Управление образования Киселевского городского округа муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселѐвского городского округа детский сад № 65 комбинированного вида «Родничок» (детский сад 65) ПРИНЯТА: на заседании Педагогического совета от "29" мая 2023г . Протокол № 4 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий детским садом 65 ___________Е.К. Касаджик от « 29» мая 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Пастила» Стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Рындина Светлана Леонидовна, музыкальный руководитель Киселевский городской округ, 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ........................................................................................... 1.1. Пояснительная записка ………...........…………………………… 1.2. Цель и задачи программы …………............…….……..………… 1.3. Учебно-тематический план и содержание программы ................ 1.4. Планируемые результаты ………………………………………… ...3 ...3 ...6 ...7 ...11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………….…………………… 2.1. Календарный учебный график …………......………………........ 2.2. Условия реализации программы …………..………….……........ 2.3. Формы контроля …………………......................…..…….............. 2.4. Оценочные материалы ……………………………….................... 2.5. Методические материалы ……....................................................... 2.6. Список литературы …………...................…………..…….…….... ...12 ...12 ...13 ...15 ...15 ...16 ...17 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Контрольно-оценочные материалы............................ Приложение 2. Глоссарий...................................................................... ...19 ...25 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пастила» художественной направленности реализуется на платной основе за счѐт средств родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения финансового обеспечения реализации образовательной программы, определенные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с 14.07.2023 г.; Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДООП»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642); Концепция развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740), Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.). Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (утв. УО 30.04.2023 г.); Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада №65 комбинированного вида «Родничок»; Положение «О разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в муниципальном автономном образовательном учреждении Киселевского городского округа детском саду №65 комбинированного вида «Родничок»; Положение о дополнительных платных образовательных услугах в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного вида "Родничок" (от 30.04.2021г.). Предметные области программы: хореография. Актуальность программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных услугах художественного направления привело к созданию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пастила» для детей старшего дошкольного возраста, что удовлетворяет социальный заказ родителей города Киселѐвска. Отличительными особенностями программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах: развитие воображения ребѐнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев). Программа носит вариативный характер в использовании с детьми методов и приемов, которые наилучшим образом обеспечивают психолого4 педагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития детей в танцевальной деятельности. Содержание программы включает как образовательные, так и воспитательные компоненты, отражающие культуротворческое и эстетическое воспитание детей: - формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; - формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пастила» - модифицированная. Разработана на основе авторских программ и методик: «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной (г. Санкт-Петербург, 2019г.), «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой (г. Харьков, 2018г.), «Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой (г. Москва, 2019г.), ―Азбука хореографии‖ Т. С. Барышниковой (г. Москва, 2020г.), «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой (г. Москва, 2019г.). Уровень освоения программы: стартовый. Адресат программы: дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст). Развитие у детей шестого года жизни двигательных навыков способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринуждѐнно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Дети могут дифференцировать характер движений, управлять своим телом и способны координировать движения. Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Количество обучающихся в группе до 15 человек. Состав группы постоянный. Формирование группы обучающихся осуществляется на основе заявления и заключения договора с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся об оказании платных дополнительных услуг. Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы - 1 год. Объем программы рассчитана на 36 часов. 5 Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов в неделю – 1 час. Продолжительность одного академического часа – 25мин. Перерыв между учебными занятиями групп не менее 10 минут. Форма обучения– очная. В условиях перехода на дистанционное обучение программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Содержание программы представляет собой логически выстроенную систему обучения и воспитания, состоящую из отдельных разделов и отражающую основные направления воспитательной работы ДОО: -Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества (социальное направление воспитания). -Ценность знания (познавательное направление воспитания). -Ценность здоровья (физическое и оздоровительное направление воспитания). -Ценность труда (трудовое направление воспитания). В случае реализации программы с использованием дистанционных технологий образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с использованием VK Мессенджера. Видеозанятия могут отправляться учащимся по электронной почте. При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с обучающимися с использованием VK Мессенджера. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам занятия в группе VK Мессенджера или на электронную почту педагога (по согласованию). Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия танцами помогают детям овладеть своим корпусом, улучшить осанку, развить ритмичность и пластику движений, стать более раскрепощенными и уверенными в себе. Учитывая особенности развития в этот период, в программе уделяется большое внимание осанке, активности и подвижности детей на занятиях посредством танцевальных движений, грамотной организации и смене деятельности во время занятия с детьми. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: танцевального искусства. освоение старшими дошкольниками основ 6 Задачи Программы: Образовательные: учить детей выполнять основные танцевальные элементы; учить детей различать характер музыки и двигаться соответственно, воспроизводить ритмический рисунок; учить дошкольников ориентироваться в пространстве и выполнять простейшие перестроения; учить дошкольников импровизировать и передавать в движении различные образы; формировать у детей знания об основных хореографических понятиях. Развивающие: развивать у дошкольников специальные хореографические умения; формировать и развивать у детей способности к самостоятельной и коллективной работе, коммуникативные способности, способности творческого выполнения практической деятельности. Воспитательные: воспитывать у обучающихся эстетическое восприятие окружающей действительности. 1.3. Учебно-тематический план и содержание программы Учебно–тематический план № Наименование разделов Количество часов Форма и тем всего теория практика контроля Вводное занятие «Азбука 1 0,5 0,5 Тестирование хореографии» Раздел 1. Основы танцевального 2 1 1 искусства Педагогическ 1.1 Правила поведения в зале 1 0,5 0,5 ое наблюдение 1.2 Разновидности танца, его 1 0,5 0,5 стили и особенности Раздел 2. Ходьба разного 10 3 7 характера 2.1 Маршевые перестроения 2 0,5 1,5 2.2 Танцевальный и бытовой шаг 2 0,5 1,5 Хоровод 2.3 Хороводный шаг 1 0,5 0,5 «Берѐзка» 2.4 Ходьба с высоким 2 0,5 1,5 подниманием колена 2.5 Приставной шаг 1 0,5 0,5 2.6 Хоровод «Берѐзка» 2 0,5 1,5 Раздел 3. Упражнения для рук 3 1,5 1,5 Упражнение с 3.1 Основные позиции рук в 1 0,5 0,5 флажками танцах. «Парад» 7 3.2 Упражнение с флажками «Парад» Раздел 4. Народные пляски 4.1 Русский танец «Матрѐшки» 4.2 Украинский танец «Гопачок» Раздел 5. Эстрадные танцы 5.1 Эстрадный танец «Сладкоежки» 5.2 Танцевальная композиция «Приглашение» Раздел 6. Бальные танцы. 6.1 Вальс «Цветочная фантазия» 6.2 Танец «Полька» Раздел 7. Танцы народов разных национальностей 7.1. Танец – миниатюра «Северное сияние» Итоговое занятие «Все умеют танцевать» ИТОГО: 2 1 1 4 2 2 6 3 1 0,5 0,5 2 1 3 1,5 1,5 4 2 3 1 2 5 2 3 4 1,5 0,5 1 2 3,5 1,5 2 2 4 2 2 1 - 1 36 12,5 23,5 Танец-игра «Матрѐшки» Эстрадный танец «Сладкоежки» Вальс «Цветочная фантазия» Танец – миниатюра «Северное сияние» Концерт Содержание программы Вводное занятие «Азбука хореографии» (1 час) Теория. Понятие «Хореография». Значение занятий танцами для развития детского организма. Техника безопасности во время занятий. Практика. Игры–миниатюры: «Качели», «Кораблик», «Шарик», «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочки», «Верѐвочки», «Мельница». Форма контроля. Тестирование. Раздел 1. Расширение знаний о танцевальном искусстве (2 часа) 1.1. Правила поведения в зале (1 час). Теория. Правила поведения в танцевальном зале, основанные на традиционном этикете и представлении о достойном поведении. Танцевальный поклон и приветствие. Практика. «Разминка» - подготовка к началу занятия. Ритмические задачки. Разучивание танцевального поклона и приветствия. 1.2. Разновидности танца, его стили и особенности (1 час). Теория. Виды и стили танцев. Отличительные особенности основных танцевальных направлений. Точки зала. Основной танцевальный шаг: особенности исполнения. Релаксация. Практика. Просмотр видеоматериалов с основными видами танца: классическим, народным, эстрадным, бальным. Расстановка обучающихся в зале. Разучивание основного танцевального шага. Ритмическая гимнастика 8 «Лисичка», «Листик желтый». Музыкальная игра «Роботы и звездочки». Упражнения на релаксацию. Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Раздел 2. Ходьба разного характера (10 часов) 2.1. Маршевые перестроения (2 часа). Теория. Музыкальный жанр – марш. Характер музыкальных произведений, написанных в этом жанре: чѐткость, ритмичность. Области применения маршевой музыки. Маршевые повороты и перестроения. Практика. Маршировка шагом в различных темпах. Изучение маршевых поворотов. Ориентировка в пространстве и выполнение различных маршевых перестроений: ходьба по кругу, по периметру зала, по диагонали. Перестроение из одной колонны в две, три, ходьба парами. 2.2. Танцевальный и бытовой шаг (2 часа). Теория. Русский народный танец: история, традиции. Особенности исполнения русского народного танцевального шага. Особенности русского народного для исполнения танца. Практика. Разучивание основного танцевального шага с носка, с каблука на всю ступню. Тренировка правильного положения корпуса и движения в соответствии с характером музыки. Выполнение танцевального шага индивидуально и в парах. 2.3. Хороводный шаг (1 час). Теория. Хороводный шаг: размер, темп музыкального сопровождения. Отличие хороводного шага от других танцевальных шагов (плавный, неторопливый, устремлѐнный). Танцевальные термины: припадание, переменный ход, дробный шаг и др. Практика. Разучивание хороводного шага с притопами, с припаданием, с полуприседанием и выставлением ноги на пятку. Тренировка выполнения движений плавно, в спокойном темпе. Просмотр видеоматериала «Хоровод «Цепочка». 2.4. Ходьба с высоким подниманием колена (2 часа). Теория. Техника выполнения шага с высоким подниманием колена. Практика. Разучивание ходьбы с высоким подниманием колена. Ходьба в различном темпе и ритме. Игровое упражнение «Цирковые лошадки». Музыкальная игра «Жуки и курица». Стретчинг «Дерево», «Лягушка». Упражнения на релаксацию. 2.5. Приставной шаг (1 час). Теория. Техника выполнения приставного шага. Практика. Ходьба приставным шагом с разной ноги, в различном направлении и темпе. Тренировка красивой осанки и положения рук при выполнении шага. Подвижная игра «Быстро возьми, быстро положи». 2.6. Хоровод «Берѐзка» (2 часа). Теория. Характеристика танца – хоровод. История его возникновения и назначение. Характерные черты хоровода: темп, музыкальный размер, ритмический рисунок. Характерные особенности хороводной музыки. Техника исполнения хороводных движений. 9 Практика. Разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. Форма контроля. Хоровод «Берѐзка». Раздел 3. Упражнения для рук (3 часа) 3.1. Основные позиции рук в танцах (1 час). Теория. Основные позиции рук в танце. Основные движения рук (хлопки, махи, сгибы, работа с партнером и др.). Практика. Постановка корпуса при выполнении основных позиций рук. Игровое упражнение «Заводные куклы». Игровой стретчинг «Корзиночка». 3.2. Упражнение с флажками «Парад» (2 часа). Теория. Предметы, используемые в танцевальных композициях: ленточки на палочках, обручи, листочки, веточки и др. Технические приѐмы работы с предметами при исполнении танцевальных движений. Практика. Разучивание движений музыкально – ритмического игрового упражнения с лентами «Парад». Игровой стретчинг «Дуб». Игровой самомассаж. Релаксация. Форма контроля. Упражнение с флажками «Парад». Раздел 4. Народные пляски (4 часа) 4.1. Русский танец «Матрѐшки» (2 часа). Теория. Основные построения и рисунки народных плясок с их отличительными элементами. Характер музыкального сопровождения. Танцевальный этюд и его назначение. Практика. Выполнение упражнения по диагонали, на ковре. Разучивание основных движений танца: ковырялочка, моталочка, вынос ноги на носок, в сторону с поворотом стопы внутрь, молоточки, припадание, притопы. Этюды на р.н. музыку: «Ах, вы сени мои сени», «Ой, утушка, моя луговая». 4.2. Украинский танец «Гопачок» (2 часа). Теория. Особенности исполнения народного украинского танца «Гопачок». Практика. Разучивание элементов украинских национальных танцев: движения кисти, верѐвочка, квиточки, галоп, мережка и др. Игровой стретчинг «Лодочка». Музыкальная игра «Кот и мыши». Форма контроля. Танец – игра «Матрѐшки». Раздел 5. Эстрадные танцы (6 часов) 5.1. Эстрадный танец «Сладкоежки» (3 часа). Теория. Понятие «эстрадный танец». Разновидности композиций эстрадного танца с зафиксированной последовательностью и свободным построением. Практика. Разучивание движений эстрадного танца: поскоки, притопы, кружение в парах, шаг с «каблучка». Ритмическая гимнастика «Заборчик», «Андрей-воробей». 5.2. Танцевальная композиция «Приглашение» (3 часа). Теория. Топающий шаг. Основные правила движения парами. 10 Практика. Разучивание построения танцевальной композиции «Приглашение» и основных движений: топающего шага, работа плечевого пояса, поскоки парами, полуприседание, кружение на носочках. Игровой стретчинг «Самолѐт», «Лягушка». Музыкальная игра на творческую импровизацию «Волшебное превращение». Форма контроля. Эстрадный танец «Сладкоежки». Раздел 6. Бальные танцы (5 часов) 6.1. Вальс «Цветочная фантазия» (2 часа). Теория. Жанр музыкального произведения – вальс. История рождения танца. Правила партнѐрства в танце. Практика. Разучивание вальсового шага, основных движений, построение танца. Ритмическая гимнастика «Снежинки». Просмотр видеоматериалов с бальным танцем «Вальс». Игровой стретчинг «Ветерок». Релаксация. 6.2. Танец «Полька» (3 часа). Теория. Вид бального европейского танца – полька. История возникновения «Польки». Особенности танца: непринужденность и раскованность, быстрый темп, озорной характер, движение парами. Основные движения танца «Полька». Практика. Просмотр видеоматериалов с исполнением танца «Полька». Разучивание основных движений танца в парах: энергичные движения рук, кружение и характерные повороты стоп, шаг галоп. Игровой стретчинг «Кошечка», «Ёлочка». Форма контроля. Вальс «Цветочная фантазия». Раздел 7. Танцы народов разных национальностей (4 часа) 7.1. Танец народов севера «Северное сияние» (4 часа). Теория. Особенности танцев разных народов. Структура танцев. Костюмы, музыкальные инструменты, используемые в сопровождении танцев. Основные движения танцев народов Севера и техника их исполнения. Практика. Просмотр видеоматериалов с танцами народов Севера. Составление танцевальных композиций, этюдов, построенных на основе народного танца. Разучивание движений танца народов севера: особенности движений рук, имитирующие движения оленей, постановка корпуса. Игровой стретчинг «Змея». Музыкальная игра «Цветы на поляне». Форма контроля. Танец – миниатюра «Северное сияние». Итоговая концертная программа «Все умеют танцевать» (1 час). Практика. Показ выученного материала. Форма контроля. Концерт. 11 1.4. Планируемые результаты По окончании обучения обучающиеся имеют следующие результаты. Предметные результаты: знают: - назначение музыкального зала и правила поведения в нем; - историю возникновения хореографии и появления танцев разных жанров; - музыкальные размеры, темп и характер музыки; - названия основных танцевальных терминов; - об отличительных особенностях исполнения и музыкального сопровождения классического, народного и современного танцев; - правила танцевального этикета; умеют: - правильно выполнять упражнения разного характера; - воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; - двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыки; - владеть корпусом во время исполнения движений; - выполнять простейшие построения и перестроения; - передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.); - в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.); - исполнять ритмические, народные, эстрадные танцы; - ориентироваться на танцевальной площадке. В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие личностные качества как: - любознательность и познавательный интерес к процессу обучения и творчеству; - волевые качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, самостоятельность и инициатива; - дружелюбие, умение слушать и слышать собеседника; -морально-нравственные качества: дисциплинированность, организованность, чувство ответственности. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как: - умение двигаться в соответствии с характером музыки; - способность правильно и выразительно исполнять танцевальные движения, комбинации; - координация движения, точность выполнения танцевальных движений, пластичность. 12 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Год Объем Всего Режим обучени учебны учебных работы я х часов недель 1 год обучен ия 36 ч. 36 1 раз в неделю по 1 часу Кол-во учебных дней Даты начала и Продолжител окончания ьность учебных каникул периодов/ этапов 36 дней 01 сентября – 27 декабря – 31 мая 10 января 2.2. Условия реализации программы Методическое обеспечение. Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; проблемный; игровой, аналитический. Методы воспитания: - методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа, анализ ситуаций); - методы организации жизнедеятельности и поведения (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования); - методы стимулирования деятельности и поведения (требование, соревнование, поощрение). Педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационная технология. Формы организации учебного занятия. Программа предусматривает проведение традиционных занятий, постановочных занятий, творческих занятий, музыкальных игр, стретчинга, дыхательной гимнастики, игрового самомассажа, развлечений и праздников. Учебное занятие может проводится в следующей форме: беседа, практическое занятие (отработка полученных знаний и умений), игровое упражнение, творческое задание. Алгоритм учебного занятия: - Подготовительная (вводная) часть (поклон, упражнения и движения динамического характера). - Основная часть (танцевальные движения, творческие задания, хороводы, перестроения, танцевальные композиции). - Заключительная часть (музыкальные игры, стретчинг, релаксация). В данной программе заложены направления воспитательной работы, соответствующие Рабочей программе воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада №65 комбинированного вида "Родничок". 13 Материально-техническое обеспечение. В образовательном учреждении имеется специально оборудованное помещение (музыкальный зал) для дополнительного образования детей дошкольного возраста. Для занятия танцами каждому обучающемуся необходимы следующие принадлежности: танцевальный костюм, чешки. Оборудование и инвентарь для занятий № Наименование Количество 1. Стулья детские; 15 2. Столы детские 5 3. Стол письменный 1 4. Шкафы для литературы и пособий 2 5. Шкафы для сценических костюмов 2 6. Шкафы для детских музыкальных инструментов и 4 игрушек 7. Ширма для кукольного театра (стационарная) 1 8. Фортепиано 1 9. Музыкальный центр с системой караоке 1 10. Синтезатор 1 11. Аудиокассеты и диски с различными жанрами музыки 12. Активная акустическая система 1 13. Усилитель звука 1 14. Осенние листья 15 15. Снежинки 15 16. Цветы (пластмассовые) 15 17. Цветные атласные ленты на палочках 15 18. Султанчики 15 19. Фонарики 15 20. Шапочки грибов 15 21. Шапочки различных овощей 15 22. Плоскостные балалайки 15 23. Маски различных животных и персонажей 15 24. Куклы (минор и мажор) 2 25. Мягкие игрушки для показа 10 26. Косынки 15 27. Платочки 15 Информационное обеспечение: - Персональный творческий сайт Сергея Тараненко с музыкой для урока хореографии на CD [Электронный ресурс] URL: http://www.taranenkomusic.narod.ru (дата обращения 19.04.2023г.); - Музыка для балетного класса [Электронный ресурс] URL: http://www.josuonline.com (дата обращения 19.04.2023г.); - Образовательная социальная сеть nsportal.ru. Ритмика , танцы для детей [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya14 tematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam (дата обращения 19.04.2023г.); - иллюстрации с изображением костюмов для различных танцев; - картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы выполнения танцевальных движений; - обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, видеоролики и др. (если требует содержание занятия); - аудиозаписи: расслабляющая музыка, подвижная музыка, музыкальные игры с движениями, логоритмика (если требует содержание занятия). Кадровое обеспечение. Реализацию содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пастила», художественной направленности осуществляет музыкальный руководитель образовательного учреждения, имеющий специальное образование, владеющий методикой обучения хореографии детей дошкольного возраста. 2.3. Формы контроля Оценка качества обучения танцам строится на методах педагогического и медицинского контроля физического и эмоционального состояния детей. Диагностика и контроль результатов обучения осуществляется в несколько этапов: вводный контроль проводится с целью выявления образовательного уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору эффективных форм и методов деятельности для обучающихся; промежуточный контроль - проводится в конце первого полугодия с целью отслеживания уровня освоения программного материала; тематический контроль позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала; итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Подведение итогов реализации программы проводится в форме итоговой концертной программы «Все умеют танцевать». За время обучения обучающиеся могут принимать участие в конкурсах, фестивалях, праздничных мероприятиях разного уровня. 2.4. Оценочные материалы Этапы Форма диагностики диагностики Тестирование вводный промежуточный Упражнение с флажками «Парад» 15 Танец – игра «Матрѐшки» Хоровод «Берѐзка» Вальс «Цветочная фантазия» Эстрадный танец «Сладкоежки» Танец- миниатюра «Северное сияние» Концерт итоговый Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления качеств, умений. Формы фиксации результатов: протокол. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий). тематический 2.5. Методические материалы Дидактические материалы. - Игры на развитие чувства ритма: «Прогулка», «Индеец», «Услышь меня», «Аист», «Вопрос-ответ». - Игры на развитие тембрового слуха: «Определи», «Воротца». - Игры для развития диатонического слуха: «Тихо-громко», «Будь внимателен», «Круг и кружочки». - Игры на развитие звуковысотного слуха: «Качели», «Бубенчики», «Птичка-мама и птенчики», «Курочка и цыплята». - Игры на развитие музыкальной памяти и слуха: «Сколько звучит», «Слушаем музыку», «Назови композитора музыки», «Волшебный смычок», «Дети польку танцевали». - Игры на развитие музыкального творчества: «Море волнуется», «Музыкальный калейдоскоп», «Маскарад». - Музыкальные игры: «Цветы на поляне», «Рыбки в пруду». Наглядные материалы. 1. Комплект иллюстраций «Основы русского народного танца» - ТД «Искусство», 2018. 2. Комплект иллюстраций «Элементы хореографии» - ТД «Владос», 2019. Методические материалы, разработанные педагогом: - Сборники: "Игры на развитие ритмичности", "Игры на развитие музыкально - ритмических способностей", "Игры на дыхание". -Методические разработки: "Упражнения на развитие гибкости, "Упражнения на растяжку". - Конспекты спортивных развлечений и праздников: "Мы любим танцевать", " Веселая ритмика", "Танцевальный калейдоскоп". 16 2.6. Список литературы Для педагога: - основная литература: 1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — Москва: Юрайт, 2020. — 196 с. 2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Первые три года обучения / - Москва: Искусство, 2019. - 208 c. 3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — Москва: Юрайт, 2020. – 219 с. 4. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. - Москва: Искусство, 2019. - 392 c. 5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - Москва: Книга по требованию, 2020. - 208 c. 6. Портнов Г. Г. Ну-ка, дети, встаньте в круг!. Танцы народов мира./ Пособие для преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. - Москва: Композитор Санкт-Петербург, 2019. – 491 c. 7. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. - Москва: Один из лучших, 2020. 280 c. -дополнительная учебная литература: 1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – Москва: Айрис Пресс, 2020. – 120 с. 2. Боброва Т. Искусство грации. – Ленинград: Детская литература, 2019. – 89 с. 3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Санкт Петербург: 2020. - 220 с. 4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - Москва: Просвещение, 2020. – 203 с. 5. Воронина Н.В. Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия холдинг, 2019. – 214 с. 6. Горшкова Е.В. От жеста к танцу: Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце: Пособие для музыкальных руководителей детских садов. — Москва: Гном и Д, 2019. — 120 с. 7. Калинина О.Н. Прекрасный мир танца: авторская программа по хореографии. - Харьков, 2020. - 145с. 8. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – Санкт-Петербург: Композитор, 2019. - 76 с. - для обучающихся и родителей: 1. Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ. - Москва: Айрис-пресс, 2019. - 128 с. 17 2. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: практическое пособие. - Москва: Гном - Пресс, 2020. - 64 с. 3. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. - Москва: Гном - Пресс, 2020. - 72 с. 4. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика: практическое пособие. - Москва: Линка - пресс, 2019. - 272 с. 5. Холл Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят: практическое пособие. – Москва: Астрель, 2019. - 184с. Интернет-ресурсы: 1. Музыка для танцев, развивающие игры для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога – хореографа [Электронный ресурс] URL: http://horeograf.ucoz.ru/blog (дата обращения 19.04.2023г.). 2. Великие танцоры, хореографы и балетмейстеры [Электронный ресурс] URL:http://purpeulybka.ucoz.ru/load/velikie_tancory_khoreografy_i_baletmejstery_ ko mplekt_plakatov/ (дата обращения 19.04.2023г.). 3. Танец от древнейших времен до наших дней: виртуальная галерея [Электронный ресурс] URL: http://www.gallery.balletmusic.ru(дата обращения 19.04.2023г.). 18 Приложение 1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений обучающихся перед началом образовательного процесса по программе. Форма проведения: тестирование Содержание: практические задания. Хореографическая подготовка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Упражнения на развитие основных танцевальных умений и навыков Танцевальные этюды с предметами и без них Простые танцевальные комбинации Исполнение танцевальной постановки Критерии: Высокий уровень (5баллов)-ребенок сам выполняет упражнение; Средний уровень (4балла) - ребенок выполняет с помощью педагога; Низкий уровень (3балл) - ребенок не выполняет упражнение. Диагностическая карта вводного контроля Результат Общее количество баллов Исполнение танцевальной постановки Простые танцевальные комбинации Срез знаний по темам Танцевальные этюды с предметами и без них Ф.И.О. обучающегося Упражнения на развитие основных танцевальных умений и навыков № п/п 1 2 Критерии определения уровня обучающихся: Общее количество баллов: 17-20 – высокий уровень; 13-16–средний уровень; менее12– низкий уровень. 19 ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в середине учебного года. Содержание: практические задания. Диагностическая карта промежуточного контроля Результат Общее количество баллов Упражнения для рук Прыжки Элементы гимнастики Элементы растяжки Упражнения для плеч Упражнения для головы Упражнения направленные на развитие выносливости Срез знаний по темам Ф.И.О. обучающегося Упражнения на развитие основных танцевальных умений и Основные танцевальные навыков шаги № п/п 1 2 Критерии определения уровня обучающихся: Общее количество баллов: 38-45 – высокий уровень; 28-37–средний уровень; менее27– низкий уровень. 20 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения. Форма проведения: Итоговая концертная программа «Все умеют танцевать». Содержание: Этюды - фантазии. Контрольно-измерительные материалы итоговой диагностики Хореографическая подготовка Упражнения на развитие основных танцевальных умений и навыков Основные танцевальные шаги Упражнения для головы Упражнения для плеч Элементы растяжки Элементы гимнастики Прыжки Упражнения для рук Высокий уровень Обучающийся осознанно и свободно владеет хореографическим текстом; танцевальные комбинации исполняет уверенно, выразительно, музыкально, без ошибок. Свободно владеет пластикой тела, демонстрирует эмоциональную выразительность, физическую готовность опорнодвигательного аппарата к дальнейшему обучению. Средний уровень Достаточно владеет пластикой тела, индивидуальной техникой, танцевальные комбинации исполняет с несущественными ошибками, которые сам исправляет, владеет умением сохранять рисунок танца. Демонстрирует развитость опорнодвигательного аппарата. Низкий уровень Обучающийся слабо ориентируется в содержании материала; исполняет танцевальные комбинации с существенными ошибками. Недостаточно владеет пластикой тела, индивидуальной техникой, манерой исполнения, опорнодвигательный аппарат развит слабо. Тест, устный опрос Общее количество баллов: 38-45 – высокий уровень; 28-37 – средний уровень; Менее 27 – низкий уровень. Устный опрос обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Вопрос 1. Что такое танец? а) это – вид народного творчества б) это – выразительные движения человеческого тела в) это – основной язык балета 21 Вопрос 2. Назовите все виды танца: а) классический, народный б) классический, историко-бытовой в) классический, народный, историко-бытовой Вопрос 3. Историко-бытовой танец это: а) хороводный танец б) танец прошлых времен в) вид народного творчества Вопрос 4. К какому танцу относятся эти движения «переменный шаг», «припадание»? а) народный танец б) современный танец в) классический танец Вопрос 5. К какому виду танца относиться «Полонез»? а) классический танец б) историко-бытовой танец в) народный танец Вопрос 6. К какому танцу относятся эти движения - «ѐлочка», «гармошка», «моталочка»? а) классический танец б) танец модерн в) народный танец Вопрос 7. Родина Вальса: а) Польша б) Россия в) Вена СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ Оцениваемые параметры Принятие и соблюдение норм поведения Уровень сформированности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень (3 балла) (2 балла) (0-1 балл) всегда соблюдает знает и старается нормы и правила правила и нормы соблюдать правила поведения не поведения на поведения, соблюдает, 22 занятии Самооценка во всем реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть сниженная самооценка) Действие оценки умеет самостоятельно оценить свои действия, показать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Эмоциональная отзывчивость всегда сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим Сформированно сть норм в общении с детьми и взрослыми знает и соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми нарушая их, как правило, под влиянием других в основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть завышенная самооценка) не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны педагога; может оценить действия других обучающихся способен к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится игнорируя либо не осознавая их чрезмерно завышенная или сниженная самооценка, некритичность к своему поведению не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе педагога переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других знает, но иногда не не знает и не соблюдает нормы соблюдает нормы общения с детьми общения с детьми и взрослыми и взрослыми СФОРМИРОВАННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Оцениваемые параметры Умение делать выводы Уровень сформированности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень (3 балла) (2 балла) (0-1 балл) способен при совместно с даже при незначительной педагогом или значительной поддержке обучающимися помощи со педагога сделать может сделать стороны педагога 23 Сформированно сть познавательного интереса выводы по результатам работы выводы по результатам работы проявляет устойчивый интерес к любому учебному материалу, как фактическому, так ик теоретическому, старательно и с желанием выполняет задания проявляет интерес преимущественно к новому фактическому учебному материалу, проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с педагогом не может сделать выводы по результатам работы обнаруживает безразличное или негативное отношение к учебной деятельности, неохотно включается в выполнение заданий, не принимает помощь со стороны педагога, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые 24 Приложение 2. ГЛОССАРИЙ Та́нец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определѐнную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танцевальные жанры: классический танец (балет); народный или этнический; бальные — латиноамериканские и европейские; спортивные танцы; современные. Основные жанры музыкальных произведений: полька - быстрый, живой, энергичный, парный центральноевропейский танец; вальс - (франц. valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; муз. размер трѐхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый; марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие. Основные темпы музыки: адажио— медленный темп; модерато – умеренный темп; аллегро — быстрый темп; престиссимо – очень быстрый темп. Основные динамические оттенки: forte (форте) - громко (сильно); piano (пиано) – тихо; crescendo (крещендо)- постепенное увеличение силы звука; diminuendo (диминуэндо) - постепенное уменьшение силы звука. Основные танцевальные движения и позиции: Исходные позиции ног: • 1 позиция ног – пятки вместе, носки врозь; • 2-я позиция – ноги на ширине плеч, только носки ног максимально развернуты в стороны; • 3-я позиция – опорная нога ставится под углом 45градусов, пятка не опорной ноги приставляется спереди к середине ступни опорной ноги, тоже под углом 45градусов; • 4-я позиция – опорная нога ставится так же, как в 3-й позиции. Не опорная нога выставляется вперед на длину небольшого шага под углом 45градусов; • 5 позиция - пятки и носки вместе. Исходные позиции рук: •Внизу– руки опущены вдоль тела. 25 • Впереди – руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу). • Вверху – руки максимально подняты вверх над головой. В младшем возрасте высота рук произвольная. •В стороны – плечи и руки составляют одну прямую линию. • Руки могут быть открытыми – ладони вверх («к солнышку»). • Руки могут быть закрытыми – ладони вниз (смотрят в пол). • «Поясок» - ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные – впереди. Плечи и локти слегка отведаны назад. • «Кулачки на бочок» - пальцы рук слегка сжаты в кулачки, которые ставятся на талию тыльной стороной внутрь. • «Полочка» - руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На левой руке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и наоборот). • «Матрешка» - руки (полочкой», указательный палец правой (левой) руки делает «ямочку» на одноименной щеке. Левая (правая) ладонь поддерживает локоть другой руки и чуть отведена вперед (на весу). • «Юбочка» - большим, указательным и средним пальцами (щепотью) обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны – вверх. • «Фартучек» - щепотью прихватить с обеих сторон перед юбочки и приподнять вверх. • За спиной – руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь левой руки тыльной стороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка сжаты, плечи и локти сведены назад. Позиции рук в парах: • Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону): • «Стрелка» - руки соединены в позиции «Вперед» от величины угла меняется название «стрелки»: узкая, широкая. • «Воротики» - руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика. • «Плетень» - руки соединены крест-накрест. • «Бантик» - то же, но локти округлены и приподняты вперед - вверх, руки не напряжены. • «Саночки» - мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей обе руки назад. • Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за руки. • Дети стоят, соединив одноименные плечи (смотрят в разные стороны): • «Бараночка» - одноименные руки соединены накрест в локтевых сгибах, кисть сжата в кулачок. Свободные руки в любой из перечисленных позиций. • «Вертушка» - одноименные руки соединены в позиции «Вверх». • Кружиться вертушкой – соединив руки в позиции «Вертушка», двигаться как бы догоняя друг друга на месте. • «Звездочка» (трое и больше детей) – стоят друг за другом, соединив одноименные руки в позиции «Вверх». • Кружиться звездочкой – соединив руки в позиции «Звездочка», двигаться как бы догоняя друг друга на месте. 26 • «Двойной поясок» - если дети стоят друг к другу левыми плечами, то левыми же руками обхватывают партнера за талию спереди и наоборот. Можно менять плечи на каждую музыкальную фразу. • Дети стоят лицом друг к другу: • «Лодочка» - руки соединены в позиции «В стороны». Они раскрыты на уровне груди. • «Воротики» (узкие) – руки соединены вверху, (широкие) – в стороны вверх. Хлопки: • «Ладушки» - хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу. • «Блинчики» - на «раз» - удар правой ладонью по левой, на «два» наоборот (кисти расслаблены, стаккато, с поворотом кисти. • Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа. • «Тарелочки» - младший возраст – «отряхни ладошки», старший возраст – ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука – снизу вверх. • «Бубен» - левая ладонь опорная (как бы крышка бубна, пальцы правой руки ударяют по ней. Опорную руку менять. Удар сильный. • «Колокола» - активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса. • «Колокольчики» - мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Удары легкие, негромкие. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону-вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого. • «Ловим комариков» - легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками. Хлопки в парах: • «Стенка» - ладони согнутых в локтях (впереди) рук идут навстречу рукам партнера. Хлопок выполняется на середине расстояния между детьми. • «Большой бубен» - поочередно один из партнеров держит открытыми ладони согнутых в локтях или вытянутых вперед рук, а другой ударяет по ним своими ладонями. • «Крестики» - техника выполнения та же, что и в «Бубне», только руки партнеров двигаются накрест (правая с правой и наоборот). Виды шага: • Спокойная ходьба– шаг начинается с носка вытянутой ноги, носок развернут в сторону. • Хороводный шаг – этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. • Приставной хороводный шаг– на «раз» - небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т. д. 27 • Высокий шаг – нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 90 градусов, носок максимально натянут. • Шаг с притопом на месте – на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» - притоп правой ногой впереди левой. Затем на «раз» шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» - притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. • Переменный шаг – выполняется на 2 такта в двухдольном размере или 1 такт в четырехдольном. На «раз» и «два» 1-го такта – длинные поочередные шаги с носка правой (левой) ноги. На «раз» и «два» 2-го такта – три коротких поочередных шага с носка другой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка левой ноги. Прыжки: • Исходное положение ног – основная стойка, руки на поясе. После толчка, приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога (неопорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную ногу менять. • Подскок – поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге. • Прыжки с отбрасыванием ног назад – на «раз» - прыжок«точка» опорной ногой, одновременно неопорная нога сгибается в колене и отбрасывается назад, пяткой кверху. Неопорная нога может удерживаться на весу или ставиться сзади на носок пяткой кверху. На «два» - смена опорной ноги. • Прыжки с выбрасыванием ног вперед – то правая, толевая нога поочередно часто выбрасываются вперед, как бы хвалясь перед зрителями. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки – в стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной. • Боковой галоп – то же, что и боковой приставной шаг, только на прыжке. • Галоп вперед – техника та же, только продвижение не в сторону, а вперед. На «раз» - толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опорной ноги. На «два» - повторение. Танцевальные движения: • «Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»), в этом случае колени ног не разводятся. • Притоп – стоя на левой ноге, ритмично притоптывать правой, чуть пружиня обеими. • «Ковырялочка»: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги. • «Елочка»- исходное положение: ноги – «узкая дорожка», руки – «полочка», «поясок» и др. На «раз» - повернуть ступни ног (отрывая носки от 28 пола) вправо под углом 450. на «два» - то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая. • «Гармошка» - ноги вместе. На «раз» - разведение носков в стороны, на «два» - разведение пяток, на «три» - снова разведение носков и на «четыре – разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком же порядке. • «Топотушки» - исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топать ногами на месте. • «Расческа» - дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении. вначале вторая шеренга проходит вперед сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись позади) проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д. Построения: • Колонна – дети стоят друг за другом, в одном направлении, соблюдая интервалы между собой. • Шеренга – дети стоят рядом друг с другом, в одном направлении, соблюдая интервалы между собой. • Цепочка – дети стоят вполоборота друг за другом, держась за руки. 29