Управление образования Киселевского городского округа муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселѐвского городского округа детский сад № 65 комбинированного вида «Родничок» (детский сад 65) ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета от "29" мая 2023г . Протокол №4 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий детским садом 65 ___________Е.К. Касаджик " 29" мая 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Буковка» Стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Рюмина Татьяна Алексеевна, старший воспитатель Киселевский городской округ, 2023 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ........................................................................................... 1.1. Пояснительная записка ………...........…………………………… 1.2. Цель и задачи программы …………............…….……..………… 1.3. Учебно-тематический план и содержание программы ................ 1.4. Планируемые результаты ………………………………………… ...3 ...3 ...7 ...7 ...17 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………….…………………… 2.1. Календарный учебный график …………......………………........ 2.2. Условия реализации программы …………..………….……........ 2.3. Формы контроля …………………......................…..…….............. 2.4. Оценочные материалы ……………………………….................... 2.5. Методические материалы ……....................................................... 2.6. Список литературы …………...................…………..…….…….... ...18 ...18 ...18 ...20 ...20 ...21 ...22 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Контрольно-оценочные материалы........................... ...24 Приложение 2. Глоссарий....................................................................... ...29 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Буковка» социально-гуманитарной направленности реализуется на платной основе за счѐт средств родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения финансового обеспечения реализации образовательной программы, определенные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с 14.07.2023 г.; Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДООП»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642); Концепция развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740), Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.). Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (утв. УО 30.04.2023 г.); Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада №65 комбинированного вида «Родничок»; Положение «О разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в муниципальном автономном образовательном учреждении Киселевского городского округа детском саду №65 комбинированного вида «Родничок»; Положение о дополнительных платных образовательных услугах в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного вида "Родничок" (от 30.04.2021г.). Предметные области программы: обучения грамоте. Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Необходимость разработки данной программы определяется и социальным заказом детей и родителей города Киселѐвска на разработку программ дополнительного образования, обеспечивающих предшкольную подготовку детей дошкольного возраста. Содержание программы «Буковка» ориентировано на обучение старших дошкольников чтению и письму, и достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Отличительными особенностями программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Буковка» модифицированная. Разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе 5-6 лет» (г. Москва, 2019 г.). Основные положения программы «Буковка» заключаются в следующем: 4 - содержание данной программы не дублирует программу первого класса; - обучение носит развивающий характер, ориентировано на развитие потенциальных возможностей ребѐнка, позволяющих ему быть готовым к обучению любой системы школьного образования; - программа имеет интегративный характер: в содержании органично переплетаются несколько направлений деятельности: обучение грамоте, развитие речи, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов детей дошкольного возраста; - в процессе обучения и воспитания обеспечивается позитивная социализация детей. Занятия по данной программе строятся на основе системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, что способствует развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. Содержание программы включает как образовательные, так и воспитательные компоненты, направленные на освоение обучающимися норм и правил поведения в обществе взрослых и сверстников, развития эмоциональноположительного отношения к окружающему миру, коммуникативных способностей, поддержке в ребенке уверенности в собственных силах, проявлений активности, инициативы, самостоятельности. Уровень освоения программы - стартовый. Адресат программы: обучающиеся 5-6 лет (старший дошкольный возраст). В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок 5-6 лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию. Повышается общий уровень физической выносливости. Более совершенной становится крупная моторика, мелкую моторику надо развивать. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения. Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Количество обучающихся в группе - до 15 человек. Состав группы - одновозрастной. Формирование групп обучающихся осуществляется на основании заключения 5 договора с родителями (законными представителями) несовершеннолетних об оказании платных дополнительных услуг. Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы - 1 год. Объем программы рассчитан на 36 часов. Режим занятий, периодичность и продолжительность Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа – 25 мин. Перерыв между учебными занятиями групп не менее 10 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час. Форма обучения – очная. В условиях перехода на дистанционное обучение программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся старшего дошкольного возраста. Учитывая особенности развития в этот период, в программе уделяется большое внимание осанке, активности и подвижности детей на занятиях посредством динамических пауз, грамотной организации рабочего места. Небольшие физкультминутки позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и переключиться с обучения на отдых, повысив тем самым мотивацию учения. Содержание программы представляет собой логически выстроенную систему обучения и воспитания, состоящую из отдельных разделов и отражающую основные направления воспитательной работы ДОО: -Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества (социальное направление воспитания). -Ценность знания (познавательное направление воспитания). -Ценность здоровья (физическое и оздоровительное направление воспитания). -Ценность труда (трудовое направление воспитания). В условиях перехода на дистанционное обучение программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом случае образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с использованием VK Мессенджера. Видеозанятия могут отправляться обучающимся по электронной почте. При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с обучающимися с использованием VK Мессенджера. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам занятия в группе VK Мессенджера или на электронную почту педагога (по согласованию). 6 Педагогическая целесообразность программы заключается в еѐ ориентации на развитие речи и подготовку детей к чтению в процессе игры. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: овладение старшими дошкольниками основами грамоты. Задачи: Образовательные: - способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей; - познакомить детей с буквами русского алфавита, с терминами: звук (гласный, согласный), слог, слово, предложение и др.; - формировать у дошкольников навыки звукового анализа; - помочь детям освоить слоговое чтение. Развивающие: - развивать у детей наглядно-образное и логическое мышление, зрительнослуховое восприятие, воображение; - развивать у детей мелкую моторику и координацию движения рук; - развивать умение у детей печатать буквы; - развивать у детей ориентирование на странице тетради (вверх, вниз, вправо, влево). - развивать у детей познавательный интерес и произвольное внимание. Воспитательные: -формировать у детей положительное отношение к обучению, поддерживать проявление познавательного интереса; -воспитывать у детей чувство коллективизма, уважение к старшим, стремление оказывать помощь; - воспитывать чувство ответственности за свои действия и поведение; -воспитывать дружелюбие и доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника; - воспитывать самостоятельность, ответственность. 1.3. Учебно-тематический план и содержание программы Учебно-тематический план № Наименование Формы Количество часов п/п раздела (темы) Всего Теория Практика контроля Вводное занятие «Путешествие Тестирование 1 0,5 0,5 в Буквоград». Раздел 1. Мир звуков. 5 2,5 2,5 Графический 1.1. Гласные и согласные звуки 2 1 1 диктант Игровое 1.2. Алфавит 1 0,5 0,5 7 1.3. Слово. Предложение Раздел 2. Гласные звуки. 2.1 Звук [А]. Рассказ по серии картинок 2.2 Звук [О]. Описательный рассказ по схеме 2.3 Звук [Э] 2.4 Звук [И]. Рассказ по опорным картинкам 2.5 Звук [Ы]. Описательный рассказ по схеме 2.6 Звуки [И] –[Ы]. Пересказ сказки 2.7 Звук [У] 2.8 Гласные звуки. Рассказ по серии картинок Раздел 3. Согласные звуки. Слоги. 3.1 Звук [М] и [М’]. Слоги 3.2 Звук [Н]. Рассказ по сюжетной картине с опорой на схему 3.3 Звук [П] и [П’]. Рассказ по сюжетной картине 3.4 Звук [Т] и [Т’] 3.5 Звук [К]. Рассказ по серии картинок 3.6 Звуки [К] –[Х],[К’] –[Х’] Описательный рассказ по схеме 3.7 Звук [Ф], [Ф’] 3.8 Звук [Й’] Раздел 4. Дружные звуки. 4.1 Звуки [Й’О]. Рассказ по опорным картинкам 4.2 Звуки [Й’У]. Описательный рассказ по схеме 4.3 Звуки [Й’А]. Рассказ по серии картинок 4.4 Звуки [Й’Э]. Пересказ сказки 4.5 Звуки [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]. Описательный 2 1 1 8 4 4 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 8 4 4 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 6 0,5 0,5 3 0,5 0,5 3 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2 1 1 упражнение "Назови ласково" Квест «Приключение гласных звуков» Заочное путешествие «В гости к Лесной фее» Игра «Угадай звуки» 8 рассказ по схеме Раздел 5. Звонкие и глухие согласные. 5.1 Звуки [Л’]–[Й’] 5.2 Звуки [В]–[Ф], [В’]–[Ф’]. Звонкие и глухие согласные 5.3 Звуки [Ч]–[Щ]. Описательный рассказ по схеме 5.4 Звуки [Б] –[П],[Б’] –[П’]. Рассказ по опорным картинкам 5.5 Звуки [Д] –[Т],[ Д’] –[Т’]. Рассказ по серии картинок 5.6 Звуки [З]–[С], [З’]–[С’]. Свистящие согласные звуки 5.7 Звуки [Р] –[Л], [Р’] –[Л’]. Пересказ сказки Итоговое занятие «Путешествие в страну Азбука» ИТОГО: 7 3,5 3,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Викторина 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 - 1 36 17,5 18,5 Играпутешествие Содержание программы Вводное занятие «Путешествие в Буквоград» (1 час) Теория. Цели и задачи программы. Правила техники безопасности. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в учреждении. Знакомство с курсом обучения. Практика. Создание игровых и проблемных ситуаций. Игра «Это интересно и познавательно». Форма контроля: Тестирование. Раздел 1. Мир звуков (5 часов) 1.1. Гласные и согласные звуки (2 часа) Теория. Звук. Мир звуков. Короткие и длинные слова. Сравнение и измерение слов. Гласные звуки. Согласные звуки. Фонематический анализ и синтез слова. Практика. Артикуляционная гимнастика. Игра «Превращение». Дидактические и речевые игры: «Доскажи словечко», «Улитка», «Хлопни, топни», «Соедини правильно», «Кто в каком домике живѐт», «Собери слово», «Раздели слова на слоги» и др. Игра «Кто внимательный?». 1.2. Алфавит (1 час) Теория. Буква – графическое обозначение (знак) звука. Алфавит. История появления алфавита. Количество и место букв в алфавите. Правила слушания. 9 Структура ответа на вопрос. Диалог и особенности диалоговой речи. Пиктограмма: понятие, история, назначение. Практика. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Игра «Замени звук». Составление слов с помощью условных звуковых обозначений. Составление пиктограммы по сказке «Колобок». 1.3. Слово. Предложение (2 часа) Теория. Слово. Предложение. Правила чтения предложений. Особенности расстановки логических пауз. Анализ предложения. Практика. Игры и упражнения на отработку навыка чтения коротких предложений: «Прочитай предложение, подбери к нему картинку», «Прочитай предложение, нарисуй к нему картинку», «Прочитай предложение, ответь на вопросы по его содержанию». Чтение небольших рассказов. Пересказ прочитанных рассказов. Формы контроля. Графический диктант. Игровое упражнение «Назови ласково». Раздел 2. Гласные звуки (8 часов) 2.1. Звук [А] Рассказ по серии картинок (1 час) Теория. Буква А и еѐ место в алфавите, в словах. Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам. Диалоговая речь. Алгоритм составления рассказа по серии картинок. Практика. Игры «Доскажи словечко», «Узнай звук». Чтение и обсуждение рассказа «Почему А первая?». Отгадывание загадок. Игры «На что похожа буква А?», «Скажи со словом много». Составление рассказа по серии картинок «Времена года». Упражнения «Хлопни, если услышишь», «Кто больше придумает слов», «Почини слово». Работа со звуковыми фишками. 2.2. Звук [О] (1 час) Теория. Артикуляционная особенность произношения звука [о]. Буква О и еѐ место в алфавите, в словах. Алгоритм определения положения звука в слове. Практика. Упражнения и игры на выделение звука в слове, подбор слов с заданным звуком. Разучивание стихов, скороговорок, пословиц. Дидактические игры «Кто внимательный?», «Кто больше?», «Доскажи словечко». Отгадывание загадок. Упражнения «Сколько звуков слышишь», «Кто больше придумает слов», «Почини слово», работа со звуковыми фишками. Печатание (развитие зрительной координации и мелкой моторики рук). 2.3. Звук [Э] (1 час) Теория. Характеристика звука [э] по акустическим и артикуляционным признакам. Буква Э и еѐ место в алфавите, в словах. Правила составления подробного пересказа текста по зрительной опоре. Практика. Игры со словами: «Доскажи словечко», «Узнай звук». Отгадывание загадок. Игры и упражнения на определение положения звука в слове. Чтение и обсуждение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики». Пересказ текста по зрительной опоре. Упражнения на развитие мелкой моторики рук. Работа в рабочих тетрадях. 10 2.4. Звук [И]. Рассказ по опорным картинкам (1 час) Теория. Артикуляционная особенность произношения звука [и]. Буква И, еѐ место в алфавите, в словах. Схема звуковых слияний. Особенности образования существительных множественного числа с окончанием «И» на конце. Алгоритм составления рассказа по опорным картинкам. Практика. Отгадывание загадок. Упражнения и игры на определение положения звука в слове "Где живет звук?", "Каждому звуку - свою комнату". Выделение звука «И» из ряда звуков. Игры со словами: «Доскажи словечко», «Узнай звук». Игровые упражнения на образование имен существительных суффиксальным способом. Составление слов с помощью условных звуковых обозначений. Чтение и обсуждение рассказа Г. Юдина «Индеец - изумрудный глаз». Пересказ текста по опорным картинкам «Девочка и яблоко». Работа в тетрадях: печатание (развитие зрительной координации и мелкой моторики рук). 2.5. Звук [Ы]. Описательный рассказ по схеме (1 час) Теория. Артикуляционная особенность произношения звука [ы]. Буква Ы, еѐ место в алфавите, в словах. Алгоритм составления описательного рассказа по схеме. Практика. Отгадывание загадок. Упражнения и игры на определение положения звука в слове "Чудо дерево", "Лото", "Кто больше". Игры со словами: «Доскажи словечко», «Узнай звук». Игровые упражнения на определение положения звука в слове. Упражнения и игры на образование существительных множественного числа с окончанием «Ы» на конце. Составление слов с помощью условных звуковых обозначений. Чтение и обсуждение сказки Г. Юдина «Крыса Дылда и пых-пых». Составление рассказа - описания по опорной схеме «Описание игрушки». Печатание буквы Ы. 2.6. Звуки [И] –[Ы]. Пересказ сказки (1 час) Теория. Дифференциация звуков [И]– [Ы]. Алгоритм составления подробного пересказа текста по зрительной опоре. Практика. Игры на закрепление понятия гласные звуки. Игра «Найди свою картинку». Упражнение на развитие внимания. Игра «Узнай звук». Составление слов с помощью условных звуковых обозначений. Чтение и обсуждение с последующим пересказом русской народной сказки «Пых». Штриховка. 2.7. Звук [У] (1 час) Теория. Особенности артикуляции звука [у]. Буква У, еѐ место в алфавите, в словах. Ответы на вопросы: полные и сокращѐнные. Алгоритм составления подробного пересказа текста по зрительной опоре. Практика. Игры и упражнения на выделение звука «У» из ряда звуков. Игры со словами «Где звук?», «Доскажи словечко». Отгадывание загадок. Игры и упражнения на определение положения звука в слове. Чтение и обсуждение с последующим пересказом сказки Г.Юдина «Про маленького паучка». Игра на развитие моторики «Преврати букву». 2.8. Гласные звуки. Рассказ по серии картинок (1 час) Теория. Место гласного звука в слове. Алгоритм составления рассказа по серии картинок. 11 Практика. Игра «Узнай звук». Игровые упражнения на выделение гласных звуков из слов. Игры и упражнения на составление слов с помощью условных звуковых обозначений. Составление рассказа по серии картинок «Обжора». Упражнения на развитие внимания. Игра «Приключение гласных звуков». Работа в тетрадях: печатание гласных букв. Форма контроля. Квест «Приключение гласных звуков». Раздел 3. Согласные звуки. Слоги (8 часов) 3.1. Звук [М] и [М’]. Слоги (1 час) Теория. Особенности артикуляции звука [м]. Буква М и еѐ место в алфавите, в словах. Понятие «слог». Ударный/безударный гласный звук. Слоговой анализ слов. Слияние. Приѐмы деления слов на слоги. Алгоритм установления количества слогов в слове. Практика: Упражнения и игры на выделение звука в слове, ударного слога в слове. Подбор слов с заданным звуком. Составление предложений из 3-х слов. Дидактические игры «Подбери слово», «Поймай слово за хвост», «Доскажи словечко». Отгадывание загадок. Работа в рабочих тетрадях и прописях. 3.2. Звук [Н]. Рассказ по сюжетной картине с опорой на схему (1 час) Теория. Особенности артикуляции звука [н]. Буква Н и еѐ место в алфавите, в словах. Слоговой анализ слов. Слияние. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Алгоритм составления рассказа по сюжетной картине с опорой на схему. Практика. Выделение звука [н] из слова «барабан». Звуковой анализ слова «барабан». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Дидактические игры «Топни ногой», «Крестики-нолики». Игры со словами «Доскажи словечко», «Где звук?». Игра с мячом «Скажи наоборот". Составление рассказа «Модница». Чтение и печатание слогов «на, но, ну, ни, ны». 3.3. Звук [П] и [П’]. Рассказ по сюжетной картине (1 час) Теория. Особенности артикуляции звуков [п], [п’]. Буква П и еѐ место в алфавите, в словах. Слоговой анализ слов. Слияние. Особенности образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Практика. Отгадывание загадок. Выделение звука [п] из слова «пылесос». Звуковой анализ слова «пылесос». Составление слов с помощью условных звуковых обозначений. Игры со словами «Доскажи словечко», «Где звук?». Упражнения и игры на выделение звука в слове, ударного слога в слове. Составление предложений из 3-х слов. Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Игры «Подарки гостям», «Скажи со словом много». Составление рассказа по сюжетной картине «В песочнице». 3.4. Звук [Т] и [Т’] (1 час) Теория. Особенности артикуляции звука [т]. Буква Т и еѐ место в алфавите, в словах. Слоговой анализ слов. Слияние. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Практика. Упражнения и игры на выделение звука в слове, ударного слога в слове. Подбор слов с заданным звуком. Дидактические игры «Подбери слово», «Поймай слово за хвост», «Доскажи словечко». Составление 12 предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов. Упражнения на развитие внимания. Разгадывание ребусов. Работа в рабочих тетрадях и прописях. 3.5. Звук [К]. Рассказ по серии картинок (1 час) Теория. Особенности артикуляции звука [к]. Буква К и еѐ место в алфавите, в словах. Слоговой анализ слов. Слияние. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Алгоритм составления рассказа по серии картинок. Практика. Отгадывание загадок. Выделение звука [к] из слова «рак». Звуковой анализ слова «рак». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Игры со словами «Доскажи словечко», «Кто внимательный?». Составление рассказа по серии картинок «Девочка умывается». 3.6. Звуки [К] –[Х],[К’] –[Х’] Описательный рассказ по схеме (1 час) Теория. Дифференциация звуков [К] –[Х],[К’] –[Х’]. Буквы К, Х и их место в алфавите, в словах. Алгоритм составления описательного рассказа по схеме. Практика. Отгадывание загадок. Выделение звуков [к]–[х], [к’]–[х’] из слов. Звуковой анализ слова «охотник». Составление слов с помощью условных звуковых обозначений. Игры со словами «Доскажи словечко», «Кто внимательный?». Составление описательного рассказа о себе по опорной схеме. Интерактивная игра на словообразование. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове». Работа в рабочих тетрадях и прописях. 3.7. Звук [Ф], [Ф’] (1 час) Теория. Особенности артикуляции звуков [ф], [ф’]. Буква Ф и еѐ место в алфавите, в словах. Слоговой анализ слов. Слияние. Алгоритм фонетического разбора слов. Особенности образования существительных с помощью суффиксов. Практика. Выделение звука [ф] из слова «фокусник». Звуковой анализ слова «фокусник». Выделение звука [ф’] из слова «филин». Звуковой анализ слова «филин». Игры и упражнения на образование существительных с помощью суффиксов. Игра «Один - много». Составление предложений из 3-х, 4-х слов. Упражнения на развитие внимания. Разгадывание ребусов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Работа в рабочих тетрадях и прописях. 3.8. Звук [Й’] (1 час) Теория. Особенности артикуляции звука [Й’]. Буква Й и еѐ место в алфавите, в словах. Диалоговая речь. Фонематический анализ и синтез слова. Практика. Выделение звука [й’] из слова «шайба». Звуковой анализ слова «шайба». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Игры со словами «Один - много», «Где звук?», «Узнай звук». Составление предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов. Игровые упражнения на развитие внимания. Разгадывание ребусов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема», «Определи нужный звук», «Конструируем букву». Заучивание чистоговорки. Форма контроля. Заочное путешествие «В гости к Лесной фее». Раздел 4. Дружные звуки (6 часов) 4.1. Звуки [Й’О]. Рассказ по опорным картинкам (1 час) 13 Теория. Особенности артикуляции звуков [й’о]. Буква Ё и еѐ место в алфавите, в словах. Слоговой анализ слов с двузвучной буквой. Слияние. Алгоритм составления рассказа по опорным картинкам. Ответы на вопросы: полные и сокращѐнные. Практика. Выделение звуков [й’о] из слова «ѐжик». Звуковой анализ слова «ѐжик». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Беседа с обсуждением «Почему Ё всегда ударная». Игры со словами «Доскажи словечко», «Один - много». Чтение и обсуждение сказки Г. Юдина «Ёжик и ѐршик». Выделение звуков [й’о] из слова «ѐлка». Звуковой анализ слова «ѐлка». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Составление рассказа «Спасение котѐнка» по опорным картинкам. 4.2. Звуки [Й’У]. Описательный рассказ по схеме (1 час) Теория. Особенности артикуляции звуков [й’у]. Буква Ю и еѐ место в алфавите, в словах. Слоговой анализ слов с двузвучной буквой. Слияние. Практика. Выделение звуков [й’у] из слова «юла». Звуковой анализ слова «юла». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись. Чтение и обсуждение сказки Г. Юдина «Верблюжонок Бюль-Бюль». Выделение звуков [й’у] из слова «Юлька». Звуковой анализ слова «Юлька». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Составление описательного рассказа «Юла» по схеме. 4.3. Звуки [Й’А]. Рассказ по серии картинок (1 час) Теория. Особенности артикуляции звуков [й’а]. Буква Я и еѐ место в алфавите, в словах. Слоговой анализ слов с двузвучной буквой. Слияние. Алгоритм подбора прилагательных к существительным. Практика. Отгадывание загадок. Выделение звуков [й’а] из слова «язык». Звуковой анализ слова «язык». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Чтение и обсуждение сказки Г. Юдина «Яшка-бяка». Выделение звуков [й’а] из слова «яблоко». Звуковой анализ слова «яблоко». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Работа со слоговой таблицей. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку», «Подбери словечко», «Из чего сделано?». Составление рассказа «Приготовление варенья» по серии картинок. 4.4. Звуки [Й’Э]. Пересказ сказки (1 час) Теория. Особенности артикуляции звуков [й’э]. Буква Е и еѐ место в алфавите, в словах. Слоговой анализ слов с двузвучной буквой. Слияние. Алгоритм пересказа сказки по серии сюжетных картинок Практика. Выделение звуков [й’э] из слова «еноты». Звуковой анализ слова «еноты». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Игры со словами «Доскажи словечко», «Один - много»; составление предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов. Упражнения на развитие внимания. Разгадывание ребусов. Выделение звуков [й’э] из слова «ели». Звуковой анализ слова «ели». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Игры со словами «Кто внимательный?», «Узнай звук». Чтение и обсуждение сказки Г. Юдина «Прачечная «Егор и сыновья». Проговаривание сюжета сказки друг за другом по цепочке с опорой на картинки. Составление пересказа. 14 4.5. Звуки [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]. Описательный рассказ по схеме (2 часа) Теория. Слоговой анализ слов с двузвучными буквами. Слияние. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Алгоритм составления описательного рассказа по схеме. Практика. Отгадывание загадок. Выделение звуков [й’э], [й’о], [й’у], [й’а] в словах. Звуковой анализ слов «ежевика», «ѐлочки», «люстра», «ягода». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Игры со словами «Доскажи словечко». Деление слова на слоги. Чтение и печатание слогов. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква». Составление описательного рассказа по схеме. Лепка букв из пластилина. Конструирование двухзвучных букв при помощи шнурка. Работа в рабочих тетрадях и прописях. Форма контроля. Игра «Угадай звуки». Раздел 5.Звонкие и глухие согласные (7часов) 5.1. Звуки [Л]–[Й’] (1 час) Теория. Особенности артикуляции звуков [л’], [й’]. Буква Л и еѐ место в алфавите, в словах. Практика. Выделение звука [л] из слова «луна». Звуковой анализ слова «луна». Выделение звуков [л’], [й’] из слов. Звуковой анализ слов. Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Игра «Кто больше?». Упражнение "Штриховка". Игры и упражнения на выделение звуков [Л]–[Й’] из ряда звуков. Игры со словами «Где звук?», «Доскажи словечко». Отгадывание загадок. 5.2. Звуки [В]–[Ф], [В’]–[Ф’]. Звонкие и глухие согласные (1 час) Теория. Дифференциация звуков [в]–[ф], [в’]–[ф’]. Буквы В, Ф и их место в алфавите, в словах. Характеристика звонких и глухих согласных звуков по акустическим признакам. Практика. Отгадывание загадок. Выделение звуков [в]–[ф], [в’]–[ф’] в словах. Звуковой анализ слова «фикус». Составление слова с помощью условных звуковых обозначений. Игра «Где звук?» на определение положения звука в слове. Составление предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов. Запись схем. Упражнения на развитие внимания. Разгадывание ребусов. Работа в рабочих тетрадях и прописях. 5.3. Звуки [Ч]–[Щ]. Описательный рассказ по схеме (1 час) Теория. Особенности артикуляции звуков [ч], [щ]. Буквы Ч, Щ и их место в алфавите, в словах. Звуковой анализ слов. Слияние. Практика. Отгадывание загадок. Выделение звука [ч] из слова «часы». Звуковой анализ слова «часы». Выделение звука [щ] из слова «щука». Звуковой анализ слова «щука». Составление слов с помощью условных звуковых обозначений. Дидактические игры «Кто больше?», «Звук заблудился», «Слоговой аукцион», «Доскажи словечко». Составление описательного рассказа «Четыре возраста женщины» по схеме. Работа в рабочих тетрадях и прописях. 15 5.4. Звуки [Б] –[П],[Б’] –[П’]. Рассказ по опорным картинкам (1 час) Теория. Дифференциация звуков [Б] –[П],[Б’] –[П’]. Буквы Б, П и их место в алфавите, в словах. Алгоритм составления рассказа по опорным картинкам. Практика. Отгадывание загадок. Выделение звуков [б]–[п], [б’]–[п’] из слов. Звуковой анализ слова «барабан». Составление слов с помощью условных звуковых обозначений. Игры со словами «Доскажи словечко», «Кто внимательный?». Составление рассказа «Весна-красна» по опорным картинкам. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове». Работа в рабочих тетрадях и прописях. 5.5. Звуки [Д] –[Т],[ Д’] –[Т’]. Рассказ по серии картинок (1 час) Теория. Дифференциация звуков [Д] –[Т],[Д’] –[Т’]. Буквы Д, Т и их место в алфавите, в словах. Построение звуковых моделей слов. Предложение как единица речи. Практика. Подбор слов с заданными звуками. Разучивание чистоговорок. Дидактические игры «Волшебная цепочка», «Звук заблудился», «Доскажи словечко». Составление предложений из заданных слов. Составление рассказа по серии картинок «Ветка вишни». Работа в рабочих тетрадях и прописях. 5.6. Звуки [З]–[С], [З’]–[С’]. Свистящие согласные звуки (1 час) Теория. Дифференциация звуков [З]–[С], [З’]–[С’]. Буквы З, С и их место в алфавите, в словах. Построение звуковых моделей слов. Ударный слог. Практика. Упражнения и игры на выделение звука в слове. Подбор слов с заданным звуком. Разучивание скороговорок. Дидактические игры «Подбери слово», «Поймай слово за хвост», «Доскажи словечко». Отгадывание загадок. Работа в рабочих тетрадях и прописях. 5.7. Звуки [Р] –[Л], [Р’] –[Л’]. Пересказ сказки (1 час) Теория. Дифференциация звуков [Р] –[Л], [Р’] –[Л’]. Буквы Р, Л и их место в алфавите, в словах. Ударный слог. Русские народные сказки. Виды сказок. План пересказа сказки. Практика. Упражнения и игры на выделение звука в слове, ударного слога в слове, подбор слов с заданным звуком. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Составление предложений из 3-х слов. Разучивание чистоговорок. Дидактические игры «Кто внимательный?», «Какой звук я называю?», «Доскажи словечко». Упражнения на развитие внимания. Соотнесение содержания текста с изображением на картинке. Ответы на вопросы распространенными предложениями. Постановка вопросов к тексту. Придумывание необычного конца. Пересказ сказки. Форма контроля. Викторина. Итоговое занятие «Путешествие в страну Азбука» (1 час) Практика. Игра – путешествие. Форма контроля. Игра-путешествие. 16 1.4. Планируемые результаты По окончании обучения обучающиеся имеют следующие результаты. Предметные результаты: знают: - буквы русского алфавита; - правильную артикуляцию гласных и согласных звуков; - звуковой анализ слов; - термины: звук (гласный, согласный), слог, слово, предложение; - отличие согласных звуков от гласных; - горизонтальные и вертикальные линии; - основные элементы букв; - виды штриховки; - правила поведения в учреждении; - технику безопасности во время занятия; - правила посадки при письме; умеют: - соотносить звук и букву, проводить звуковой анализ; - различать гласные, согласные, твѐрдые и мягкие согласные звуки; - составлять схему слова, выделяя гласные в слове; - определять ударный слог; - использовать интонацию в речи; - пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»; - составлять предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов; - пересказывать текст по зрительной опоре; - составлять рассказ по серии картинок; - печатать буквы русского алфавита; - рисовать основные элементы букв; - продолжить штриховку по образцу и точно копировать простой узор; - ориентироваться на тетрадной странице (вверх, вниз, вправо, влево); - рисовать узоры и различные элементы; - соблюдать правила посадки при письме; - соблюдать правила поведения в учреждении; - соблюдать технику безопасности во время занятия. В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие личностные качества как: - любознательность и познавательный интерес к процессу обучения и творчеству; - волевые качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, самостоятельность и инициатива; - дружелюбие, умение слушать и слышать собеседника морально-нравственные качества: дисциплинированность, организованность, чувство ответственности. В результате обучения по программе у обучающихся сформированы такие метапредметные компетенции как: 17 - сформированы познавательные процессы (внимание, память, воображение, восприятие, речь, мелкая моторика); - сформированы способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел; - сформированы мыслительная деятельность, детская активность, самостоятельность, творческий подход в поиске способов решения занимательных, практических, игровых задач. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Год Объем Всего Режим Кол-во Даты начала обучения учебных учебных работы учебных и окончания часов недель дней учебных периодов/этап ов 1 год 36 ч. 36 1 раз в 36 дней 01 сентября – обучения неделю 31 мая по 1 часу Продолжительность каникул 27 декабря – 10 января 2.2. Условия реализации программы Методическое обеспечение. Методы обучения: словесный (объяснение, беседа, диалог, обсуждение); наглядный (показ, рассматривание иллюстраций, рисунков, мультимедийные презентации); практический (выполнение упражнений, заданий); игровой (дидактические, словесные игры, компьютерные развивающие игры). Методы воспитания: - методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа, анализ ситуаций); - методы организации жизнедеятельности и поведения (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования); - методы стимулирования деятельности и поведения (требование, соревнование, поощрение). Педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационная технология. Формы организации учебного занятия. Программа предусматривает проведение традиционных занятий, практических работ и праздников. 18 Учебное занятие может проводиться в следующей форме: практическое занятие (отработка полученных знаний и умений), игра, викторина, игровое упражнение, игра-путешествие. Алгоритм учебного занятия: - Организационный момент. - Повторение пройденного материала. - Сообщение новой темы занятий. - Характеристика звуков. - Закрепление нового материала. - Физминутка. - Знакомство с буквой. - Формирование навыков чтения и печатания. - Итог занятия. В данной программе заложены направления воспитательной работы, соответствующие Рабочей программе воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада №65 комбинированного вида "Родничок", Материально-техническое обеспечение. В образовательном учреждении имеется специально оборудованное помещение – кабинет, имеющий две зоны: учебную и игровую. Для занятия каждому обучающемуся необходимы следующие принадлежности: тетрадь в линейку, шариковая ручка, простой карандаш, цветные карандаши, фишки (желтые, красные, синие, зеленые). № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Оборудование и инвентарь для занятий Наименование Игрушки Куклы Персонажи литературных произведений Материалы для творчества детей Канцелярские принадлежности Простой карандаш Шариковая ручка Тетрадь в линеечку Набор фишек Набор компьютерных игр, физминуток, учебных заданий Коллекция видеопрезентаций Ноутбук Музыкальный плеер Аудио и видео записи детской музыки, песен, сказок Диски, флеш-накопители с музыкальными композициями Часы на стене Количество 5 5 10 15 15 15 15 15 15 наборов 1 1 1 1 1 1 1 19 Информационное обеспечение: - образовательный портал «Адалин». Подготовка ребенка к школе. [Электронный ресурс].URL: https://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml (дата обращения: 19.04.2023г.); - Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного вида "Родничок" (дата обращения: 19.04.2023). - обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, видеоролики и др. (если требует содержание занятия); - аудиозаписи: расслабляющая музыка, подвижная музыка, музыкальные игры с движениями, логоритмика (если требует содержание занятия). Кадровое обеспечение. Реализацию содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Буковка» осуществляет учитель начальных классов, имеющий специальное образование, владеющий методикой начального образования. 2.3. Формы контроля Оценка качества обучения основам грамоты строится на методах педагогического контроля. Диагностика и контроль результатов обучения осуществляется в несколько этапов: вводный контроль проводится с целью выявления образовательного уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору эффективных форм и методов деятельности для обучающихся; промежуточный контроль- проводится в конце первого полугодия с целью отслеживания уровня освоения программного материала; тематический контроль позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала; итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Подведение итогов реализации программы проводится в форме игры– путешествия «Путешествие в страну Азбука». 2.4. Оценочные материалы Этапы Форма диагностики диагностики Тестирование вводный промежуточный Заочное путешествие «В гости к Лесной фее» 20 Графический диктант Игровое упражнение «Назови ласково» Квест «Приключение гласных звуков» Игра «Угадай звуки» Викторина Игра-путешествие итоговый Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления качеств, умений. Формы фиксации результатов: протокол. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий). тематический 2.5. Методические материалы Дидактические материалы. - Игры и игровые упражнения для развития речи и ознакомления с буквами: «Цепочка слов», «Найди место буквы в слове», «Кто в домике живѐт?», «Самый внимательный», «Собери букет», «Составь слово», «Собери дорожку», «Слоговые шары», «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Словарик», «Составь слова», «Почитай-ка», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буква за буквой», «Продолжи слово». - Схемы для составления устных рассказов: описание игрушки; описательный рассказ себе; описание овощей, фруктов, ягод; описание животных, птиц, рыб; описание сезонных изменений. - Опорная схема для составления рассказа по сюжетной картине. - Опорные схемы для составления предложений. - Схемы для угадывания предложений из сказок. - Рабочие тетради «Учимся писать буквы», индивидуальные тетради в клеточку. Наглядные материалы. 1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Демонстрационный материал «Беседы по картинкам». - Издательство «ТЦ Сфера», 2020 2.Комплект разрезной с названиями букв "Русский алфавит". Издательство "ТЦ Сфера", 2020 3. Комплект наглядных пособий "Обучение связной речи детей 5-6 лет".Издательство "ТЦ Сфера", 2021 4. Набор плакатов. Картотека сюжетных картинок. Детство-Пресс, 2020 5. Плакат. Времена года. - Издательство "ТЦ Сфера", 2020 Методические материалы, разработанные педагогом: - Картотека дидактических игр по подготовке к обучению грамоте. - Методическое пособие для воспитателей ДОО по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Буквознайка". 21 - Методическое пособие для воспитателей ДОО по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну "Азбуки". 2.6. Список литературы Для педагога: - основная литература: 1. Веракса Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия / Веракса Н.Е., Веракса А.Н. - Москва: Мозаика-Синтез, 2020. - 560 с. 2. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 425 с. 3. Дошкольная педагогика / Под общ. ред. Н.В. Микляевой. - Москва: Юрайт, 2019. - 412 с. 4. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — Москва: Юрайт, 2020. — 97 с. 5. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н.А. Федосова. – Москва.: Просвещение, 2021. – 176 с. 6. Обучение дошкольников грамоте: методическое пособие / сост. Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. - Москва: Школьная Пресса, 2019. – 314 с. 7. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – Москва: Просвещение, 2020. – 143 с. 8. Рукавишников И.С. Учимся писать буквы. Тетрадь для работы взрослых с детьми/ Рукавишников И.С., Раджувейт Т.Г. - Москва: Академкнига, 2020. - 64 с. 9. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. — Москва: Флинта, 2019. — 256 c. 10. Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников / под ред. О. С. Ушакова. – 2-е изд. – Москва: Сфера, 2021. – 208 с. 11. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2021. — 575 с. - дополнительная учебная литература: 1. Гребнева В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 192 c 2. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - Москва: Айрис - ПРЕСС, 2019. - 36c. 3. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 2020. - 64c. 22 4. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – Москва: Эксмо, 2019. – 16 с. 5. Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - Москва: Эксмо, 20207. – 56 с. 6. Такман Б. У. Педагогическая психология. От теории к практике.Москва: Прогресс, 2021. - 572 c. Для обучающихся и родителей: 1. Карленок И. В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом. –Москва: Эксмо, 2020. – 118 с. 2. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 1. От рисунка к букве. – Москва: Гном и Д, 2020. – 32 с. 3. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 2. Мои первые буквы. – Москва: Гном и Д, 2019. – 32 с. Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Зайка Развивайка». Обучение грамоте для дошкольников. [Электронный ресурс]. URL: https://зайкаразвивайка.рф/obuchenie-gramote.html Дата обращения (19.04.2023г.) 2. Диагностика метапредметных результатов. Образовательный сайт //Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс].URL: https://multiurok.ru/files/diagnostika-metapredmetnykh-rezultatov.html Дата обращения (19.04.2023г.). 23 Приложение 1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений обучающихся перед началом образовательного процесса по программе. Форма проведения: тестирование Содержание: практические задания. Задания Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Проведи тропинки по точкам Обведи только буквы в овал Продолжи узор Раскрась рисунок Критерии: Высокий уровень (10-12 баллов)- ребенок сам выполняет задания; Средний уровень (5-10 баллов) - ребенок выполняет с помощью педагога; Низкий уровень (4 балла) - ребенок не выполняет задания. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в середине учебного года. Содержание: практические задания. 1. Вычеркнуть из таблицы всѐ, что не является буквами. А Б // Е Д Г В // + Е С Г Б А Г В + + А * + А У * // В Б Е // В Л Л С 24 2. Обвести все буквы зелѐным карандашом. И К 2 Л А 6 5 М 4 Н Т У М 2 23 Г П 8 И Ш Б У К Е Т 13 9 Н И Л О М 3 К 9 А 12 Т Р 11 Р 1 А 3 М 6 Г О 7 Ч 3. Практическое задание. Заштрихуй по образцу. Задание: 1. Самостоятельно закончить рисунок, используя фрагменты рисунка как образец. 2. «Вдеть ниточки», на которых игрушки будут висеть, то – есть обвести их. 3. Прочитать слоги, слова. Параметры контроля (требования, которые необходимо соблюдать ребѐнку при выполнении задания): 1. Заштриховать по образцу. 2. Не выходить за контуры фигуры. 3. Соблюдать параллельность линий. 4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см. Критерии определения уровня обучающихся: 25-30 – высокий уровень; 15-25–средний уровень; менее15– низкий уровень. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения. Форма проведения: игра-путешествие. 1. Обведи букву с которой начинаются названия этих предметов 25 2. Выбери картинки где есть звук [И] 3. Дорисуй элементы букв 4. Продолжи узор 5. Раскрась карандашом красного цвета буквы гласного звука 26 6. Соедини слоги парами, чтобы получились слова Критерии определения уровня обучающихся: Общее количество баллов: 25-30 – высокий уровень; 15-25–средний уровень; менее15– низкий уровень. СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ Оцениваемые параметры Принятие и соблюдение норм поведения Самооценка Действие оценки Уровень сформированности Высокий уровень (3 балла) всегда соблюдает правила и нормы поведения на занятии во всем реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть сниженная самооценка) умеет самостоятельно оценить свои действия, показать правильность Средний уровень (2 балла) знает и старается соблюдать правила поведения, нарушая их, как правило, под влиянием других в основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть завышенная самооценка) не умеет самостоятельно оценить свои действия, Низкий уровень (0-1 балл) нормы и правила поведения не соблюдает, игнорируя либо не осознавая их чрезмерно завышенная или сниженная самооценка, не критичность к своему поведению не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать 27 или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Эмоциональная отзывчивость Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми но испытывает потребность в получении оценки со стороны педагога; может оценить действия других обучающихся всегда сопереживает и способен к стремится сразу сопереживанию, но оказать помощь другим сразу оказать помощь другим не стремится знает и соблюдает знает, но иногда не нормы общения с соблюдает нормы детьми и взрослыми общения с детьми и взрослыми свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе педагога переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми СФОРМИРОВАННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Оцениваемые параметры Умение делать выводы Сформированность познавательного интереса Уровень сформированности Высокий уровень (3 балла) способен при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы проявляет устойчивый интерес к любому учебному материалу, как фактическому, так и к теоретическому, старательно и с желанием выполняет задания Средний уровень (2 балла) совместно с педагогом или обучающимися может сделать выводы по результатам работы проявляет интерес преимущественно к новому фактическому учебному материалу, проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с педагогом Низкий уровень (0-1 балл) даже при значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по результатам работы обнаруживает безразличное или негативное отношение к учебной деятельности, неохотно включается в выполнение заданий, не принимает помощь со стороны педагога, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые 28 Приложение 2. ГЛОССАРИЙ Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в определѐнной последовательности. Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата. Безударный слог – это слог без ударения. Буква – это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Вопросительное предложение - это предложение, в котором содержится вопрос. Восклицательные предложение - это предложение, которое произноситься с сильным чувством. Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог и он умеет петь. Глухие согласные звуки — это звуки, которые состоят только из шума. Заголовок (заглавие) – это вводная фраза текста, которая в краткой форме отражают сущность описываемых в тексте событий. Звонкие согласные звуки — это звуки, которые состоят из голоса и шума. Звук - это самая маленькая единица речи в русском (и вообще любом) языке. Это произношение буквы (или буквосочетание) вслух. В русском языке всего 44 звуков, из них: 38 согласных и 6 гласных. Звуки - звуки мы слышим и произносим. Знак ударения (/) - чѐрточка, которая ставится над гласной буквой. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ)но петь никто из них не может, а петь им хочется. Согласные мягкие звуки – это звуки, которые в словах звучат ласково (мягко ). Согласные твердые звуки – это звуки, которые в словах звучат сердито (твердо) . Побудительное предложение - это предложение, в котором советуют чтото сделать или побуждают к действию. Повествовательное предложение – это предложение, в котором о ком-то или о чѐм-то сообщается. Предложение - это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Ребус - загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками. Речевые звуки - звуки, произносимые человеком. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха. 29 Ударение – это выделение голосом одного из гласных звуков в слове. Ударный слог - слог, на который падает ударение. Этот слог сильнее других произноситься, то есть выделяется голосом. Текст – группа предложений, объединѐнных в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу. 30