Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Знайка"

Управление образования Киселевского городского округа
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Киселѐвского городского округа детский сад № 65
комбинированного вида «Родничок»
(детский сад 65)
ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
от "29" мая 2023г .
Протокол №4

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий детским садом 65
___________Е.К. Касаджик
" 29" мая 2023г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Знайка»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик:
Рюмина Татьяна Алексеевна,
старший воспитатель

Киселевский городской округ, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ...........................................................................................
1.1. Пояснительная записка ………...........……………………………
1.2. Цель и задачи программы …………............…….……..…………
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы ................
1.4. Планируемые результаты …………………………………………

...3
...3
...7
...7
...16

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………….……………………
2.1. Календарный учебный график …………......………………........
2.2. Условия реализации программы …………..………….……........
2.3. Формы контроля …………………......................…..……..............
2.4. Оценочные материалы ………………………………....................
2.5. Методические материалы …….......................................................
2.6. Список литературы …………...................…………..…….……....

...17
...17
...17
...19
...20
...20
...21

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Контрольно-оценочные материалы..........................
...23
Приложение 2. Глоссарий....................................................................... ...30

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знайка» социально-гуманитарной направленности реализуется на платной
основе
за
счѐт
средств
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание,
роль, назначение и условия реализации программ дополнительного
образования закреплены в следующих нормативных документах:
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
 изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в
образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения
финансового обеспечения реализации образовательной программы,
определенные в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с 14.07.2023
г.;
 Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»,
определяющего одной из национальных целей развития Российской
Федерации предоставление возможности для самореализации и развития
талантов;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по ДООП»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный №
48226);
 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025
гг. (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642);
 Концепция развития дополнительного образования детей в РФ
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ» (включая разноуровневые программы);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3











3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ
Департамента образования и науки Кемеровской области «Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740),
Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р
от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.).
Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы» (утв. УО 30.04.2023 г.);
Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения Киселевского городского округа детского сада
№65 комбинированного вида «Родничок»;
Положение «О разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
муниципальном автономном образовательном учреждении Киселевского
городского округа детском саду №65 комбинированного вида
«Родничок»;
Положение о дополнительных платных образовательных услугах в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного
вида "Родничок" (от 30.04.2021г.).

Предметные области программы: обучения грамоте.
Актуальность программы. К старшему дошкольному возрасту дети
приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, проходят
определенную подготовку в детском дошкольном учреждении и перед ними
встает проблема адаптации к условиям школьной жизни.
Подготовка ребенка к школе - важная задача. В связи с этим
необходимость
разработки
программ
дополнительного
образования,
обеспечивающих предшкольную подготовку детей дошкольного возраста,
обусловлена социальным заказом детей и родителей города Киселѐвска.
Содержание программы «Знайка» ориентировано на обучение старших
дошкольников чтению и письму, и достижение ими уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования.
Отличительными
особенностями
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Знайка»
модифицированная. Разработана на основе примерной дополнительной
общеразвивающей программы «Развитие речи. Начала обучению грамоте»
Малаховской О.В. (г. Москва, 2020 г.)
4

Основные положения программы «Знайка» заключаются в следующем:
- содержание данной программы не дублирует программу первого класса;
- обучение носит развивающий характер, ориентировано на развитие
потенциальных возможностей ребѐнка, позволяющих ему быть готовым к
обучению любой системы школьного образования;
- программа имеет интегративный характер: в содержании органично
переплетаются несколько направлений деятельности: обучение грамоте,
развитие речи, упражнения, способствующие комплексному развитию
познавательных процессов детей дошкольного возраста;
- в процессе обучения и воспитания обеспечивается позитивная
социализация детей.
Программа предусматривает развитие психических процессов: внимание
и воображение, умение мыслить логически, способность действовать в уме,
запоминать. Эти умения будут служить основой не только для обучения языку
и математике, но и станут фундаментом для получения знаний и развития
способностей в более старшем периоде в школе. Таким образом,
обеспечивается преемственность между дошкольным и начальным
образованием, обеспечивается психологическая готовность детей к началу
обучения.
Содержание занятий по программе, дополняя и расширяя знания
дошкольников, параллельно готовит руку ребѐнка к письму, не выделяя при
этом обучение письму в отдельную деятельность.
Содержание программы включает как образовательные, так и
воспитательные компоненты, направленные на освоение обучающимися норм и
правил поведения в обществе взрослых и сверстников, развития эмоциональноположительного отношения к окружающему миру, коммуникативных
способностей, поддержке в ребенке уверенности в собственных силах,
проявлений активности, инициативы, самостоятельности.
Уровень освоения программы -стартовый.
Адресат программы: обучающиеся 6-7 лет (старший дошкольный
возраст).
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети
6-7 лет, в этом возрасте, склонны к обобщениям, которые становятся основой
для развития словесно-логического мышления. Они способны рассуждать и
давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения
входят в их наглядный опыт. Интерес ребенка к себе и своим качествам
распространяется и на окружающих, это приводит к изменениям в его
эмоциональной жизни и взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками,
появляется интерес к личным качествам других людей.
Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Количество
обучающихся в группе до 15 человек. Состав группы - одновозрастной.
Формирование групп обучающихся осуществляется на основании заключения
5

договора с родителями (законными представителями) несовершеннолетних об
оказании платных дополнительных услуг.
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы - 1 год.
Объем программы рассчитан на 36 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность Занятия
проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического
часа –30мин. Перерыв между учебными занятиями групп не менее 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Форма обучения – очная. Программа может быть реализована с
использованием дистанционных образовательных технологий (в условиях
дистанционного обучения).
Особенности организации образовательного процесса. Программа
реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Содержание программы представляет собой логически выстроенную
систему обучения и воспитания, состоящую из отдельных разделов и
отражающую основные направления воспитательной работы ДОО:
-Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества (социальное
направление воспитания).
-Ценность знания(познавательное направление воспитания).
-Ценность здоровья(физическое и оздоровительное направление
воспитания).
-Ценность труда(трудовое направление воспитания).
В условиях перехода на дистанционное обучение программа может быть
реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. В
этом случае образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с
использованием VK Мессенджера. Видеозанятия могут отправляться
обучающимся по электронной почте. При необходимости педагогом
проводятся индивидуальные консультации с обучающимися с использованием
VK Мессенджера. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством
фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам
занятия в группе VK Мессенджера или на электронную почту педагога (по
согласованию).
Педагогическая целесообразность программы заключается в еѐ
ориентации на развитие речи и подготовку детей к чтению в процессе игры.

6

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: социальная адаптация дошкольников к учебной
деятельности, развитие познавательных процессов и коммуникативной сферы
ребенка посредством обучения грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
- формировать у дошкольников звукобуквенный анализ;
- помочь детям освоить слоговое чтение;
- научить детей печатать буквы.
Развивающие:
- обогащать словарный запас дошкольников;
- развивать у детей фонематический слух и устную речь;
- развивать у детей внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- формировать у детей положительное отношение к обучению в школе,
поддерживать проявление познавательного интереса;
- воспитывать у детей чувство коллективизма, уважение к старшим,
стремление оказывать помощь;
-воспитывать
самостоятельность,
аккуратность,
трудолюбие
и
старательность, любознательность;
- воспитывать чувство ответственности за свои действия и поведение;
-воспитывать дружелюбие и доброжелательность, умение слушать и
слышать собеседника.
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы
Учебно-тематический план
№
Наименование
п/п
раздела (темы)
Вводное занятие"Волшебный
мир звуков"
Раздел 1. Звуки.
1.1. Звуки и буквы
1.2. Слова. Звуки
Раздел 2. Гласные звуки.
2.1 Гласные звуки и буквы.
Скороговорки.
2.2 Звук [А]. Предлоги на и
под
2.3 Звук [О], [Э]. Предлоги на
и под

Количество часов
Всего Теория Практика

Форма
контроля

1

0,5

0,5

Тестирование

4
2

2
1

2
1

2

1

1

Игровое
упражнение
«Скажи
наоборот»

10

5

5

1

0,5

0,5

2

1

1

2

1

1

Квест
«Потерянная
буква»

7

2.4 Звук [У]. Предлоги перед и
за
2.5 Звуки [И], [Ы]. Предлоги
на и с (со)
2.6 Гласные
звуки.
Составление предложений
с предлогами
Раздел 3. Согласные звуки.
Слоги.
3.1 Звук [М]. Слоги
3.2 Звук [Н]. Предлоги в и из
3.3 Звук [П] и [П’]. Предлог
между
3.4 Звук [Т] и [Т’]
3.5 Звук [К]. Предлоги у,
между
3.6 Звуки [К] –[Х],[К’] –[Х’]
Предлоги к и от
3.7 Звук [Ф], [Ф’]
3.8 Звук [Й’]
Раздел 4 . Дружные звуки.
4.1 Звуки [Й’О]. Предлоги
перед, между, за
4.2 Звуки [Й’У]. Предлоги на,
над
4.3 Звуки [Й’А]. Предлоги по,
под
4.4 Звуки
[Й’Э].
Наречия
справа, слева, между
Раздел 5. Звонкие и глухие
согласные.
5.1 Звуки [Л’]–[Й’] Предлоги
за, из -за, под, из -под
5.2 Звуки [В]–[Ф], [В’]–[Ф’].
Предлоги под и из - под
5.3 Звуки [Ч]–[Щ]. Предлоги
за и из - за
5.4 Звуки [Б] –[П],[Б’] –[П’].
Чистоговорки
5.5 Звуки [Д] –[Т],[ Д’] –[Т’]
[З]–[С], [З’]–[С’]
5.6 Звуки [Р] –[Л], [Р’] –[Л’].
Викторина
Итоговое
занятие
«Приключения Смешариков»

1

0,5

0,5

2

1

1

2

1

1

10

5

5

2
1

1
0,5

1
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

1

1

1
1
4

0,5
0,5
2

0,5
0,5
2

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

6

3

3

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

-

1

Виртуальное
путешествие
«В страну
Пиши-читай»

Игра
«Угадай-ка»

Викторина

Квест
8

ИТОГО:

36

17,5

18,5

Содержание программы
Вводное занятие «Волшебный мир звуков» (1 час)
Теория. Цели и задачи программы. Правила техники безопасности.
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в учреждении.
Знакомство с курсом обучения.
Практика. Создание игровых и проблемных ситуаций. Загадки, запись
звуками отгадок и закрашивание гласных. Игра «Доскажи словечко».
Форма контроля: Тестирование.
Раздел 1. Звуки(4 часа)
1.1. Звуки и буквы (2 часа)
Теория. Звуки и буквы. Алфавит. Буква-знак для обозначения звука.
Пиктограмма: понятие, история, назначение.
Практика. Игра «Замени звук». Составление слов с помощью условных
звуковых обозначений. Игры «Получи телеграмму», «Какой звук пропущен».
Игровые упражнения: «Назови слова с заданным звуком», «Назови первый
звук». Разучивание алфавита. Лото «Азбука».
1.2.Слова. Звуки (2 час)
Теория. Многообразие слов. Интонация. Интонационное выделение звука в
словах. Словоразличительная роль звука. Дифференциация понятий «звук –
слово». Длинные и короткие слова.
Практика. Чтение и обсуждение сказки «Сказка о живых звуках» Т. В.
Александрова. Игра в слова «Длинные, короткие». Игры:«Что звучит вокруг
нас», «Озвучь букву для гласного», «Звукоедик», «Подарки друзьям», «Найди
свой домик». Конструирование буквы из счетных палочек. Определение
длинных и коротких слов.
Формы контроля. Игровое упражнение «Скажи наоборот».
Раздел 2. Гласные звуки(10 часов)
2.1.Гласные звуки и буквы. Скороговорки. (1 час)
Теория. Гласный звук. Признаки гласного звука. Выделение гласного звука
в словах. Гласные буквы. Скороговорки.
Практика. Игры «Поймай звук», «Узнай звук». Отгадывание загадок.
Игры «Найди букву», «Отгадай». Игровые упражнения: «Скажи с различной
интонацией», «Скажи тихо - громко». «Скажи как». Разучивание скороговорок.
Игры «Найди букву», «Отгадай». Конструирование буквы из пластилина.
2.2.Звук [А]. Предлоги на и под (2 часа)
Теория. Артикуляционная особенность произношения звука [а]. Буква А и
еѐ место в алфавите, в словах. Алгоритм определения положения звука в слове.
Предлог
Практика. Упражнения и игры на выделение звука в слове, подбор слов с
заданным звуком. Игры: «На что похожа буква А?», «Скажи со словом много».
9

Составление предложений с предлогами. Выделение повторяющихся предлогов
в словосочетаниях и предложениях. Чтение слогов. Работа со звуковыми
фишками. Печатание (развитие зрительной координации и мелкой моторики
рук).
2.3. Звук [О], [Э]. Предлоги на и под (2 часа)
Теория. Характеристика звуков [о], [э] по акустическим и
артикуляционным признакам. Буквы О, Э, их место в алфавите, в словах.
Определение положения звука в слове. Уточнение пространственных
отношений, выраженных предлогами на и под.
Практика. Игры со словами: «Доскажи словечко», «Узнай звук».
Отгадывание загадок. Игры и упражнения на определение положения звука в
слове. Отгадывание загадок. Превращение буквы «О» в солнышко, мяч и арбуз.
Звуко - слоговой анализ слова – озеро. Выделение звука [э] из слова «эскимо».
Игровые упражнения в умении слышать звук. Выделение повторяющихся
предлогов в словосочетаниях и предложениях. Печатание (развитие зрительной
координации и мелкой моторики рук). Составление предложений с
использованием предлогов на и под. Упражнения на развитие мелкой моторики
рук. Работа в рабочих тетрадях. Обведение по контуру. Штриховка.
2.4. Звук [У]. Предлоги перед и за (1 час)
Теория. Характеристика звука [у] по акустическим и артикуляционным
признакам. Буква У и ее место в алфавите, в словах. Определение положения
звука в слове. Уточнение пространственных отношений, выраженных
предлогами перед и за.
Практика. Отгадывание загадок. Упражнения и игры на определение
положения звука в слове«Где живет звук? », «Каждому звуку - свою комнату».
Выделение звука [у] из ряда звуков. Игры со словами: «Доскажи словечко»,
«Узнай звук». Составление слов с помощью условных звуковых обозначений.
Игры: «Большая и маленькая», «Угадай букву», «Найди пару». Работа в
тетрадях: печатание (развитие зрительной координации и мелкой моторики
рук).
2.5. Звуки [И], [Ы]. Предлоги на и с (со) (2 часа)
Теория. Артикуляционная особенность произношения звуков[и], [ы].
Буквы И, Ы, их место в алфавите, в словах. Дифференциация звуков [И]– [Ы].
Пространственные отношения, выраженные предлогами на и с (со).
Практика. Игра «Найди свою картинку». Упражнения на развитие
внимания. Игра «Узнай звук», определение положения звука в слове.
Составление слов с помощью условных звуковых обозначений. Игра «Скажи
ласково», усы-…, банты-…, и т.д. Составление предложений с предлогами.
Печатание букв И, Ы. Игры и упражнения на выделение звуков [И]– [Ы] из
ряда звуков. Игры со словами «Где звук?», «Доскажи словечко». Отгадывание
загадок. Игры и упражнения на определение положения звука в слове. Игра на
развитие моторики «Преврати букву». Обведение по контуру. Штриховка.
2.6. Гласные звуки. Составление предложений с предлогами (2 час)
Теория. Место гласного звука в слове. Ответы на вопросы: полные и
сокращѐнные.
10

Практика. Игра «Узнай звук». Игровые упражнения на выделение гласных
звуков из слов. Игры и упражнения на составление слов с помощью условных
звуковых обозначений. Игры на закрепление понятия гласные звуки. Игра
«Найди свою картинку». Упражнение на развитие внимания. Игра «Узнай
звук». Составление слов с помощью условных звуковых обозначений.
Упражнения на развитие внимания. Игра «Приключение гласных звуков».
Составление предложений с предлогами по сюжетным картинкам. Работа в
тетрадях: печатание гласных букв. Штриховка.
Форма контроля. Квест «Потерянная буква».
Раздел 3. Согласные звуки. Слоги (10 часов)
3.1. Звук [М]. Слоги (2 часа)
Теория. Особенности артикуляции звука [м]. Буква М и еѐ место в
алфавите, в словах. Понятие «слог», слияние. Звуковой анализ слов. Приѐмы
деления слов на слоги. Чтение слогов и слов по слоговой таблице.
Практика. Выделение звука [м] из слова «мысли». Звуковой анализ слова
«мысли». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений.
Дидактические игры «Скажи наоборот», «Поймай слово за хвост». Подбор
антонимов. Восстановление деформированного текста. Работа в рабочих
тетрадях и прописях. Печатание слогов «ма, мо, му, ми, мы».
3.2. Звук [Н]. Предлоги в и из (1 час)
Теория. Особенности артикуляции звука [н]. Буква Н и еѐ место в
алфавите, в словах. Слоговой анализ слов. Слияние. Алгоритм установления
количества слогов в слове. Диалоговая речь. Пространственные отношения,
выраженные предлогами в и из. Употребление в речи предлогов в и из.
Практика. Выделение звука [н] из слова «ноты». Звуковой анализ слова
«ноты». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений.
Дидактические игры «Где звук?», «Волшебная коробочка». Игры со словами
«Закончи слово». Игра с мячом «Скажи наоборот». Составление предложений
с предлогами в, из. Чтение и печатание слогов «на, но, ну, ни, ны».Упражнение
с разрезной азбукой. Упражнение на развитие моторики «Преврати букву».
3.3. Звук [П] и [П’]. Предлог между (1 час)
Теория. Особенности артикуляции звуков [п], [п’]. Буква П и еѐ место в
алфавите, в словах. Слоговой анализ слов. Слияние. Пространственные
отношения, выраженные предлогом между.
Практика. Отгадывание загадок. Выделение звука [п] из слова «поезд».
Звуковой анализ слова «поезд». Составление слова с помощью условных
звуковых обозначений. Выделение звука [п‘] из слова «Петя». Звуковой анализ
слова «Петя». Добавление слогов ПЕ, ПИ, ПА, ПЯ в начало слова. Составление
предложений с предлогом. Выделение повторяющихся предлогов в
словосочетаниях и предложениях. Упражнения на развитие внимания.
Разгадывание ребусов. Чтение и печатание слогов.
3.4. Звук [Т] и [Т’] (1 час)
Теория. Особенности артикуляции звука [т]. Буква Т и еѐ место в алфавите,
в словах. Слоговой анализ слов. Слияние. Чтение слогов и слов по слоговой
11

таблице. Преобразование существительных множественного числа в
существительные единственного числа.
Практика. Выделение звука [т] из слова «туча». Звуковой анализ слова
«туча». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. ,
Выделение звука [т’] из слова «тишина». Звуковой анализ слова «тишина».
Отгадывание загадок, определение позиции звука в слове. Добавление слогов
ТА и ТЯ, ТИ и ТЫ в конец слова. Игры: «Один - много», "Прошагаем слова".
Упражнения на развитие внимания. Разгадывание ребусов. Звуко-слоговой
анализ: «ат», «ут», «ит», «от», «ту», «ти». Чтение и печатание слогов «та, то, ту,
ти, ты». Работа в рабочих тетрадях и прописях.
3.5.Звук [К]. Предлоги у, между(1 час)
Теория. Особенности артикуляции звука [к]. Буква К и еѐ место в
алфавите, в словах. Слоговой анализ слов. Слияние. Чтение слогов и слов по
слоговой таблице. Пространственные отношения, выраженные предлогами у,
между.
Практика. Отгадывание загадок. Выделение звука [к] из слова
«качели».Звуковой анализ слова «качели». Отгадывание загадок. Выделение
звука [к’] из слова «коньки». Звуковой анализ слова «коньки». Составление
слова с помощью условных звуковых обозначений. Игры со словами «Доскажи
словечко», «Кто внимательный?». Составление предложений из 2-х, 3-х, 4-х
слов с предлогами. Запись схем. Игровые упражнения на развитие внимания.
Разгадывание ребусов. Чтение и печатание слогов.
3.6. Звуки [К] –[Х],[К’] –[Х’] Предлоги к и от (2 часа)
Теория. Дифференциация звуков[К] –[Х],[К’] –[Х’]. Буквы К, Х и их место
в алфавите, в словах. Пространственные отношения, выраженные предлогами к,
от. Образование глаголов приставочным способом.
Практика. Отгадывание загадок. Выделение звуков [к]–[х], [к’]–[х’] из
слов. Звуковой анализ слова «охотник». Составление слов с помощью условных
звуковых обозначений. Игры со словами «Доскажи словечко», «Кто
внимательный?». Составление описательного рассказа о себе по опорной схеме.
Интерактивная игра на словообразование. Заучивание чистоговорок. Игры
«Распредели предметы по коробкам», «Найди пару», «Звуковая мозаика». Игра
с перебрасыванием мяча «Поймай звук - найди букву». Работа в рабочих
тетрадях и прописях.
3.7. Звук [Ф], [Ф’] (1 час)
Теория. Особенности артикуляции звуков [ф], [ф’]. Выделение звуков [ф],
[ф’] в словах. Буква Ф и еѐ место в алфавите, в словах. Слоговой анализ слов.
Слияние. Алгоритм фонетического разбора слов.
Практика. Выделение звука [ф] из слова «фонтан». Звуковой анализ слова
«фонтан». Выделение звука [ф’] из слова «Филя». Звуковой анализ слова
«Филя». Игры и упражнения на образование существительных с помощью
суффиксов. Игра «Один - много». Упражнения на развитие внимания.
Разгадывание ребусов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в
слове».Игра с мячом «Назовите слово в уменьшенном размере». Чтение и
печатание слогов. Работа в рабочих тетрадях и прописях. Штриховка.
12

3.8. Звук [Й’] (1 час)
Теория. Особенности артикуляции звука [Й’].Буква Й и еѐ место в
алфавите, в словах. Фонематический анализ и синтез слова.
Практика. Выделение звука [й’] из слова «чайка». Звуковой анализ слова
«чайка». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Игры
со словами «Один - много», «Где звук?», «Определи нужный звук»,«Узнай
звук». Составление словосочетаний. Игровые упражнения на развитие
внимания. Разгадывание ребусов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет,
слово, схема», «Определи нужный звук», «Конструируем букву».
Упражнение «Прочитайте слова».Заучивание чистоговорки.
Форма контроля. Виртуальное путешествие «В страну Пиши-читай».
Раздел 4. Дружные звуки (4 часа)
4.1. Звуки [Й’О]. Предлоги перед, между, за (1 час)
Теория. Особенности артикуляции звуков [й’о]. Буква Ё и еѐ место в
алфавите, в словах. Слоговой анализ слов с двузвучной буквой. Слияние.
Алгоритм составления рассказа по опорным картинкам. Ответы на вопросы:
полные и сокращѐнные.Схема слова.
Практика. Выделение звуков [й’о] из слов «ѐжик», «бельѐ». Звуковой
анализ слов «ѐжик», «бельѐ». Составление слова с помощью условных
звуковых
обозначений.
Игры:
«Доскажи
словечко»,
«Солнечный
зайчик»,«Весѐлый поезд». Выделение звуков [й’о] из слова «ѐлка». Звуковой
анализ слова «ѐлка». Составление слова с помощью условных звуковых
обозначений. Составление схемы слова. Работа с карточками- схемами
предлогов. Игры: «Найди нужный предлог», «Угадай, что изменилось?».
Составление предложений с предлогом, выделение повторяющихся предлогов в
словосочетаниях и предложениях. Чтение и печатание слогов. Работа с
фишками. Работа в тетрадях.
4.2. Звуки [Й’У]. Предлоги на, над (1 час)
Теория. Особенности артикуляции звуков [й’у]. Буква Ю и еѐ место в
алфавите, в словах. Слоговой анализ слов с двузвучной буквой. Слияние.
Пространственные отношения, выраженные предлогами на, над.
Практика. Выделение звуков [й’у] из слова «Юлька». Звуковой анализ
слова «Юлька». Составление слова с помощью условных звуковых
обозначений. Игры «Напиши правильно». Чтение слов и их графическая
запись.. Выделение звуков [й’у] из слова «люлька». Звуковой анализ слова
«люлька». Игры «Наборщик», «Назови слова на букву Ю», «Тыя».Составление слова с помощью условных звуковых обозначений.
Составление предложений с предлогом, выделение повторяющихся предлогов в
словосочетаниях и предложениях. Чтение и печатание слогов. Работа с
фишками. Работа в тетрадях.
4.3. Звуки [Й’А]. Предлоги по, под (1 час)
Теория. Особенности артикуляции звуков [й’а]. Буква Я и еѐ место в
алфавите, в словах. Слоговой анализ слов с двузвучной буквой. Слияние.
Пространственные отношения, выраженные предлогами по, под.
13

Практика. Отгадывание загадок. Выделение звуков [й’а] из слова
«яблоко». Звуковой анализ слова «яблоко». Составление слова с помощью
условных звуковых обозначений. Чтение и обсуждение сказки Г. Юдина
«Яшка-бяка». Выделение звуков [й’а] из слова «язык». Звуковой анализ слова
«язык». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Работа
со слоговой таблицей. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку»,
«Подбери словечко»,«Из чего сделано?». Составление предложений с
предлогом, выделение повторяющихся предлогов в словосочетаниях и
предложениях. Чтение и печатание слогов. Работа в тетрадях.
4.4. Звуки[Й’Э]. Наречия справа, слева, между (1 час)
Теория. Особенности артикуляции звуков [й’э]. Буква Е и еѐ место в
алфавите, в словах. Слоговой анализ слов с двузвучной буквой. Слияние.
Пространственные отношения, выраженные наречиями справа, слева, между.
Особенности диалоговой речи. Ответы на вопросы.
Практика. Фонетическая зарядка. Выделение звуков [й’э] из слова
«Емеля». Звуковой анализ слова «Емеля». Составление слова с помощью
условных звуковых обозначений. Дидактические игры и упражнения:
"Настроение", "Расскажи, как передвигается", "Поступки".Выделение звуков
[й’э] из слова «ежевика». Звуковой анализ слова «ежевика». Составление слова
с помощью условных звуковых обозначений. Придумывание слов с буквой Е.
Игровые упражнения: «Посели букву в ее квартиру», «Продолжи по образцу»,
«Продолжи орнамент», «Закончи рисунок». Штриховка. Составление
предложений с наречиями справа, слева, между. Чтение и печатание слогов.
Работа в тетрадях.
Форма контроля. Игра «Угадай-ка»
Раздел 5. Звонкие и глухие согласные (6часов)
5.1. Звуки [Л’]–[Й’] Предлоги за, из -за, под, из -под (1 час)
Теория. Дифференциация звуков [л’] -[й’]. Буква Л и еѐ место в алфавите, в
словах. Образование глаголов приставочным способом. Пространственные
отношения, выраженные предлогами «за, из-за, под, из-под».
Практика. Отгадывание загадок. Выделение звуков [л’], [й’] из слов.
Звуковой анализ слов. Составление слова с помощью условных звуковых
обозначений. Словесная игра «Назови предлоги» . Игры и упражнения на
выделение звуков [Л]–[Й’] из ряда звуков. Работа с деформированными
предложениями. Составление предложений с предлогами. Работа с пособием
«Лесная поляна». Графический диктант.
5.2. Звуки [В]–[Ф], [В’]–[Ф’]. Предлоги под и из - под (1 час)
Теория. Дифференциация звуков [в]–[ф], [в’]–[ф’].Выделение согласных
звуков в словах. Буквы В, Ф и их место в алфавите, в словах. Пространственные
отношения, выраженные предлогами под и из-под. Знаки препинания.
Практика. Выделение звуков [в]–[ф], [в’]–[ф’] в словах. Звуковой анализ
слова «фокусник».Составление слова с помощью условных звуковых
обозначений. Игра «Доскажи словечко».Составление предложений с
предлогами под и из-под. Запись схем. Упражнения на развитие внимания.
14

Конструирование букв из счетных палочек. Чтение слогов, слов, предложений.
Работа в рабочих тетрадях и прописях.
5.3. Звуки [Ч]–[Щ]. Предлоги за и из - за (1 час)
Теория. Особенности артикуляции дифференцируемых звуков [ч], [щ].
Выделение согласных звуков в словах. Буквы Ч, Щ и их место в алфавите, в
словах. Звуковой анализ слов. Слияние. Навыки различения звуков [Ч] - [Щ] в
разных слоговых структурах. Пространственные отношения, выраженные
предлогами за и из-за.
Практика. Выделение звука [ч] из слова «число». Звуковой анализ слова
«число». Выделение звука [щ] из слова «щавель». Звуковой анализ слова
«щавель».Составление слов с помощью условных звуковых обозначений.
Дидактические игры «Хлопни – топни», «Вставь букву», «Сложи слова».
Чтение словосочетаний. Чтение с последующим обсуждением «Сказка о том,
как буквы Ч и Щ поссорились с буквами Я и Ю».Игра с мячом «Профессии».
Составление предложений с предлогами за и из-за. Запись схем. Упражнения на
развитие внимания. Работа в рабочих тетрадях и прописях.
5.4. Звуки [Б] –[П],[Б’] –[П’]. Чистоговорки (1 час)
Теория. Дифференциация звуков [Б] –[П],[Б’] –[П’]. Буквы Б, П и их
место в алфавите, в словах. Чистоговорки.
Практика. Выделение звуков [б]–[п], [б’]–[п’] из слов. Звуковой анализ
слова «барабан». Составление слов с помощью условных звуковых
обозначений. Чтение слогов, слов. Игры со словами «Добавь слово», «Кто
внимательный?», «Определи место звука в слове». Игра с мячом «Назови звук».
Проговаривание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика «Бутон». Массаж
ладоней Суджок - шариком. Работа в рабочих тетрадях и прописях.
5.5. Звуки [Д] –[Т],[ Д’] –[Т’] [З]–[С], [З’]–[С’](1 час)
Теория. Дифференциация звуков [Д] –[Т],[Д’] –[Т’], [З]–[С], [З’]–[С’].
Буквы Д, Т и их место в алфавите, в словах. Звуко-буквенный анализ. Звуковой
анализ и сравнение слов.
Практика. Подбор слов с заданными звуками. Игровое задание «Место
звука в словах». Дидактические игры «Слоговые домики», «Звук заблудился»,
«Доскажи словечко». Составление предложений из заданных слов. Составление
слов из букв разрезной азбуки. Чтение, письмо печатными буквами под
диктовку. Списывание. Преобразование слов с помощью букв разрезной
азбуки. Работа в рабочих тетрадях и прописях.
5.6. Звуки [Р] –[Л], [Р’] –[Л’]. Викторина (1 час)
Теория. Дифференциация звуков [Р] –[Л], [Р’] –[Л’]. Буквы Р, Л и их место
в алфавите, в словах. Ударный слог. Викторина. Правила проведения
викторины.
Практика. Упражнения и игры на выделение звука в слове, ударного слога
в слове, подбор слов с заданным звуком. Чтение слогов и слов по слоговой
таблице. Проведение викторины. Разучивание чистоговорок. Игровые
упражнения на развитие внимания. Упражнения и игры на выделение звука в
слове. Подбор слов с заданным звуком. Игры: «Замени звук», «Убери
картинку»,«Хлопни – топни».Письмо слов и предложений с изученными
буквами. Работа в рабочих тетрадях и прописях.
15

Форма контроля. Викторина.
Итоговое занятие «Приключения Смешариков» (1 час)
Практика. Квест «Кругосветное путешествие Смешариков».
Форма контроля. Квест.
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения обучающиеся имеют следующие результаты.
Предметные результаты:
знают:
- буквы русского алфавита;
- правильную артикуляцию гласных и согласных звуков;
- звуковой (фонетический) анализ слова;
- термины: звук (гласный, согласный), слог, слово, предложение;
- отличие согласных звуков от гласных;
-горизонтальные и вертикальные линии;
-основные элементы букв;
-виды штриховки;
- правила поведения в учреждении;
- технику безопасности во время занятия;
- правила посадки при письме.
умеют:
- вслушиваться в звучание слов, узнавать, различать и выделять из них
отдельные звуки;
- различать гласные, согласные, твѐрдые и мягкие согласные звуки;
- делить слова на слоги;
- сливать слоги в слова;
- определять в словах ударение и ударные гласные;
- пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
- печатать буквы русского алфавита;
-рисовать основные элементы букв;
-свободно и осознанно читать слова и предложения, определять
количество слов в предложении;
- продолжить штриховку по образцу и точно копировать простой узор;
- ориентироваться на тетрадной странице (вверх, вниз, вправо, влево);
-рисовать узоры и различные элементы;
-соблюдать правила посадки при письме;
- соблюдать правила поведения в учреждении;
- соблюдать технику безопасности во время занятия.
В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие
личностные качества как:
- активность, инициативность;
16

- любознательность и познавательный интерес к процессу обучения;
- целеустремленность и желание преодолевать трудности;
- эмоциональная отзывчивость;
-морально-нравственные
качества:
дисциплинированность,
организованность, чувство ответственности.
- доброжелательность и культура поведения в коллективе.
В результате обучения по программе у обучающихся сформированы такие
метапредметные компетенции как:
- умение устанавливать причинно-следственные связи, побуждая делать
самостоятельные выводы;
- эмоциональная отзывчивость и общая культура;
- сформированы мыслительная деятельность, детская активность,
самостоятельность, творческий подход в поиске способов решения
занимательных, практических, игровых задач.

РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.

Календарный учебный график

Год
Объем Всего
Режим Кол-во Даты начала и Продолжитель
обучения учебных учебных работы учебных
окончания
ность каникул
часов недель
дней
учебных
периодов/этапо
в
1 год
36 ч.
36
1 раз в
36дней
01 сентября –
27 декабря –
обучения
неделю
31 мая
10 января
по 1
часу

2.2.Условия реализации программы
Методическое обеспечение. Методы и приѐмы обучения: словесный
(объяснение, беседа, диалог, обсуждение); наглядный (показ, рассматривание
иллюстраций, рисунков, мультимедийные презентации); практический
(выполнение упражнений, заданий); игровой (дидактические, словесные игры,
компьютерные развивающие игры).
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа,
анализ ситуаций);
- методы организации жизнедеятельности и поведения (поручение,
упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования);
17

- методы стимулирования деятельности и поведения (требование,
соревнование, поощрение).
Педагогические
технологии:
здоровьесберегающие
технологии;
информационно-коммуникационная технология.
Формы организации учебного занятия. Программа предусматривает
проведение традиционных занятий, практических работ и праздников.
Учебное занятие может проводиться в следующей форме: практическое
занятие (отработка полученных знаний и умений), игра, викторина, игровое
упражнение, игра-путешествие.
Алгоритм учебного занятия:
-Организационный момент.
-Повторение пройденного материала.
-Сообщение новой темы занятий.
-Характеристика звуков.
-Закрепление нового материала.
-Физминутка.
- Знакомство с буквой.
-Формирование навыков чтения и печатания.
-Итог занятия.
В данной программе заложены направления воспитательной работы,
соответствующие
Рабочей
программе
воспитания
муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского
городского округа детского сада №65 комбинированного вида "Родничок".
Материально-техническое обеспечение.
В образовательном учреждении имеется специально оборудованное
помещение – кабинет, имеющий две зоны: учебную и игровую. Для занятия
каждому обучающемуся необходимы следующие принадлежности: тетрадь в
линейку, шариковая ручка, простой карандаш, цветные карандаши, фишки
(желтые, красные, синие, зеленые).
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Оборудование и инвентарь для занятий
Наименование
Тетрадь в линейку
Шариковая ручка
Простой карандаш
Цветные карандаши
фишки (желтые, красные, синие, зеленые)
Игрушки
Куклы
Персонажи литературных произведений
Материалы для творчества детей
Канцелярские принадлежности
Простой карандаш
Шариковая ручка
Тетрадь в линеечку

Количество
15
15
15
15 наборов
15 наборов
5
5
10
15
15
15
15
15

18

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Набор фишек
Набор компьютерных игр, физминуток, учебных заданий
Коллекция видеопрезентаций
Ноутбук
Музыкальный плеер
Аудио и видео записи детской музыки, песен, сказок
Диски, флеш-накопители с музыкальными композициями
Часы на стене

15 наборов
1
1
1
1
1
1
1

Информационное обеспечение:
- образовательный портал «Адалин». Подготовка ребенка к школе.
[Электронный
ресурс].URL:
https://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml
(дата
обращения: 19.04.2023г.);
- обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, видеоролики и
др. (если требует содержание занятия);
- аудиозаписи: расслабляющая музыка, подвижная музыка, музыкальные
игры с движениями, логоритмика (если требует содержание занятия).
Кадровое обеспечение. Реализацию содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Знайка»осуществляет
учитель начальных классов, имеющий специальное образование, владеющий
методикой начального образования.
2.3. Формы контроля
Оценка качества обучения основам грамоты строится на методах
педагогического контроля.
Диагностика и контроль результатов обучения осуществляется в
несколько этапов:
 вводный контроль проводится с целью выявления образовательного
уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору
эффективных форм и методов деятельности для обучающихся;
 промежуточный контроль- проводится в конце первого полугодия с
целью отслеживания уровня освоения программного материала;
 тематический
контроль
позволяет
определить
степень
сформированности знаний, умений и навыков по темам программы,
это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и
оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала;
 итоговый контроль призван определить конечные результаты
обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме квеста
«Путешествие Смешариков».

19

2.4. Оценочные материалы
Этапы
Форма диагностики
диагностики
Тестирование
вводный
промежуточный Виртуальное путешествие «В страну Пиши-читай»
Игровое упражнение«Скажи наоборот»
тематический
Квест «Потерянная буква»
Игра «Угадай-ка»
Викторина
Квест
итоговый
Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение,
создание ситуаций проявления качеств, умений.
Формы фиксации результатов: протокол.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

2.5.

Методические материалы

Дидактические материалы.
- Игры и игровые упражнения для развития речи и ознакомления с буквами
«Что такое звук, слово, предложение?», «Найди звук», «Едем, летим, плывем»,
«Что вы видите вокруг?», «Скажи, какое», «Найди точное слово», «Высокий —
низкий», «Найди другое слово», «Назови одним словом», «Кто у кого», «Один
— много», «Читаем и составляем сами», «Скажи точнее», «Составь слова»,
«Почитай-ка», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Найди букву»,
«Найди картинку».
- Схемы для составления устных рассказов: описание игрушки;
описательный рассказ себе; описание овощей, фруктов, ягод; описание
животных, птиц, рыб; описание сезонных изменений.
-Дидактические игры и упражнения для формирования навыков
правильного употребления предлогов: «Маленькое слово», «Куда села
бабочка?», «Посмотри и назови», «Придумай предложение», «Послушай,
запомни, назови».
- Рабочие тетради«Учимся читать», индивидуальные тетради в линейку.
Наглядные материалы.
1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н.Демонстрационный материал «Беседы по
картинкам». -Издательство «ТЦ Сфера», 2020
2.Комплект разрезной с названиями букв "Русский алфавит". Издательство "ТЦ Сфера", 2020
3. Комплект наглядных пособий "Обучение связной речи детей 6-7 лет".Издательство "ТЦ Сфера", 2021
4. Набор плакатов. Картотека сюжетных картинок. Детство-Пресс, 2020
5. Плакат. Времена года. - Издательство "ТЦ Сфера", 2020
20

Методические материалы, разработанные педагогом:
- Примерные конспекты занятий.
- Методическое пособие для воспитателей ДОО по обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста "Буквознайка".
-Примерный конспект квеста по обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста «Кругосветное путешествие Смешариков».

2.6. Список литературы
Для педагога:
- основная литература:
1. Веракса Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия. Москва: Мозаика-Синтез, 2020.- 560 с.
2. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум
для академического бакалавриата — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт,
2020. — 425 с.
3. Дошкольная педагогика / Под общ. ред. Н.В. Микляевой. - Москва:
Юрайт, 2019. - 412 с.
4. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество
детей. — Москва: Юрайт, 2020. — 97 с.
5. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие
для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук.
Н.А. Федосова. – Москва: Просвещение, 2021. – 176 с.
6. Обучение дошкольников грамоте: методическое пособие / сост. Журова
Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. - Москва: Школьная Пресса,
2019. -178 с.
7. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н.
А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.
– Москва: Просвещение, 2020. – 143 с.
8. Рукавишников И.С. Учимся писать буквы. Тетрадь для работы
взрослых с детьми. - Москва: Академкнига, 2020. -64 с.
9. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. — Москва:
Флинта, 2019. — 256 c.
10. Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для
дошкольников. – 2-е изд. – Москва: Сфера, 2021. – 208 с.
11. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология:
учебник и практикум для СПО — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт,
2021. — 575 с.
- дополнительная учебная литература:
1. Гребнева В. В. Теория и технология решения психологических проблем.
Учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 192 c.
21

2. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте:
методическое пособие. - Москва: Айрис - ПРЕСС, 2019. -36c.
3. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия
развития, 2020. – 64c.
4. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – Москва: Эксмо, 2019. – 61 с.
5. Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - Москва: Эксмо, 2020. – 56с.
6. Такман Б.У. Педагогическая психология. От теории к практике.Москва: Прогресс, 2021. - 572 c.
-для обучающихся и родителей:
1. Карленок И. В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом. –Москва:
Эксмо, 2020. -118с.
2. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 1. От рисунка к букве. –
Москва: Гном и Д, 2020. – 32 с.
3. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 2. Мои первые буквы. –
Москва: Гном и Д, 2019. – 32 с.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный портал «Пять+». Материалы для подготовки к школе.
[Электронный ресурс]. URL: http://akbooks.online/ (Дата обращения:
19.04.2023г.)
2. Диагностика метапредметных результатов. Образовательный сайт
//Образовательная
социальная
сеть
[Электронный
ресурс].
URL:
https://multiurok.ru/files/diagnostika-metapredmetnykh-rezultatov.html
(Дата
обращения (19.04.2023г.).

22

Приложение 1.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ

Плавно читать целыми
словами, отвечать на
вопросы по тексту

Составляет из букв
разрезной азбуки слова

Правильно ставит
ударение в знакомых
словах

Различает гласные,
твердые и мягкие
согласные

Владеет понятием
«предложение»

Владеет понятиями
«слово»

Ф.И
ребенка

Владеет понятиями
«звук», «буква», знает
название букв

Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений
обучающихся перед началом образовательного процесса по программе.
Форма проведения: тестирование
Содержание: практические задания.

Критерии:
Высокий уровень (10-12баллов)- ребенок сам выполняет задания;
Средний уровень (5-10баллов) - ребенок выполняет с помощью педагога;
Низкий уровень (4балла) - ребенок не выполняет задания.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества усвоения обучающимися содержания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
середине учебного года.
Содержание: практические задания.
1.Обведи кружочком гласный звук.
1

И

М

Й

2.Найди и обведи кружочком согласный звук.
2.

А

О

С
23

3.В каком слове звук «К» находится в конце?
Обведи кружочком нужную картинку.

( слова: калитка, сумка, волк).

3.
3

2

1

4.В каком слове спрятался звук «Л»? (Слова: вагон, игла, бегемот). Обведи
кружочком нужную картинку или цифру
4.
1

2

3

5. В каком слове спрятался мягкий согласный звук «С»? (Слова: гусь, сом,
санки). Обведи кружочком нужную картинку или цифру.
5.
1

2

3

6. Посчитай, сколько слогов в слове БАРАБАН? Обведи кружочком нужную
цифру.
6
1
2
3

7. Посчитай, сколько слов в предложении «Кошка спит на окошке». Обведи
нужную цифру.
7.
3
4
5

8.Подбери слово к схеме: (Слова: сок, соль, кит) Обведи нужную цифру.
Можешь нарисовать схему под каждой картинкой и сравнить с заданной.
8.
______
1
2

3

24

9. «Расшифруй слово». Напечатай под каждой картинкой букву, обозначающую
первый звук в слове и прочитай слово из этих букв.
9.

Критерии определения уровня обучающихся:
25-27 – высокий уровень;
15-25–средний уровень;
менее15– низкий уровень.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения.
Форма проведения: квест
1. Помоги Нюше. Посмотри на картинки и впиши в квадратики такие слова,
чтобы получились слова.

2. Помоги Крошу прокатиться с горок, не падая.

25

3. Какие слоги в этих словах потерялись. Помоги Капатычу, допиши слова.

4.Совунья рассыпала слова. Собери слова в предложения.

26

5. Продолжи узор

6.Выполни задание Пина. Прочитай слова и подбери к каждому из них
картинку. Соедини слово с картинкой. Раздели слова на слоги вертикальными
черточками.

Критерии определения уровня обучающихся:
Общее количество баллов:
25-30 – высокий уровень;
15-25–средний уровень;
менее15– низкий уровень.

27

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Оцениваемые
параметры
Принятие и
соблюдение норм
поведения
Самооценка

Действие оценки

Эмоциональная
отзывчивость
Сформированность
норм в общении с
детьми
и взрослыми

Уровень сформированности
Высокий уровень
(3 балла)
всегда соблюдает
правила и нормы
поведения на занятии

Средний уровень
(2 балла)
знает и старается
соблюдать правила
поведения, нарушая их,
как правило, под
влиянием других
во всем реально
в основном реально
оценивает себя, свои
оценивает себя, свои
достижения и
достижения и
возможности
возможности
(допустима чуть
(допустима чуть
сниженная
завышенная
самооценка)
самооценка)
умеет самостоятельно
не умеет
оценить свои действия, самостоятельно
показать правильность оценить свои действия,
или ошибочность
но испытывает
результата, соотнося
потребность в
его со схемой действия получении оценки со
стороны педагога;
может оценить
действия других
обучающихся
всегда сопереживает и способен к
стремится сразу
сопереживанию, но
оказать помощь другим сразу оказать помощь
другим не стремится
знает и соблюдает
знает, но иногда не
нормы общения с
соблюдает нормы
детьми и взрослыми
общения с детьми и
взрослыми

Низкий уровень
(0-1 балл)
нормы и правила
поведения не
соблюдает, игнорируя
либо не осознавая их
чрезмерно завышенная
или сниженная
самооценка, не
критичность к своему
поведению
не умеет, не пытается и
не испытывает
потребности оценивать
свои действия — ни
самостоятельно, ни по
просьбе педагога

переживает только
собственные неудачи и
безразлично относится
к проблемам других
не знает и не
соблюдает нормы
общения с детьми и
взрослыми

СФОРМИРОВАННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Оцениваемые
параметры
Умение делать
выводы

Сформированность
познавательного
интереса

Уровень сформированности
Высокий уровень
(3 балла)
способен при
незначительной
поддержке педагога
сделать выводы по
результатам работы
проявляет устойчивый
интерес к любому
учебному материалу,

Средний уровень
(2 балла)
совместно с педагогом
или обучающимися
может сделать выводы
по результатам работы
проявляет интерес
преимущественно к
новому фактическому

Низкий уровень
(0-1 балл)
даже при значительной
помощи со стороны
педагога не может
сделать выводы по
результатам работы
обнаруживает
безразличное или
негативное отношение

28

как фактическому, так
и к теоретическому,
старательно и с
желанием выполняет
задания

учебному материалу,
проявляет
познавательную
активность
преимущественно
лишь в
сотрудничестве с
педагогом

к учебной
деятельности,
неохотно включается
в выполнение
заданий, не принимает
помощь со стороны
педагога, охотно
выполняет лишь
привычные действия,
чем осваивает новые

29

Приложение 2.
ГЛОССАРИЙ
Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в определѐнной
последовательности.
Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата.
Безударный слог – это слог без ударения.
Буква – это графический знак, с помощью которого звуки речи
обозначаются при письме. Всего 33 буквы.
Вопросительное предложение - это предложение, в котором содержится
вопрос.
Восклицательные предложение - это предложение, которое
произноситься с сильным чувством.
Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его
произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук
образует слог и он умеет петь.
Глухие согласные звуки — это звуки, которые состоят только из шума.
Заголовок (заглавие) – это вводная фраза текста, которая в краткой форме
отражают сущность описываемых в тексте событий.
Звонкие согласные звуки — это звуки, которые состоят из голоса и
шума.
Звук - это самая маленькая единица речи в русском (и вообще любом)
языке. Это произношение буквы (или буквосочетание) вслух. В русском языке
всего 44 звуков, из них: 38 согласных и 6 гласных.
Звуки - звуки мы слышим и произносим.
Знак ударения (/) - чѐрточка, которая ставится над гласной буквой.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя
встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или
язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ)но петь никто из них не
может, а петь им хочется.
Согласные мягкие звуки – это звуки, которые в словах звучат ласково
(мягко ).
Согласные твердые звуки – это звуки, которые в словах звучат сердито
(твердо) .
Побудительное предложение - это предложение, в котором советуют чтото сделать или побуждают к действию.
Повествовательное предложение – это предложение, в котором о ком-то
или о чѐм-то сообщается.
Предложение - это одно или несколько слов, которые выражают
законченную мысль.
Ребус - загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в
сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.
Речевые звуки - звуки, произносимые человеком.
Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним
выдыхательным толчком воздуха.
Ударение – это выделение голосом одного из гласных звуков в слове.
30

Ударный слог - слог, на который падает ударение. Этот слог сильнее
других произноситься, то есть выделяется голосом.
Текст – группа предложений, объединѐнных в одно целое темой и
основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».