до 20 и обратно. 7. Сосчитай, сколько предметов в каждом квадрате, запиши цифрой. 8. Сравни эти числа, расставь знаки <, >; 9. Назови все четырехугольники, раскрась их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция). 10. Реши задачу: Четыре гусенка и двое утят В озере плавают, громко кричат! А ну, сосчитай поскорей — Сколько в воде малышей? 11. Помоги зайчику выбраться из леса. Нарисуй дорожку по клеточкам: «Две клеточки вправо, две – вверх, три – вправо, одна – вниз, четыре - вправо». 12. Помоги зайчику собрать бусы. Дорисуй недостающие бусинки и разукрась так, чтобы квадратные бусинки были одного цвета, а круглые – другого. 22 13. Помоги зайчику разукрасить звездочки. Внимательно рассмотри первый ряд. Закрой его. Разукрась как в верхнем ряду. Какая по цвету звездочка стоит на первом месте, на пятом, на седьмом? Какого цвета третья звездочка, шестая звездочка? Критерии определения уровня обучающихся: 25-30 – высокий уровень; 15-25–средний уровень; менее15– низкий уровень. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения. Форма проведения: квест. 1. Нарисуй 12 кругов. Раскрась столько кругов, какая цифра на карточке у капитана Врунгеля. 2. Сосчитай до 20 и обратно. 3. Реши примеры, которые принес попугай Кеша: 7+2=…, 4+3=…, 8-2=…, 9-4=… 10+2=…, 10+4=…, 15-5=…, 13-10=… Примеры первого и второго рядов можно решать с помощью палочек. 4. Сравни числа 10 и 12, 13и 3, 11 и 11 с помощью знаков =; <, > 5. Придумай и реши задачу по картинке. 23 6. Назови, какой сейчас месяц, назови все весенние месяцы, назови все месяцы года по порядку. 7. Определи время на часах. 8. Выполни узор по инструкции: 5 клеток вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 4 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 2 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх (заяц) 9. Измерь длину карандашей, которые начертил капитан Врунгель. Разукрась первый карандаш красным цветом, второй оранжевым, пятый фиолетовым, третий голубым. Дорисуй шестой карандаш так, чтобы продолжить ряд. Начерти для капитана Врунгеля 2 отрезка: один длиной 10 см. а другой на 1 см больше. Критерии оценки общего уровня Высокий уровень Средний уровень Ребѐнок успешно Ребѐнок справляется с справляется со всеми большинством заданий. заданиями. Выполняет задания с 3-4 Допускает ошибками. незначительные Работа выполнена с ошибки. ошибками. Работа выполнена аккуратно. Низкий уровень Ребѐнок не справляется с большинством заданий. Выполняет правильно менее 50% предложенных заданий. Работа выполнена неаккуратно. 24 СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ Оцениваемые параметры Уровень сформированности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень (3 балла) (2 балла) (0-1 балл) всегда соблюдает знает и старается нормы и правила Принятие и правила и нормы соблюдать правила поведения не соблюдение поведения, соблюдает, норм поведения поведения на занятии нарушая их, как игнорируя либо не правило, под осознавая их влиянием других во всем реально в основном чрезмерно Самооценка оценивает себя, реально оценивает завышенная или свои достижения и себя, свои сниженная возможности достижения и самооценка, не (допустима чуть возможности критичность к сниженная (допустима чуть своему поведению самооценка) завышенная самооценка) не умеет не умеет, не Действие оценки умеет самостоятельно самостоятельно пытается и не оценить свои оценить свои испытывает действия, показать действия, но потребности правильность или испытывает оценивать свои ошибочность потребность в действия — ни результата, получении оценки самостоятельно, ни соотнося его со со стороны по просьбе схемой действия педагога; может педагога оценить действия других обучающихся способен к переживает только Эмоциональная всегда сопереживает и сопереживанию, собственные отзывчивость стремится сразу но сразу оказать неудачи и оказать помощь помощь другим не безразлично другим стремится относится к проблемам других Сформированно знает и соблюдает знает, но иногда не не знает и не нормы общения с соблюдает нормы соблюдает нормы сть норм в детьми и общения с детьми общения с детьми общении с взрослыми и взрослыми и взрослыми детьми и взрослыми 25 СФОРМИРОВАННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Оцениваемые параметры Уровень сформированности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень (3 балла) (2 балла) (0-1 балл) способен при совместно с даже при Умение делать незначительной педагогом или значительной выводы поддержке обучающимися помощи со педагога сделать может сделать стороны педагога выводы по выводы по не может сделать результатам результатам выводы по работы работы результатам работы проявляет интерес обнаруживает Сформированно проявляет устойчивый преимущественно безразличное или сть негативное познавательного интерес к любому к новому учебному фактическому отношение к интереса материалу, как учебному учебной фактическому, так материалу, деятельности, ик проявляет неохотно теоретическому, познавательную включается в старательно и с активность выполнение желанием преимущественно заданий, не выполняет задания лишь в принимает помощь сотрудничестве с со стороны педагогом педагога, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые 26 Приложение 2. ГЛОССАРИЙ Вес - тяжесть какого-либо тела, определяемая при помощи взвешивания. Геометрическая линия – это геометрическая фигура, представляющая собой множество точек, последовательно расположенных друг за другом. Замкнутая линия - это линия, у которой начало совпадает с концом. Кривая линия - это несколько отрезков, соединенных между собой так, что конец первого отрезка является началом второго отрезка, а конец второго отрезка — началом третьего отрезка и т. д., при этом соседние (имеющие одну общую точку) отрезки расположены не на одной прямой. Математика - наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчѐта, измерения и описания форм реальных объектов Масса - это свойство, характеризующее тяжесть предмета. Объѐм - величина в длину, ширину и высоту какого-л. тела с замкнутыми поверхностями, измеряемая в кубических единицах. Незамкнутая линия - если конец последнего отрезка не совпадает с началом первого, то такая ломаная линия называется незамкнутой. Площадь - это количественная характеристика фиг; указывающая на ее размеры на плоскости. Площадь принято определять у плоских замкнутых фигур. Прямая линия - можно представить себе, как бесчисленное множество точек, которые расположены на одной линии, не имеющей ни начала, ни конца. Счѐт - действие по значению глагола «считать»; вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел. Цифра - письменные знаки для обозначения чисел, а также символы математических операций. Циферблат - панель часов с цифрами; пластина с делениями, обозначающими часы, минуты или иные единицы измерения, и с проставленными под ними цифрами. Число - основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. 27