Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Считалочка"

Управление образования Киселевского городского округа
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Киселѐвского городского округа детский сад № 65
комбинированного вида «Родничок»
(детский сад 65)
ПРИНЯТА:
на заседании Педагогического совета
от "29" мая 2023г .
Протокол № 4

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий детским садом 65
___________Е.К. Касаджик
от « 29» мая 2023г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Считалочка»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Рюмина Татьяна Алексеевна,
старший воспитатель

Киселевский городской округ, 2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ...........................................................................................
1.1. Пояснительная записка ………...........……………………………
1.2. Цель и задачи программы …………............…….……..…………
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы ................
1.4. Планируемые результаты …………………………………………

...3
...3
...7
...8
...12

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………….……………………
2.1. Календарный учебный график …………......………………........
2.2. Условия реализации программы …………..………….……........
2.3. Формы контроля …………………......................…..……..............
2.4. Оценочные материалы ………………………………....................
2.5. Методические материалы …….......................................................
2.6. Список литературы …………...................…………..…….……....

...13
...13
...14
...16
...16
...17
...17

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Контрольно-оценочные материалы........................... ...19
Приложение 2. Глоссарий....................................................................... ...27

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Считалочка» социально-гуманитарной направленности реализуется на
платной основе за счѐт средств родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание,
роль, назначение и условия реализации программ дополнительного
образования закреплены в следующих нормативных документах:
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
 изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в
образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения
финансового обеспечения реализации образовательной программы,
определенные в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с 14.07.2023
г.;
 Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»,
определяющего одной из национальных целей развития Российской
Федерации предоставление возможности для самореализации и развития
талантов;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по ДООП»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный №
48226);
 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025
гг. (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642);
 Концепция развития дополнительного образования детей в РФ
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ» (включая разноуровневые программы);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3











3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ
Департамента образования и науки Кемеровской области «Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740),
Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р
от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.).
Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы» (утв. УО 30.04.2023 г.);
Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения Киселевского городского округа детского сада
№65 комбинированного вида «Родничок»;
Положение «О разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
муниципальном автономном образовательном учреждении Киселевского
городского округа детском саду №65 комбинированного вида
«Родничок»;
Положение о дополнительных платных образовательных услугах в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного
вида "Родничок" (от 30.04.2021г.).

Предметные области программы: обучение грамоте.
Актуальность
программы
обусловлена
положениями
нового
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно
которому дошкольное образование направлено на формирование общей
культуры, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Математическое развитие - значимый компонент в формировании
«картины мира» ребенка. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается
активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него
начинают складываться представления о свойствах предметов. Накопленный
чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но
неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло,
сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в
процессе обучения и познавательного общения.
Необходимость разработки данной программы определяется социальным
заказом детей и родителей города Киселѐвска на разработку программ
дополнительного образования, обеспечивающих предшкольную подготовку
детей
дошкольного
возраста.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Считалочка» направлена на достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
4

успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
Отличительные
особенности
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Считалочка»модифицированная.
Разработана
на
основе
программы
развития
математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» Л.Г.
Петерсон и Н.П. Холиной (г.Смоленск, 2020 г.).
При разработке программа «Считалочка» учтены сочетание возрастного и
индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, переход на
личностно-ориентированную модель обучения, единство воспитания и
обучения.
Основные положения программы «Считалочка» заключаются в
следующем:
- содержание данной программы не дублирует программу первого класса;
-обучение носит развивающий характер, ориентировано на развитие
потенциальных возможностей ребѐнка, позволяющих ему быть готовым к
обучению любой системы школьного образования;
- программа имеет интегративный характер: в содержании органично
переплетаются несколько направлений деятельности: обучение грамоте,
развитие математических представлений, развитие мышления старших
дошкольников
посредством
игровых
упражнений,
способствующих
комплексному развитию познавательных процессов детей дошкольного
возраста;
- в процессе обучения и воспитания обеспечивается позитивная
социализация детей.
Программа строится от частных примеров (особенности решения
отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание
занятий направлено на решение занимательных задач, которые впоследствии
помогут обучающимся принимать участие в школьных и городских
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Содержание программы включает как образовательные, так и
воспитательные компоненты, направленные на освоение обучающимися норм и
правил поведения в обществе взрослых и сверстников, развития эмоциональноположительного отношения к окружающему миру, коммуникативных
способностей, поддержке в ребенке уверенности в собственных силах,
проявлений активности, инициативы, самостоятельности.
Уровень программы: стартовый.
Адресат программы: обучающиеся 5-6 лет (старший дошкольный
возраст).
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Ребенок 5-6 лет становится все более активным в познании. Он познает мир,
окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный
5

стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий
социализацию.
Повышается общий уровень физической выносливости. Более
совершенной становится крупная моторика, мелкую моторику надо развивать.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти,
возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения
материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех
познавательных психических процессов. Повышаются острота зрения и
точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но
устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от
индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.
Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Количество
обучающихся в группе до 15 человек. Состав группы - одновозрастной.
Формирование групп обучающихся осуществляется на основании заключения
договора с родителями (законными представителями) несовершеннолетних об
оказании платных дополнительных услуг.
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы - 1 год.
Объем программы рассчитан на 36 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность Занятия
проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов неделю – 1 час.
Продолжительность одного академического часа – 25мин. Перерыв между
учебными занятиями групп не менее 10 минут. Общее количество часов в
неделю – 1 час.
Форма обучения – очная. В условиях перехода на дистанционное
обучение программа может быть реализована с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса. Программа
реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.Учитывая
особенности развития в этот период, в программе уделяется большое внимание
осанке, активности и подвижности детей на занятиях посредством
динамических пауз, грамотной организации рабочего места. Небольшие
физкультминутки позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и
переключиться с обучения на отдых, повысив тем самым мотивацию учения.
Содержание программы представляет собой логически выстроенную
систему обучения и воспитания, состоящую из отдельных разделов и
отражающую основные направления воспитательной работы ДОО:
-Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества (социальное
направление воспитания).
6

-Ценность знания(познавательное направление воспитания).
-Ценность здоровья(физическое и оздоровительное направление
воспитания).
-Ценность труда(трудовое направление воспитания).
В условиях перехода на дистанционное обучение программа может быть
реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. В
этом случае образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с
использованием VK Мессенджера. Видеозанятия могут отправляться
обучающимся по электронной почте. При необходимости педагогом
проводятся индивидуальные консультации с обучающимися с использованием
VK Мессенджера. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством
фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам
занятия в группе VK Мессенджера или на электронную почту педагога (по
согласованию).
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
повышении мотивации обучающихся к обучению математике, развитии
интеллектуальных их возможностей.
1.2 Цель и задачи программы
Цель
программы:
формирование
начальных
математических
представлений и развитие мышления старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
 вводить в активную речь детей математические термины;
 учить дошкольников считать в пределах 10 в прямом и обратном
порядке;
 учить обучающихся сравнивать группы предметов по двум или более
признакам и уравнивать их;
 продолжить
формировать у детей начальные геометрические
представления (учить видеть геометрические образы в окружающем,
ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и др.);
 обучать дошкольников основным логическим операциям: синтезу,
отрицанию, систематизации, ограничению, умозаключению;
 расширять
пространственные
и
временные
представления
дошкольников;
 учить детей применять полученные знания в сказочных и игровых
ситуациях.
Развивающие:
 развивать у обучающихся произвольное внимание, речь, зрительную,
слуховую, тактильную и двигательную память, воображение;
 развивать у дошкольников мелкую моторику, координацию движения
рук, умение ориентироваться в пространстве и во времени;
7

 развивать коммуникативную сферу обучающихся;
 развивать воображение, творческие способности детей.

Воспитательные:
 воспитывать
у детей положительное отношение к обучению,
поддерживать проявление познавательного интереса;
 воспитывать у детей чувство коллективизма, уважение к старшим,
стремление оказывать помощь;
 воспитывать усидчивость, стремление доводить решение поставленной
задачи до конца;
 воспитывать дружелюбие и доброжелательность, умение слушать и
слышать собеседника;
 воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к материалу и
оборудованию, игрушкам.
1.3 Учебно-тематический план и содержание программы
Учебно-тематический план
№
Наименование
Количество часов
Форма контроля
п/п
Всего Теория Практика
раздела (темы)
Вводное занятие «В гостях
1
1
Тестирование
у госпожи Математики»
Раздел 1. Геометрические
9
3
6
фигуры и тела.
1.1 Геометрические
фигуры:
виды
и
4
2
2
Творческие
свойства
задания на
1.2 Часть
и
целое.
конструирование
Деление
2
0,5
1,5
с использованием
геометрических фигур
пособия
на 2, 4 части
«Танграм»
1.3 Простые
геометрические тела и
1
0,5
0,5
их свойства
1.4 Конструирование
2
2
Раздел 2. Закономерности
15
5
10
ряда натуральных чисел.
2.1 Числовой отрезок и
натуральный
ряд
2
1
1
Интерактивная
чисел
игра «В стране
2.2 Равенства
и
Невыученных
2
1
1
неравенства
уроков»
2.3 Состав чисел первого
6
1
5
десятка
2.4 Простые задачи на
2
0,5
1,5
8

2.5

сложение и вычитание
в пределах 5.
Сравнение.
Больше,
меньше, равно

2.6 Число 0
Раздел 3. Мерка как
результат
измерения
величин.
3.1 Меры длины.
3.2 Сравнение предметов
на основе измерения
величин.
Раздел 4. Ориентировка в
пространстве.
4.1 Ориентировка
на
листе бумаги.
4.2 Ориентировка
в
пространстве.
Итоговое
занятие
«Игралочка»
ИТОГО:

2

1

1

1

0,5

0,5

5

1,5

3,5

3

1,5

1,5

2

-

2

5

1

4

3

1

2

2

-

2

1

-

1

36

10

26

Игровое
упражнение
«Дачный
поселок»

Графический
диктант

Играпутешествие

Содержание программы
Вводное занятие «В гостях у госпожи Математики» (1 час)
Теория. Математика как наука. Ввод сказочных персонажей. Цели и задачи
программы. Правила техники безопасности. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения в учреждении. Знакомство с курсом
обучения.
Практика. Создание проблемных и игровых ситуаций. Игра «Помоги
госпоже Математике».
Форма контроля: Тестирование.
Раздел 1. Геометрические фигуры и тела (9часов)
1.1. Геометрические фигуры: виды и свойства(4 ч.)
Теория. Геометрические фигуры. Круг. Шар. Квадрат. Куб. Овал.
Прямоугольник. Треугольник.
Практика. Чтение и разбор математической сказки «Как осленок Ляпа на
базар ходил». Игры: «Круглый как…?», «Колобок», «Строители», «Веселые
фигуры», «Собери фигуру», «Городок», «Три угла, три стороны». Физминутка
«Фигуры - непоседы».Игра «Волшебный мешочек».Игровые упражнения:
«Разбей фигуры по цвету», «Соедини точки и получи фигуры», «Какая фигура
лишняя», «Калейдоскоп». Работа в тетрадях «Нарисуй последнюю фигуру»,
9

«Дорисуй фигуры и измени их», «Продолжи закономерность», «Какую фигуру
нужно нарисовать в пустой клетке?».
1.2. Часть и целое. Деление геометрических фигур на 2, 4 части(2ч.)
Теория. Признаки предметов. Целое и часть. Правило деления
геометрических фигур на 2, 4 части. Счетные палочки, их назначение и
способы работы с ними. Точка, прямая, ломаная линия, замкнутые и
незамкнутые линии.
Практика. Дидактическая игра «Форма и предмет». Метод ТРИЗ «Да –
нет». Игра-исследование «Замкнутые и незамкнутые линии». Игровое
упражнение «Найди вокруг себя прямые, острые, тупые углы», «Сложи
фигуру». Работа с Пинтамино.
1.3. Простые геометрические тела и их свойства(1 ч.)
Теория. Геометрические тела: шар, куб, цилиндр. Свойства простых
геометрических тел.
Практика.
Игровые
упражнения:
«Что
лишнее?»,
«Собери
цепочку»,«Найди и покажи». Просмотр презентации «Какие бывают фигуры».
Игра «Найди и расскажи». Игра с мячом «Назови фигуру. Назови тело». Игра
«Засели геометрические тела». Лепка объемных тел из пластилина. Работа в
тетрадях.
1.4. Конструирование (2ч.)
Практика. Дидактические игры: «Назови предметы заданной формы»,
«Что общего и чем различаются фигуры», «Найди предмет такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме», «Найди лишнюю фигуру»,
«Танграм». Составление геометрических фигур из пособия «Танграм».
Собирание кубиков «Уникуб». Работа со строительным материалом
(кирпичики). Собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции.
Собирание картинок из частей. Собирание цифр из счетных палочек. Игры с
бусинками.
Форма контроля: Творческие задания на конструирование с
использованием пособия «Танграм».
Раздел 2. Закономерности рада натуральных чисел (15 часов)
2.1. Числовой отрезок и натуральный ряд чисел (2 ч.).
Теория. Количественный счет от 1 до 10. Порядковый счет в пределах 10
(первый, второй...). Прямой и обратный счет в пределах 10. Нахождение и
сравнение чисел-соседей.
Практика. Игры «Домики», «Непоседа». Математические загадки.
Игровые упражнения: «Решаем вместе», «Назови соседей»,«Составь и реши
задачи». Решение простейших арифметических задач. Работа в тетради. Игра с
мячом "Прямой и обратный счет до 10".
2.2. Равенства и неравенства (2 ч.)
Теория. Равенства. Неравенства. Математические знаки +, -, =. Знаковоцифровая форма соотношения двух чисел.
Практика. Игра с мячом «Назови число». Дидактическая игры: «Разложи
овощи», «Сравни группы предметов». Игры: «Деревья», «Сравни грибы»,
«Молчанка». Игровые упражнения: «Какое число пропущено?», «От куда
10

убежал предмет», «Больше-меньше», «Установи равенство», «Наведи
порядок».Игры на внимание, логику: «Сделай правильно», «Делай как я»,
«Чего не стало?».
2.3. Состав чисел первого десятка (6 ч.)
Теория. Число и цифра. Соотношения цифр и чисел.
Практика. Дидактические игры: «Назови следующее, предыдущее число»,
«Назови соседей числа».Игры: « Веселый счет» и « Путешествие в страну
Считалку».Карточки с цифрами и действиями на сложение и вычитание. Игры:
«Что лишнее?», «Сделай так же», «Чего не стало?», «Танграм», «Лабиринт»,
«Калейдоскоп», «Поймай цифру». Игры: «Продолжи ряд», «Чем отличается»,
«Найди лишнее».
2.4. Простые задачи на сложение и вычитание в пределах 5 (2 ч.).
Теория. Логические задачи на основе зрительного восприятия.
Практика. Дидактическая игра: «Составь и реши задачу». Математические
головоломки. Разгадывание ребусов.
2.5. Сравнение. Больше, меньше, равно. (2ч.).
Теория. Понятия «больше», «меньше», «равно».
Практика. Дидактические игры: «Поставь правильный знак», «Сравни
предметы по высоте, длине, ширине», «Сравни числа», «Назови меньше на 1,
больше на 1». Игра «На лесной полянке». Сравнение число птиц и пчел. Работа
в тетради.
2.6. Число 0 (1 ч.).
Теория. Число и цифра 0. Свойства числа 0.
Практика. Решение практических задач, результатом решения которых
получается число 0. Чтение отрывка стихотворения С. Маршака «Веселый
счет». Игра с мячом «Не ошибись». Логические задачи. Соединить цифру и
количество предметов. Назвать соседей цифры. Работа со счетными палочками.
Работа в тетради.
Форма контроля. Интерактивная игра «В стране Невыученных уроков».
Раздел 3. Мерка как результат измерения величин (5 часов).
3.1.Меры длины, массы(3 ч.).
Теория. Мерка как результат измерения величин. Путешествие в прошлое:
меры длины. Мера длины «сантиметр». Масса тела и еѐ измерение. Понятие
килограмм. Измерительные приборы. Прямая. Отрезок и луч как часть прямой
линии. Линейка. Числовая прямая.
Практика. Работа с линейкой, выполнение отрезков, измерение длины.
Просмотр мультфильм «38 попугаев». Презентация «Старинные меры длины».
3.2.Сравнение предметов на основе измерения величин(2 ч.).
Теория. Логические задачи на определение массы. Правило сравнения
отрезков по длине. Алгоритм решения логических задач на измерение длины
предметов. Различные способы сравнения длины (на глаз, наложением, при
помощи измерения меркой, линейкой).
Практика. Дидактические игры:«Измерь на глазок»,«Измерь и
сравни»,«Что меньше, что больше», «Что легче, что тяжелее?», «Что тонет, что
11

плавает?», «Подбери шарфик для кукол»,«Короче – длиннее»,«Подбери мебель
для трех медведей».
Форма контроля. Игровое упражнение «Дачный поселок».
Раздел 4. Ориентировка в пространстве (5 часов).
4.1. Ориентировка на листе бумаги(3 ч.).
Теория. Понятия: «слева, справа». Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Понятия: «вверху, внизу, в центре».
Практика. Игровое упражнение «Составь рассказ про комнату зайчихи».
Игры: «Где звенит колокольчик», «Мишкина зарядка». Метод ТРИЗ «Да – нет».
Работа в тетради «Рисуем по клеточкам».
4.2. Ориентировка в пространстве (2 ч.).
Теория. Положение предмета в пространстве: «впереди», «сзади», «за»,
«перед», «после», «между», «над», «под». Ориентировка в пространстве с
помощью элементарного плана.
Практика. Решение проблемных ситуаций «Что раньше, что потом?»,
«Что перепутал художник?». Игра-упражнение с перемещением «Путешествие
по плану». Дидактическая игра «Неделька». Игра«Расставь фигуры по
указанию».Работа в тетради «Раскрась фигуры внутри и снаружи квадрата».
Форма контроля. Графический диктант.
Итоговое занятие «Игралочка» (1 час)
Практика. Игра-путешествие на планету «Игралочка».
Форма контроля. Игра-путешествие.
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения обучающиеся имеют следующие результаты.
Предметные результаты:
знают:
- признаки сходства и различия предметов (цвет, форма, размер);
- порядок следования чисел в пределах 10;
- «соседей» числа чисел первого десятка;
- понятия: вверху, внизу, слева, справа, внутри, снаружи и т.д.
- знаки «+», «-», «=»;
- геометрические фигуры (круг, овал, многоугольник), понятия (точка,
прямая линия, ломаная линия, волнистая линия), формы (шар, куб);
- виды штриховки;
- правила поведения в учреждении;
- технику безопасности во время занятия;
- правила посадки при письме;
умеют:
- продолжать заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками;
- сравнивать числа в пределах 5 с помощью наглядного материала;
- называть предыдущее и последующее в пределах 10;
12

- записывать сложение и вычитание с помощью знаков «+», «-», «=»;
- обводить шаблоны;
- практически сравнивать предметы по длине, объему (вместимости);
- решать арифметические и логические задачи;
- называть части суток, дни недели;
- рисовать основные элементы букв;
- продолжить штриховку по образцу и точно копировать простой узор;
- ориентироваться на тетрадной странице (вверх, вниз, вправо, влево);
- рисовать узоры и различные элементы;
- рисовать, закрашивать, выполнять графические работы;
- соблюдать правила посадки при письме;
- соблюдать правила поведения в учреждении;
- соблюдать технику безопасности во время занятия.
В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие
личностные качества как:
- любознательность и познавательный интерес к процессу обучения и
творчеству;
- волевые качества: целеустремленность, настойчивость, решительность,
самостоятельность и инициатива;
- дружелюбие, умение слушать и слышать собеседника;
-морально-нравственные
качества:
дисциплинированность,
организованность, чувство ответственности.
В результате обучения по программе у обучающихся сформированы такие
метапредметные компетенции как:
- сформированы познавательные процессы (внимание, память,
воображение, восприятие, речь, мелкая моторика);
- сформированы способности взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел;
- сформированы мыслительная деятельность, детская активность,
самостоятельность, творческий подход в поиске способов решения
занимательных, практических, игровых задач.
РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.

Календарный учебный график

Год
Объем Всего Режим Кол-во
обучения учебных учебных работы учебных
часов недель
дней
1 год
обучения

36 ч.

36

1 раз в
неделю
по 1
часу

Даты начала и Продолжитель
окончания
ность каникул
учебных
периодов/этапов
36 дней
01 сентября –
27 декабря –
31 мая
10 января

13

2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение. Методы и примы обучения: словесный
(объяснение, беседа, диалог, обсуждение); наглядный (показ, рассматривание
иллюстраций, рисунков, мультимедийные презентации); практический
(выполнение упражнений, заданий); игровой (дидактические, словесные игры,
компьютерные развивающие игры).
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа,
анализ ситуаций);
- методы организации жизнедеятельности и поведения (поручение,
упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования);
- методы стимулирования деятельности и поведения (требование,
соревнование, поощрение).
Педагогические технологии: технология развивающего обучения,
здоровьесберегающие
технологии;
информационно-коммуникационная
технология.
Формы организации учебного занятия. Программа предусматривает
проведение традиционных занятий, индивидуальной работы, практических
работ.
Учебное занятие может проводиться в следующей форме: практическое
занятие (отработка полученных знаний и умений), игра, викторина, игровое
упражнение, игра-путешествие.
Алгоритм учебного занятия:
- Организационный момент (повторение правил посадки за партой).
- Актуализация опорных знаний.
- Объяснение нового материала.
- Физминутка.
- Практическая часть занятия.
- Игровой момент.
- Подведение итогов.
В данной программе заложены направления воспитательной работы,
соответствующие
Рабочей
программе
воспитания
муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского
городского округа детского сада №65 комбинированного вида "Родничок".
Материально-техническое обеспечение.
В образовательном учреждении имеется специально оборудованное
помещение – кабинет, имеющий две зоны: учебную и игровую. Для занятия
каждому обучающемуся необходимы следующие принадлежности: тетрадь по
математике в крупную клетку, шариковая ручка, простой карандаш, цветные
карандаши.

14

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Оборудование и инвентарь для занятий
Наименование
Цветные карандаши
Тетрадь по математике в крупную клетку
Ручка шариковая с синей пастой
Простой карандаш
Линейка
Счетные палочки
Карточки с цифрами от 1 до 10 для счѐта
Танграм
Счѐтные палочки
Счѐтный раздаточный материал
Набор геометрических фигур
Люмограф
Компьютер, диски, флеш-накопители с музыкальными
композициями
Интерактивные игры по математике
Магнитные цифры и знаки
Набор компьютерных игр, физминуток, учебных заданий
Коллекция видеопрезентаций
Ноутбук
Музыкальный плеер

Количество
15 наборов
15
15
15
15
15 наборов
15
15
15
15
1
15
1
15
1
1
1
1
1

Информационное обеспечение:
-Нормативная база. "Российское образование" Федеральный портал.
[Электронный ресурс]. URL:https://edu.ru/- (дата обращения: 19.04.2023г.);
- Национальный проект "Образование". [Электронный ресурс]. URL:
https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 19.04.2023г.);
- Издательский дом "Первое сентября" URL:http://1september.ru/ (дата
обращения: 19.04.2023);
- Все для детей (раскраски, песни, стихи, наглядный материал)
[Электронный
ресурс].
URL:http://allforchildren.ru/
(дата
обращения:
19.04.2023г.);
- Игровая комната. Материалы для организации детского досуга. Сборник
развивающих игр: кроссворды, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки,
логические
задачки
и
пр.
[Электронный
ресурс].
URL:http://playroom.com.ru/ (дата обращения: 19.04.2023г.);
-методические конспекты (в соответствии с темами программы).
Содержание комплекса: конспект занятия, дидактические материалы и ЭОР,
которые требует содержание программы;
- обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, видеоролики и
др. (если требует содержание занятия);
- аудиозаписи: подвижная музыка, музыкальные игры с движениями,
аудио-загадки (если требует содержание занятия).
15

Кадровое обеспечение. Реализацию содержания дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Считалочка»
осуществляет учитель начальных классов, имеющий специальное образование,
владеющий методикой подготовки детей к школе.
2.3 Формы контроля
Оценка качества обучения основам грамоты строится на методах
педагогического контроля.
Диагностика и контроль результатов обучения осуществляется в
несколько этапов:
 вводный контроль проводится с целью выявления образовательного
уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору
эффективных форм и методов деятельности для обучающихся;
 промежуточный контроль- проводится в конце первого полугодия с
целью отслеживания уровня освоения программного материала;
 тематический
контроль
позволяет
определить
степень
сформированности знаний, умений и навыков по темам программы,
это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и
оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала;
 итоговый контроль призван определить конечные результаты
обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме игрыпутешествия "Путешествие на планету «Игралочка».
2.4 Оценочные материалы
Этапы
Форма диагностики
диагностики
Тестирование
вводный
промежуточный Игровое упражнение «Дачный поселок»
Творческие задания на конструирование с использованием
тематический
пособия «Танграм»
Интерактивная игра «В стране Невыученных уроков»
Графический диктант
Игра-путешествие
итоговый
Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение,
создание ситуаций проявления качеств, умений.
Формы фиксации результатов: протокол.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

16

2.5. Методические материалы
Дидактические материалы.
Дидактические игры: «Назови предметы заданной формы», «Что общего и
чем различаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери
фигуры по цвету, размеру, форме», «Найди лишнюю фигуру», «Танграм».
- Наборное полотно и карточки с цифрами.
- Индивидуальные разрезные наборы цифр.
- Предметные картинки для составления примеров и задач.
-Индивидуальные тетради в клеточку.
Наглядные материалы.
-Карточки цифр от 1 до 10 на магнитах. -Издательство "ТЦ Сфера", 2020.
-Касса цифр и счетных материалов 132 элемента, пенал, ПИФАГОР
-Магнитная игра с заданиями «Танграм», Десятое королевство, Россия.
Методические материалы, разработанные педагогом:
-Интерактивное игровое занятие «Игралочка».
-Конспекты математических заданий, игр, задач.
-Методические разработки: «В гостях у госпожи Математики».
-Сборник графических диктантов.
-Сборник заданий для работы с Танграмом.
2.6 Список литературы
Для педагога:
- основная литература:
1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва:
Просвещение, 2020. – 78 с.
2. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей.–
Москва: Знание, 2021. – 177с.
3. Волина В.В. Учимся играя.- Москва: Просвещение, 2019. – 254 с.
4. Линго Р.П. Решай, смекай, отгадывай. Игры, ребусы, загадки.–
Ярославль: Академия развития, 2019. – 187 с.
5. Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Математика для дошкольников.– Москва:
Педагогика, 2019. – 274 с.
6. Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…
Математика для детей 6-7 лет. – Смоленск: ООО «Бином. Лаборатория знаний»,
2020. – 64 с.
7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, 1, 2 часть - Москва: Ювента,
2020г. – 64 с.

17

- дополнительная учебная литература:
1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. – Москва: Педагогика, 2020.
– 129 с.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для
студентов высш. пед. учебных заведений.- Москва: Изд. центр «Академия»,
2020. – 251с.
3. Бочек Е.А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» //Начальная
школа -2020. - №1. – С.17-19.
-для обучающихся и родителей:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Школа
для дошколят: Развиваем мышление. - Москва: Росмэн, 2019. – 24 с.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Школа
для дошколят: Учимся решать задачи. - Москва: Росмэн, 2020. – 24 с.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Школа
для дошколят: Развиваем внимание. - Москва: Росмэн, 2020. – 24 с.
Интернет-ресурсы:
1.Пособия для занятий по математике. [Электронный ресурс].
URL:https://m.vk.com/topic-125112909_34949435 (дата обращения: 19.04.2023г.).
2. Методика формирования элементарных математических представлений
по
разделу
«количество
и
счет».
[Электронный
ресурс].
URL:https://obuchalka.org/20190317107656/teoriya-i-metodika-formirovaniyaelementarnih-matematicheskih-predstavlenii-u-detei-doshkolnogo-vozrastashaurko-iv-levchuk-z-k-2018.html (дата обращения: 19.04.2023г.).
3. Диагностика метапредметных результатов. Образовательный сайт
//Образовательная
социальная
сеть
[Электронный
ресурс].
URL:
https://multiurok.ru/files/diagnostika-metapredmetnykh-rezultatov.html
(дата
обращения (19.04.2023г.).

18

Приложение 1.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
Мониторинг (методика В.П. Новиковой)
Цель: Выявление знаний по формированию элементарных
математических представлений у детей ШЕСТОГО года жизни.
Форма проведения: тестирование
Содержание: практические задания.
№

Что изучается?

Материал

1. Выявление умений
----счета.
2. Выявление знаний Набор
цифр
цифр.
произвольном
порядке.
3. Выявление знаний
о количественном
составе числа из
единиц в пределах
пяти,
умения
различать
количественный и
порядковый счет.
4. Выявление умений
соотносить
количество
предметов
с
цифрой.
5. Выявление умений
увеличивать
и
уменьшать число на
единицу.

в

На столе лежат в ряд
игрушечные овощи:
картошка,
огурец,
помидор,
морковь,
свекла.

Инструкция
к проведению
Педагог предлагает ребенку
посчитать до 10.
Педагог предлагает ребенку
разложить цифры от 1 до 10,
а затем назвать те числа,
которые ему покажут (7,9,
10, 0 и т.д.).
Педагог предлагает ребенку
сказать, из каких овощей
составлена группа, которая
по счету картошка (а),
который по счету помидор
(б); просит посчитать по
порядку.

«Математический
набор»

Педагог предлагает ребенку
отсчитать пять кружков, а
потом
обозначить
это
количество цифрами.

«Математический
набор»

Педагог предлагает ребенку
отсчитать 6 квадратов, а
затем уменьшить число на
единицу. После этого дает
следующее задание: сначала
отсчитать 4 треугольника, а
потом увеличить число на
единицу.
Педагог предлагает ребенку
придумать
задачу,

6. Выявление умений «Математический
решать задачи на набор»

19

сложение
вычитание.

и

7. Выявление умений
измерять
с
помощью условной
меры (бумаги в
клетку).
8. Выявление умений
считать по заданной
мере.

9. Выявление знаний
детей
о
геометрических
фигурах.

10 Выявление умений
. ориентироваться в
пространстве.
11 Выявление знаний
. детей
о
днях
недели.

«записать» ее с помощью
цифр и знаков. После
выполнения задания ребенок
должен рассказать задачу и
объяснить, как он ее решал.
На
листе
бумаги Педагог предлагает ребенку
начерчен
отрезок определить длину отрезка по
длинной
3
см. клеточкам.
(полоски бумаги в
клетку)
Миска
с
крупой, Педагог предлагает ребенку
чайная ложка
сделать кучку из двух ложек
крупы. После выполнения
задания, дает следующее:
«Отложи рядом еще три
такие же кучки крупы».
Набор
Педагог предлагает ребенку
геометрических фигур отложить в сторону все
разной
формы
и многоугольники.
После
величины:
круги, выполнения
задания
квадраты,
предлагает сказать, какие
треугольники,
фигуры лежат на столе
прямоугольники.
(круги и многоугольники).
---Педагог предлагает ребенку
сказать, что находится слева
от него.
---Педагог предлагает ребенку:
а) сказать все дни недели по
порядку;
б)
назвать
сегодняшний день недели; в)
сказать, какой день недели
был вчера, какой будет
завтра.

Критерии:
Высокий уровень: (1 балл) – ребенок самостоятельно справляется с
заданием, правильно отвечает на вопросы;
Средний уровень: (0,5 балла) – ребенок справляется с заданием с
помощью взрослого или со второй попытки;
Низкий уровень: (0 баллов) – ребенок отвечает наугад или с ошибками,
объяснить свой ответ затрудняется, отказывается от ответа.

20

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества усвоения обучающимися содержания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
середине учебного года.
Содержание: практические задания.
Диагностические материалы:
Логические задачки.
1. Какое число самое маленькое?
2. Какая цифра самая большая?
3. Бабушка связала Нине две пары носков. Сколько носков связала
бабушка Нине?
4. У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?
5. По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур?
6. У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?
7. Нужно помочь девочке решить возле доски пример. Ее одноклассники
хотят помочь ей и на карточках каждый из них показывает свое число. Кто из
детей показывает правильный ответ?

8. Посчитай количество божьих коровок, новогодних шаров, осенних
листиков, стрекоз и ос. А затем вписать эти числа в пустые клетки возле
каждого объекта.

21

Критерии определения уровня обучающихся:
25-30 – высокий уровень;
15-25–средний уровень;
менее15– низкий уровень.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения.
Форма проведения: игра-путешествие.
Задание№1.
Отсчитай слева направо шестой дом и нарисуй на нѐм антенну (в виде
буквы «Т»).
Задание№2.
У самого высокого дома нарисуй 10 окошек, у самого низкого – 2.
Задание№3.
В доме нарисуй столько окон, сколько раз я постучу (6 раз).
Задание№4.
В верхнем правом углу нарисуй солнце; лучей у него должно быть
меньше, чем домиков.
Задание№5
В нижнем левом углу нарисуй мячик.
Задание№6
Найди кораблик; закрась всѐ, что у него треугольной формы, в красный
цвет, а то, что четырѐхугольной,- в зелѐный.
Задание№7
Найди ѐлочку, скопируй еѐ справа.
Критерии оценки уровней выполненных заданий.
Задание №1
Высокий уровень
Ребѐнок самостоятельно
находит нужный домик.
Правильно рисует
антенну.

Средний уровень
Ребѐнок сомневается в
правильности выбора.
Рисует антенну после
того, как педагог
подтвердит
правильность выбора
домика.

Задание №2
Высокий уровень
Средний уровень
Ребѐнок правильно
Ребѐнок правильно
находит указанные дома. находит указанные
Количество окон
дома.

Низкий уровень
Ребѐнок неправильно
находит домик.
Неаккуратно рисует
антенну.

Низкий уровень
Ребѐнок не правильно
находит указанные дома.
Количество окон не
22

совпадает с указанным
количеством в
инструкции.

Задание №3
Высокий уровень
Ребѐнок внимательно
слушает.
Находит нужный домик.
Правильно подсчитывает
количество ударов
педагога.
Количество окон
совпадает с количеством
ударов.

Задание №4
Высокий уровень
Ребѐнок самостоятельно
находит верхний правый
угол листа.
Количество лучей
меньше количества
домиков.
Рисунок аккуратный, с
прямыми лучами.
Задание №5
Высокий уровень
Ребѐнок самостоятельно
находит нижний левый
угол листа.
Рисунок аккуратный,
красивый.

Задание №6
Высокий уровень
Ребѐнок аккуратно

Количество окон не
совпадает с указанным
количеством в
инструкции (допускает
1 ошибку).

совпадает с указанным
количеством в
инструкции.

Средний уровень
Низкий уровень
Ребѐнок слушает не
Ребѐнок слушает не
достаточно внимательно. внимательно.
Правильно подсчитывает Не правильно
количество ударов
подсчитывает количество
педагога.
ударов педагога.
Не сразу находит нужный Не сразу находит нужный
домик.
домик или выбирает не
Количество окон не
тот домик.
совпадает с количеством Количество окон не
ударов на 1-2 позиции.
совпадает с количеством
ударов.
Средний уровень
Ребѐнок сомневается в
правильности
определения указанного
местоположения.
Рисует солнце после
того, как педагог
подтвердит
правильность его
местоположения.

Низкий уровень
Ребѐнок неправильно
находит указанный угол.
Неаккуратно рисует
солнце.

Средний уровень
Ребѐнок сомневается в
правильности
определения указанного
местоположения.
Рисует мячик после того,
как педагог подтвердит
правильность его
местоположения.

Низкий уровень
Ребѐнок неправильно
находит указанный угол.
Неаккуратно рисует
мячик.

Средний уровень
Ребѐнок не везде

Низкий уровень
Ребѐнок неаккуратно
23

закрашивает все
указанные формы.
Задание №7
Высокий уровень
Ребѐнок внимательно
слушает задание.
Уточняет значение слова
«причал» и его
расположение на
диагностическом листе.
Правильно
ориентируется в
клеточках, выполняет
рисунок самостоятельно.
Ёлочка соответствует
образцу.

аккуратно закрашивает
указанные формы.
Пропускает 1-2 фигуры.

закрашивает кораблик.
При раскрашивании не
следует инструкции.

Средний уровень
Ребѐнок невнимательно
слушает задание.
Не уточняет
расположение ѐлочки на
диагностическом листе.
Торопится, выполняет
рисунок с помощью
педагога.
Ёлочка не в1-2 позициях.

Низкий уровень
Ребѐнок невнимательно
слушает задание.
Не уточняет
расположение ѐлочки на
диагностическом листе.
Торопится, выполняет
рисунок без соблюдения
заявленных условий.

Критерии оценки общего уровня
Высокий уровень
Средний уровень
Ребѐнок успешно
Ребѐнок справляется с
справляется со всеми
большинством заданий.
заданиями.
Выполняет задания с 3-4
Допускает
ошибками.
незначительные
Работа выполнена с
ошибки.
ошибками.
Работа выполнена
аккуратно.

Низкий уровень
Ребѐнок не справляется
с большинством
заданий.
Выполняет правильно
менее 50%
предложенных заданий.
Работа выполнена
неаккуратно.

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Оцениваемые
параметры
Принятие и
соблюдение
норм поведения

Самооценка

Уровень сформированности
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
(3 балла)
(2 балла)
(0-1 балл)
всегда соблюдает
знает и старается
нормы и правила
правила и нормы
соблюдать правила поведения не
поведения на
поведения,
соблюдает,
занятии
нарушая их, как
игнорируя либо не
правило, под
осознавая их
влиянием других
во всем реально
в основном
чрезмерно
оценивает себя,
реально оценивает завышенная или
свои достижения и себя, свои
сниженная
возможности
достижения и
самооценка, не
24

(допустима чуть
сниженная
самооценка)
Действие оценки умеет
самостоятельно
оценить свои
действия, показать
правильность или
ошибочность
результата,
соотнося его со
схемой действия

Эмоциональная
отзывчивость

всегда
сопереживает и
стремится сразу
оказать помощь
другим

Сформированно
сть норм в
общении с
детьми
и взрослыми

знает и соблюдает
нормы общения с
детьми и
взрослыми

возможности
(допустима чуть
завышенная
самооценка)
не умеет
самостоятельно
оценить свои
действия, но
испытывает
потребность в
получении оценки
со стороны
педагога; может
оценить действия
других
обучающихся
способен к
сопереживанию,
но сразу оказать
помощь другим не
стремится

критичность к
своему поведению
не умеет, не
пытается и не
испытывает
потребности
оценивать свои
действия — ни
самостоятельно, ни
по просьбе
педагога

переживает только
собственные
неудачи и
безразлично
относится к
проблемам других
знает, но иногда не не знает и не
соблюдает нормы соблюдает нормы
общения с детьми общения с детьми
и взрослыми
и взрослыми

СФОРМИРОВАННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Оцениваемые
параметры

Уровень сформированности
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
(3 балла)
(2 балла)
(0-1 балл)
способен при
совместно с
даже при
Умение делать
незначительной
педагогом или
значительной
выводы
поддержке
обучающимися
помощи со
педагога сделать
может сделать
стороны педагога
выводы по
выводы по
не может сделать
результатам
результатам
выводы по
работы
работы
результатам
работы
проявляет интерес обнаруживает
Сформированно проявляет
устойчивый
преимущественно безразличное или
сть
негативное
познавательного интерес к любому к новому
25

интереса

учебному
материалу, как
фактическому, так
ик
теоретическому,
старательно и с
желанием
выполняет задания

фактическому
учебному
материалу,
проявляет
познавательную
активность
преимущественно
лишь в
сотрудничестве с
педагогом

отношение к
учебной
деятельности,
неохотно
включается в
выполнение
заданий, не
принимает помощь
со стороны
педагога, охотно
выполняет лишь
привычные
действия, чем
осваивает новые

26

Приложение 2.
ГЛОССАРИЙ
Вес - тяжесть какого-либо тела, определяемая при помощи взвешивания.
Геометрическая линия – это геометрическая фигура, представляющая
собой множество точек, последовательно расположенных друг за другом.
Замкнутая линия - это линия, у которой начало совпадает с концом.
Кривая линия - это несколько отрезков, соединенных между собой так,
что конец первого отрезка является началом второго отрезка, а конец второго
отрезка — началом третьего отрезка и т. д., при этом соседние (имеющие
одну общую точку) отрезки расположены не на одной прямой.
Математика - наука о структурах, порядке и отношениях, которая
исторически сложилась на основе операций подсчѐта, измерения и описания
форм реальных объектов
Масса - это свойство, характеризующее тяжесть предмета.
Объѐм - величина в длину, ширину и высоту какого-л. тела с
замкнутыми поверхностями, измеряемая в кубических единицах.
Незамкнутая линия - если конец последнего отрезка не совпадает с
началом первого, то такая ломаная линия называется незамкнутой.
Площадь - это количественная характеристика фиг; указывающая на ее
размеры на плоскости. Площадь принято определять у плоских замкнутых
фигур.
Прямая линия - можно представить себе, как бесчисленное множество
точек, которые расположены на одной линии, не имеющей ни начала, ни
конца.
Счѐт - действие по значению глагола «считать»; вычисление,
определение каких-либо количественных показателей или перечисление
элементов последовательности чисел.
Цифра - письменные знаки для обозначения чисел, а также символы
математических операций.
Циферблат - панель часов с цифрами; пластина с делениями,
обозначающими часы, минуты или иные единицы измерения, и с
проставленными под ними цифрами.
Число - основное понятие математики, используемое для
количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».