муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного вида «Родничок» (детский сад 65) Паспорт первой младшей группы общеразвивающей направленности «Ромашка» Воспитатели: Епураш Елена Валериевна, Скульдицкая Ольга Анатольевна. 2022-2023 учебный год Содержание 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка. Информационный лист (ФИО, дата рождения, должность, образование, квалификация) График работы, режим дня. Сведения о материально – техническом обеспечении образовательной деятельности. Программы и методические пособия. Пояснительная записка Группа – центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Центром всей методической работы группы является предметно- пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль и укрепление психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа – это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя – сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома. Условиями полноценного функционирования группы является её методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей. Группу возглавляют два воспитателя, назначенные заведующей ДОУ. Задачи группы: заключаются в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал воспитанника. 1. Её задачей является оказание своевременной квалификационной конкретной консультативно – методической помощи педагогам и родителям по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации детей. 2. Побуждать педагогов к совершенствованию профессионального мастерства, квалификации и общего образовательного уровня. 3. Создание условия для творческой работы детей, совершенствования их знаний, умений, навыков. Профилактическая работа предусматривает: 1. Обучение и развитие детей и их родителей. 2. Обобщение и распространение передового педагогического опыта в ДОУ. 3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса. 4. Координация деятельности группы в семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников. 5. Своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально – волевой сферы ребенка. 6. Формирование у детей, родителей или лиц их заменяющих, навыков и умений согласно программе, используя разные формы работы: лекции, беседы, тренинги, игры, праздники, досуги и т.д. 7. Анализ качества работы с целью создания для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение компетентности родителей. Развивающая и коррекционная работа воспитателя предполагает разработку и осуществление задач работы группы календарного плана, предусматривающих: 1. Организацию развивающей предметной среды в группе, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста: - обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; - активизация родителей в разработке атрибутов и методических пособий. 2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста: - формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; - анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ; - анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний; 3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями. 4. Отслеживание баланса двигательной самостоятельной деятельности воспитанников. и интеллектуально, организованной и Консультативная работа включает: - консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей; - консультирование родителей по их запросам; - проведение совместных консультаций для работников учебно - воспитательного учреждения с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми. Информационный лист № ФИО 1 2 Епураш Елена Валериевна Скульдицкая Ольга Анатольевна дата рождения 06. 12.1973 должность образование воспитатель высшее 31.07.1965 воспитатель квалификация Высшая категория Среднее Певая профессиональное категория График работы первой младшей группы общеразвивающей направленности «Ромашка» с 7.00 до 19.00 часов РЕЖИМ ДНЯ Первая младшая группа (от 1,5 до 3 лет) холодный период Режимный момент Время Приём, осмотр детей, игры, самостоятельная деятельность 07.00-08.10 Утренняя гимнастика (в помещении группы) 08.10-08.20 Подготовка к завтраку, культурно-гигиенические мероприятия, 08.20-08.40 завтрак Самостоятельная деятельность (игровая пауза, подготовка к НОД) 08.40-09.00 Непосредственно образовательная деятельность (по подгр. с 10 09.00-09.30 мин. перерывом) Игры, самостоятельная деятельность 09.30-10.10 Подготовка к прогулке, прогулка 10.10-11.30 Возращение с прогулки, подготовка к обеду, культурно11.30-12.00 гигиенические мероприятия, обед Подготовка ко сну, дневной сон 12.00-15.00 Постепенный подъем, оздоровительные мероприятия 15.00-15.10 Подготовка к полднику, полдник 15.10- 15.35 Игры, самостоятельная деятельность или непосредственно 15.35-16.05 образовательная деятельность (по подгруппам с 10 мин. перерывом) Подготовка к прогулке, прогулка, подвижные игры. 16.05-18.10 Самостоятельная деятельность Подготовка к ужину, ужин 18.10-18.40 Общение с детьми, родителями. Уход домой 18.40-19.00 Первая младшая группа (от 1,5 до 3 лет) теплый период Режимный момент Прием, осмотр, игры, самостоятельная деятельность на свежем воздухе Утренняя гимнастика на свежем воздухе на участке группы Подготовка к завтраку, культурно-гигиенические мероприятия, завтрак Самостоятельная деятельность (игры, беседы, ситуативный разговор, чтение художественной литературы, трудовые поручения в уголке природы) Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки Подготовка к обеду, культурно-гигиенические мероприятия, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, оздоровительно – профилактические мероприятия Подготовка к полднику, полдник Прогулка, совместная деятельность взрослого и детей, чтение художественной литературы, игровая деятельность, самостоятельная деятельность по выбору детей, досуги (на свежем воздухе) Подготовка к ужину, культурно-гигиенические мероприятия, ужин Общение с детьми, родителями. Уход домой Время 07.00-08.00 08.00-08.10 08.10-08.40 08.40-09.50 09.50-11.30 11.30-12.00 12.00-15.00 15.00-15.15 15.15-15.45 15.45-18.10 18.10-18.40 18.40-19.00 Сведения о материально – техническом обеспечении образовательной деятельности Информационная справка Буфетная Общая площадь: 3.0 кв.м. Освещение: интерьерные светодиодные светильники 1шт.. Напольное покрытие: гетерогенный линолеум, резиновый коврик. Наличие дневного света: нет. Мебель: шкаф для посуды, навесные полки-сушилки 2 шт., этажерка под питьевой режим 1 шт., мойка для посуды 2 шт. Дополнительные средства для дизайна интерьера: керамическая плитка, резиновый коврик. Цель: хранение и предназначение посуды. Информационная справка о приемной комнате Общая площадь: 16. 4кв.м. Освещение: интерьерные светодиодные светильники 2шт. Напольное покрытие: гетерогенный линолеум, ковровая дорожка 1 шт. Наличие дневного света: 1 окно. Мебель: раздевальные шкафчики 21шт., 4 скамейки, 1 пуфик, 1 вешалка для одежды сотрудников, электросушилка для одежды 1шт.. Дополнительные средства для дизайна интерьера: информационные стенды для родителей – 4 шт., папки с документацией для родителей, антисептик-спрей 1шт., штора 1 шт., термометр для замера температуры воздуха 1 шт., термометр для измерения температуры тела, список на кабинки, меню. Цель: использование ПРС для информирования родителей с условиями пребывания детей в детском саду. Информационная справка о групповой комнате Общая площадь: 46,7. кв.м. Освещение: интерьерные светодиодные светильники 6 шт.. Напольное покрытие: гетерогенный линолеум (пол с подогревом). Наличие дневного света: панорамное окно, 5 створок. Мебель: 6 столов прямоугольной формы, 18 детских стульев (0), детская мебель, (шкаф кукольный 2шт, кровать для кукол 3 шт., книжный стеллаж+ деревянный диван, шкаф для изо, стеллаж для игрушек и дидактических игр 4предмета, стеллаж для конструирования (2шт.), стеллаж (2шт.) и ящик для физкультурного инвентаря, домик игровой пластмасовый1шт, домик-трансформер деревянный дидактический 1шт.. Дополнительные средства для дизайна интерьера: шторы с эффектом затемнения 4шт., ламбрекен 1 шт., 2 ковра., музыкальная колонка, музыкальный светильник, термометр. Цель: использование предметно – развивающей среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду. Информационная справка о спальной комнате Общая площадь: 46,4 кв.м. Освещение: интерьерные светодиодные светильники 6 шт.. Напольное покрытие: гетерогенный линолеум, дорожка 1шт. Наличие дневного света: 2 окна. Мебель: 21 детских кроватей, рабочий стол, стул рабочий 2шт., закрытый шкаф для пособий и чистой форменной одежды. Рециркулятор ОрБН2х15-01 1шт. Дополнительные средства для дизайна интерьера: на стенах интерьерная краска. постельное белье – 42 комплекта. подушки – 21 шт. матрасы - 21 шт. покрывало - 21 шт. наматрассники - 42 шт. комнатный термометр. Цель: удовлетворять потребность детей в дневном отдыхе. Информационная справка туалетная комната Общая площадь: 10,2. кв.м. Освещение: интерьерные светодиодные светильники 3 шт.. Напольное покрытие: напольная керамическая плитка. Стены: настенная керамическая плитка. Наличие дневного света: 2 окна. Мебель: Шкафчики для полотенец – 5 шт., стеллаж для горшков, с отдельными секциями, шкаф навеской для хоз. инвентаря. Дополнительные средства для дизайна интерьера: раковины – 3 шт. маленьких, 1шт. большая. унитазы – 4 шт. детские душевой поддон для подмывания и мытья ног список детей на полотенца, на горшки бак для санобработки горшков 1шт. санинвентарь для протирки групповых и туалетных помещений (ведро для обработки квачей, щетка, 4 ведра, швабра ветошь, квачи 4 шт.) пылесос 1шт., корзины для мусора 2шт. бак для обработки игрушек и пособий 1шт., контейнер для мытья игрушек 2шт. Цель: формирование у детей культурно – гигиенических навыков. Общая площадь групповой ячейки: 122,7м Информационная справка о групповой комнате «Центр познавательного развития» Цель: развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности и наблюдению. Вид деятельности: исследовательско - познавательная (интеллектуально-познавательная). № п/п Оборудование Количество Мебель 1 2 Стол детский 6 Оборудование (средства) обучения Центр песок и вода: тазы, ведерки, лейки, пульверизатор Грабли маленькие Совочки Формочки Игрушки для обыгрывания с водой Материал для экспериментирования: формочки для изготовления цветных льдинок Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения Игрушка «Мыльные пузыри» Емкости 2-3 размеров и разной формы Плавающие и тонущие игрушки и предметы Ракушки Тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, кисточки, пульверизаторы, клеёнка В наличии 8 8 16 8 7 5 3 4 12 8 3 контейнера с крышками в наличии Наглядный материал 3 4 Муляжи «Фрукты» (арбуз, яблоки, апельсин, клубника, лимон, груша, банан, виноград) Муляжи «Овощи» (лук, капуста, чеснок, перец, огурец, помидор, морковь, баклажан, кабачок) Материал «Формы и фигуры», «Геометрические формы», «Величина», «Цвета». Дидактическая кукла, одетая по сезону Деревянные вкладыши Дидактические игры Развивающие игры: Дидактические пластмассовые домикивкладыши, развивающая черепаха, Игры: «Дольки», « Животные», «Транспорт», «Овощи, фрукты». «Что где растет?», « Во саду ли во городе», «Целый год», «Чей хвост» Головоломки на металлических пружинах с бусинами, пирамидки, музыкальные игрушки –пианино. в наличии 1 6 В наличии «Речевой центр» Цель: формирование у детей устойчивого интереса к книге, желания читать и потребности в познании нового. Вид деятельности: коммуникативная. № п/п 1 2 3 4 Оборудование Мебель Стеллаж для книг, деревянный диванчик Оборудование (средства) обучения «Колобок», «Игрушки», «Три медведя», «Курочка ряба», «Гуси – лебеди», «Скороговорки для малышей», «Шли с базара индюки» (потеши), «Ладушки» (стихи, песенки, потешки, сказки), «я», «Лесная считалочка», «Вот так мастера», «Потешки для малышей» «О маме», «Почитай мне мама» Ток макова И., «Сборник стихотворений перед сном» , «Песенки потешки», «Хрестоматия для дошкольников», «Сказки русских писателей», «Лучшая книга для чтения», «7 лучших сказок малышам». «Дядя Степа», «Мамина азбука», «Рядом с мамой», «Любимая мама», «Три поросенка», «Федорино горе», «Маша и медведь», «Айболит», «Краденое солнце», «Спят усталые игрушки» Петрова, «Уронили мишку на пол» «Я люблю свою лошадку», «Азбука игрушек» Степанов, «Любимые игрушки» Гуль Н., «Идет бычок качается» А. Барто, «Мы играли в паровоз» Усачев А, «Сказки» Маршак С., «Мой зоопарк» Грозовский, «Добрая хозяюшка», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Теремок», «Волк и козлята», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Потешки для малышей», «Лиса и лапоточки», «Царевна лягушка», «По щучьему веленью», «Красная шапочка», «Сапоги - плясуны», «Вершки и корешки», «Теремок сказок», «Топотушки» Александрова З., «Игры с пальчиками» Соколова Ю., «На стене часы висят», «Волшебный карандаш», «Путаница», «Учимся говорить», Мигунова, «Телефон», «Звукавичок», Наглядный материал «Речевые и пальчиковые игры», «Речевые игры», «Игры стишки с движениями», «Развивающие потешки», «Подвижные игры с художественным словом». «Составь по картине рассказ, «Расскажи сказку», Наглядный материал: «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Транспорт», «Домашняя мебель», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Продукты питания», Дидактические пособия: «Загадки для малышей», «Знакомимся с окружающим миром», «Учимся играя», , «Вежливые слова «Считалочки», «Артикуляционная гимнастика», «Стихи, песенки, потешки»,«Пальчиковые игры по темам недели» «Альбом по развитию мелкой моторике», «Игры на развитие речевого дыхание» «Альбом по развитию речи для самых маленьких». Дидактические игры Шнуровка: «Белочка» «Яблоко», «Грибочки», «Решетки». «Найди и назови отличия», «Сравни», «Кто как кричит», «Чей Количество 1, 1 В наличии В наличии В наличии малыш». «Сравниваем противоположности», «Кто где живёт», «Игры для развитие речи малышей», «Найди различие». На развитие речевого дыхания. Разрезные картинки: «Зверята» «Одежда», «Машинки», «Овощи и фрукты». «Центр творчества» Цель: приобщение детей к творческой деятельности, способствовать саморазвитию и самореализации, развивать творческие способности. Вид деятельности: изобразительная деятельность. № п/п Оборудование Мебель Шкаф -стеллаж Технические средства обучения Набор толстых-цветных карандашей (6 цветов),восковые мелки Стаканчики – непроливайка Гуашь (6 цветов) Кисти беличьи Альбомы Раскраски по лексическим темам Трафареты (предметные) Бумага для рисования (различной плотности, цвета и размера) Ватные палочки Поролоновые тампоны Пластилин Салфетки Стеки Доски Картон белый, цветной. Бумага цветная Клей ПВА Клей карандаш Салфетки (из ткани) Готовые формы для выкладывания и наклеивания Оборудование (средства) обучения Плоскостной театр, ширма с занавесками, ширма для «бибабо» Маски, костюмы. Атрибуты для постановки сказок (по программе). Театр на фланелеграфе, бибабо-атрибуты, Пальчиковый театр, конусный театр, картонный настольный театр Количество 3,6 18 16 18 18 8 В наличии 10 В наличии 18 18 18 18 18 10шт 2шт 10 18 В наличии В наличии В наличии В наличии В наличии В наличии «Центр музыки и театра» Цель: вид деятельности: театрализованная, музыкально – художественная. № п/п Оборудование Количество Мебель Стеллаж 1. 1 Технические средства обучения Музыкальная колонка Оборудование (средства) обучения Маски: (домашние и дикие животные, овощи, фрукты, для русских народных сказок). Атрибуты для постановки сказок (по программе). Фланелеграф, ширмы Кукольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок». Наглядный материал Погремушки бубны дудка пианино - музыкальная игрушка Музыкальная черепаха». Кукольный театр Плоскостной кукольный театр: «Колобок», «Курочка ряба». Театр на палочках «Репка». «Колобок» 2. 3. 4. 1 В наличии 3 3 10 3 3 2 1 3 2 2 Центр ФИЗО Цель: развитие навыков физического развития. № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 Оборудование Мячи резиновые малые Большой мяч Пластмассовые маленькие мячи Корзина для игрушек Предметы заместители Кегли Нестандартные пособия «Вертушки», «Бирюльки» Флажки, платочки, ветрячки, султанчики Количество 5 1 15 3 1 контейнер 16 В наличии «Игровой центр» Цель: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Вид деятельности: игровая деятельность. № п/п Оборудование Кол-во Мебель «Кухня» «Парикмахерская» Корзина для игрушек Стол, табуретки Кровать для кукол. Домик с полками Предметы - заместители. Напольный строительный материал. Настольный строительный материал. Конструкторы разного вида и размера. Транспортные игрушки, большие и маленькие машинки. Атрибутика для сюжетно-ролевых игр: «Шоферы», «Парикмахерская»,«Семья», «Больница», «Магазин» Комплект кукольных постельных принадлежностей (матрац, простыня, одеяло, подушка). Комплект одежды для куклы Кукла среднего размера Кукла большая Кукла «Пупс» Набор чайной, кухонной и столовой посуды Утюжки Набор для парикмахера (ножницы, фен, расчески) Набор «Продукты» Набор «Овощи» Набор «Фрукты» Ванночки Набор инструментов в ящичке Грузовик большой Грузовики средние Грузовики малые Машины маленькие Машина скорая помощь Автобус Трактор Руль Игрушки-заместители мелкие (Кусочки ткани, коробочки, банки разной формы и размеров) Атрибуты к играм: Халат белый для врача Накидка для клиента (парикмахерская) Конструктор крупный (пластмассовый) 2 1 3 1,3 3 2 1набор 3 2 4 12 3 2 2 1 3 3 1 1 3 5 3 2 2 2 2 5 2 1 2 1 1 2 3 1 1 1 1 Конструктор «Лого» (средний) Конструктор мягкий (средний). 1 «Мир сенсорного развития» Цель: развитие сенсорных способностей у детей. Назначение: познавательно - игровой. № п\п 1. 2. 3. 4. Оборудование Стеллаж, шкаф Набор резиновых игрушек Домики Пирамидки Неваляшка Юла Куб вкладыши Божьи коровки Деревянный напольный сенсорный игровой набор «Радужка» Дидактические игры на закрепление цвета, формы «Большая стирка», «Разрезные тарелочки», « Геометрические фигуры». Игры с прищепками Набор пазлов Д/и: Шнуровка набор: «Овощи», «Белка», «Фрукты» «Ёжик», «Машинки», «Волшебная коробка», «Цветные коробочки»; Сказки – набор пазл; Набор мягких кубиков; вкладыши– сенсорика наборы по разным темам; «Разрезные картинки», «Собери по цвету» Неваляшки большая и маленькая Домик с геометрическими фигурами Мозаика крупная Мозаика средняя Наглядный материал «Мелкая моторика», «Развитие мелкой моторики и речевого дыхания». Дидактические игры «Подбери по цвету» «Чей малыш» «Прищепки» «Подбери фигуру» «Собери машины по цвету» «Кто что ест?» «Угадай сказку?» «Разложи по цвету» Кол-во 2,2 В наличии 3 4 1 1 4 1 1 5 2 3 В наличии 1 3 2 2 1 1 2 3 1 1 1 2 «Центр уединения» Цель: обеспечение детям психологического комфорта в группе. Назначение: место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать. № п/п Оборудование Количество Мебель 1 2 3 4 детский игровой домик Оборудование (средства) обучения Подушки , модули Телефон детский Наглядный материал Эмоции :картинки Игры этюды: на осознание и выражение основных эмоций; «Наши чувства и эмоции». Медиатека Колыбельные, детские песни, звуки леса, птиц, моря, расслабляющая музыка,. 2 2, 16 1 В наличии В наличии 5. Программы и методические пособия Программы и методические пособия 1. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа. Авторы-составители: Атарщикова Н.А., Осина И.А., Горюнова Е.В. Издательство: Учитель, 2016 2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыкова И.А. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2011г. 3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017г. Образовательная область физическое развитие 1. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет), Пензулаева Л.И. М.,2005 2. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет Пензулаева Л.И.. М., 2005 3. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004; 4. Физическая культура для малышей, С.Я.Лайзане. М., 2003 5. «Физкультурные занятия», Л.И.Пензулаева М., 2006 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 1. Пальчиковая гимнастика О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004; 2. Формирование культуры безопасного поведения Н.В.Коломеец и-во «Учитель» 2015г. 3. Развитие творческого мышления о.А. Шиян мозаика-синтез, 2016г. 4. Развитие игровой деятельности Н.Ф.Губанова Мозаика-синтез 2015г. Социально-нравственное воспитание школьников Р.С.Буре мозаика-синтез 2016г. Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Формирование элементарных математических представлений И.А.Пономарева, В.А. Позина, мозаика-синтез М.2017г. 2. Математика в д/с В.П. Новикова. 2015г. 3. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», под ред. А.И. Иванова, «Сфера», 2016. 4. Ознакомление с природой в детском саду О.А.Соломенникова мозаика-синтез 2016г. 5. Ознакомление с предметным и социальным окружением О.В. Дыбина мозаика-синтез 2016г. 6. «Конструирование и художественный труд в детском саду» под ред. Л.В. Куцаковой, Технический центр СФЕРА, 2016. 7. «Развивающие игры для дошкольников» под ред. Н,Н, Васильевой, Н.В. Новаторцевой, Ярославль Академия Развития, Академия, К°, Академия Холдинг, 2015. Образовательная область «Речевое развитие» 1. Гербовая В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика- Синтез, 2005 2. «Занятия по развитию речи», под ред. В.В. Гербовой, Мозаика-Синтез, 2015. 3. «Ознакомление с природой и развитие речи» по ред. Л.Г. Селихова, Москва, МозаикаСинтез, 2015г. 4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995; Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» 1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2012. 2. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г. 3. Серия «Мир в картинках» ( Хохлома, Гжель, Каргополь, Городец, Дымка и пр).- М.: Мозаика-Синтез, 2005 5.