муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного вида «Родничок» (детский сад 65) Паспорт второй младшей группы общеразвивающей направленности №11 «Мишутка» Воспитатели: Соболенко Нина Викторовна. Мухортова Олеся Олеговна 2022-2023 учебный год Содержание 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка. Информационный лист (ФИО, дата рождения, должность, образование, квалификация) График работы, режим дня. Сведения о материально – техническом обеспечении образовательной деятельности. Программы и методические пособия. Пояснительная записка Группа – центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Центром всей методической работы группы является предметно- пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль и укрепление психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа – это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя – сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома. Условиями полноценного функционирования группы является её методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей. Группу возглавляют два воспитателя, назначенные заведующей ДОУ. Задачи группы: заключаются в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал воспитанника. 1. Её задачей является оказание своевременной квалификационной конкретной консультативно – методической помощи педагогам и родителям по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации детей. 2. Побуждать педагогов к совершенствованию профессионального мастерства, квалификации и общего образовательного уровня. 3. Создание условия для творческой работы детей, совершенствования их знаний, умений, навыков. Профилактическая работа предусматривает: 1. Обучение и развитие детей и их родителей. 2. Обобщение и распространение передового педагогического опыта в ДОУ. 3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса. 4. Координация деятельности группы в семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников. 5. Своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально – волевой сферы ребенка. 6.Формирование у детей, родителей или лиц их заменяющих, навыков и умений согласно программе, используя разные формы работы: лекции, беседы, тренинги, игры, праздники, досуги и т.д. 7. Анализ качества работы с целью создания для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение компетентности родителей. Развивающая и коррекционная работа воспитателя предполагает разработку и осуществление задач работы группы календарного плана, предусматривающих: 1. Организацию развивающей предметной среды в группе, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста: - обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; - активизация родителей в разработке атрибутов и методических пособий. 2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста: - формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; - анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ; - анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний; 3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями. 4. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуально, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников. Консультативная работа включает: - консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей; - консультирование родителей по их запросам; - проведение совместных консультаций для работников учебно- воспитательного учреждения с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми. Информационный лист № ФИО 1 2 Соболенко Нина Викторовна Мухортова Олеся Олеговна дата рождения 22.01.1969 должность образование квалификация воспитатель 03.04.1989 воспитатель Среднее Высшая профессиональное категория Среднее профессиональное График работы второй младшей группы общеразвивающей направленности «Мишутка» с 7.00 до 19.00 часов Вторая младшая группа (3 - 4 лет) холодный период Режимный момент Приём, осмотр детей, игры, самостоятельная деятельность Утренняя гимнастика (в помещении группы) Подготовка к завтраку, культурно-гигиенические мероприятия, завтрак Самостоятельная деятельность (игровая пауза, подготовка к НОД) Непосредственно образовательная деятельность (с 10 мин. перерывом) Игры, самостоятельная деятельность Подготовка к прогулке, прогулка Возращение с прогулки, подготовка к обеду, культурногигиенические мероприятия, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, оздоровительные мероприятия Подготовка к полднику, полдник Игры, самостоятельная деятельность или непосредственно образовательная деятельность (с 10 мин. перерывом) Подготовка к прогулке, прогулка, подвижные игры. Самостоятельная деятельность Подготовка к ужину, ужин Общение с детьми, родителями. Уход домой Время 07.00-08.10 08.10-08.20 08.20-08.40 08.40-09.00 09.00-09.40 09.40-10.15 10.15-11.40 11.40-12.10 12.10-14.55 14.55-15.15 15.15- 15.40 15.40-16.25 16.25-18.15 18.15-18.45 18.45-19.00 Вторая младшая группа (3 - 4 лет) теплый период Режимный момент Прием, осмотр, игры, самостоятельная деятельность на свежем воздухе Утренняя гимнастика на свежем воздухе на участке группы Подготовка к завтраку, культурно-гигиенические мероприятия, завтрак Самостоятельная деятельность (игры, беседы, ситуативный разговор, чтение художественной литературы, трудовые поручения в уголке природы) Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки Подготовка к обеду, культурно-гигиенические мероприятия, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, оздоровительно – профилактические мероприятия Подготовка к полднику, полдник Прогулка, совместная деятельность взрослого и детей, чтение художественной литературы, игровая деятельность, самостоятельная деятельность по выбору детей, досуги (на свежем воздухе) Подготовка к ужину, культурно-гигиенические мероприятия, ужин Общение с детьми, родителями. Уход домой Время 07.00-08.00 08.00-08.10 08.10-08.40 08.40-09.50 09.50-11.50 11.50-12.20 12.20-15.00 15.00-15.15 15.15-15.30 15.30-18.15 18.15-18.45 18.45-19.00 Сведения о материально – техническом обеспечении образовательной деятельности Информационная справка Буфетная Общая площадь: 3.6 кв.м. Освещение: Люминисцентный потолочный светильник линейный 1шт. Напольное покрытие: линолеум. Наличие дневного света: нет. Мебель: полка для посуды 2 шт., мойка для посуды 2 шт., стол 2 шт. Столовая посуда: подвесные сушилки для посуды 2 шт., бокалы 32, вилки 22, ложки 22, чайные ложки 22, тарелки глубокие 22, тарелки мелкие 22, подносы 3 шт., половники 3 шт., кастрюли 5 шт., салфетницы 2шт, чайники 3 шт., доски разделочные 4 шт., маслёнка 1 шт., бак для замачивания посуды 1шт, контейнер для замачивания 2 шт., мусорная корзина 1 шт. Цель:хранение и предназначение посуды. Информационная справка о приемной комнате Общая площадь: 21.8 кв.м. Освещение: интерьерные светодиодные светильники 2 шт. (по 200 Вт). Напольное покрытие: линолеум, ковёр 1 шт. Наличие дневного света: 1 окно. Мебель: раздевальные шкафчики 22 шт., 2 лавочки, сушилка для одежды 1 шт., вешалка для одежды сотрудников 1 шт. Дополнительные средства для дизайна интерьера: информационные стенды для родителей – 3 шт., папки с документацией для родителей - 2 шт., дезиптол 1 шт., шторы 1 шт., термометр 1 шт., список на кабинки, меню, термометр. Цель: использование ПРС для информирования родителей сусловиями пребывания детей в детском саду. Информационная справка о групповой комнате Общая площадь: 45.2 кв.м. Освещение: интерьерный люминисцентный потолочный светильник линейный 6 шт. Напольное покрытие: линолеум, ковёр 2 шт.. Наличие дневного света: 3 окна. Мебель: 7 столов прямоугольной формы, 22 детских стульев, стулья большие 1 шт., стенка для игрушек «Замок» 1шт, шкаф для игрушек 1шт, стенка для игрушек и пособий 2 шт., этажерка 1 шт., шкаф книжный 1шт, шкаф для игровых пособий 3 шт, , тумба 2 шт., игровой шкаф «Кухня». Дополнительные средства для дизайна интерьера: шторы 1 шт., шторы затемнение 3 шт.,2 ковра, магнитная доска, термометр. Цель: использование предметно – развивающей среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду. Информационная справка о спальной комнате Общая площадь: 43.1 кв.м. Освещение: плафон с лампочкой1шт. Напольное покрытие: линолеум, ковер 1 шт.,. Наличие дневного света: 2 окна. Мебель: 22 детских кроватей, стул большой мягкий, стол письменный 1 шт., шкаф книжный 1шт. Дополнительные средства для дизайна интерьера: постельное белье – 44 комплектов, подушки – 22 шт., матрасы -22 шт., покрывало -22шт., наматрасники-22 шт. термометр. Цель: удовлетворять потребность детей в дневном отдыхе. Информационная справка туалетная комната Общая площадь: 7.4. кв.м. Освещение: плафон с лампочкой 2 шт. Напольное покрытие: напольная керамическая плитка. Стены: настенная керамическая плитка. Наличие дневного света: окно 1 шт. Мебель: Шкафчики для полотенец – 3 шт. раковины – 2 шт.маленьких, 1 большая, унитазы детские – 2 шт., поддон 1 шт., бак для замачивания игрушек.,зеркало – 3шт., резиновый коврик, карманы для расчесок 1 шт., список детей на полотенца, на расчески. Цель: формирование у детей культурно – гигиенических навыков. Информационная справка о групповой комнате Материалы для игровой деятельности Материалы для сюжетной игры Тип материала Игрушкиперсонажи и ролевые атрибуты Игрушкипредметы оперирования Маркеры Наименование Куклы крупные (30-35 см) Куклы средние (20-30 см) Мягкие антропоморфные животные, средние Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.) Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см.) Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие) Набор солдатиков (среднего размера) Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.) Белая шапочка Плащ-накидка Фуражка/бескозырка Каска Набор масок (животные; сказочные персонажи) Набор чайной посуды, крупный средний Набор кухонной посуды, крупный средний Миски (тазики) Ведерки Молоток Набор овощей и фруктов (объемные муляжи) Комплект кукольных постельных принадлежностей Утюг Гладильная доска Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) Тележка-ящик, крупная Автомобили с открытым верхом, средних размеров Пожарная машина, средних размеров Мишина "Скорой помощи средних размеров" Лодка, средних размеров Самолет, средних размеров Автомобили мелкие Кукольная коляска, средних размеров (складная) Конь на палочке Набор медицинских принадлежностей Полосатый жезл Бинокль Телефон Руль Весы Сумки, корзинки, рюкзачки Кукольный стол, крупный количество 3 разные 7 разные 15-20 разные 2 2-3 2 разные 1 10 разные 3 3 1 2 1 3 3 2 5 1 1 2 2 1 3 разные 1 5 разные 1 1 1 2 10 разные 3 3 3 1 1 1 2 1 7 разные 1 Тип материала игрового пространства Полифункцио нальные материалы Наименование Кукольная кровать (крупный) Кукольная диванчик Шкафчик для кукольного белья Кухонная плита Набор мебели для кукол среднего размера Руль на подставке Универсальная складная рама/ширма Кукольный дом (для кукол среднего размера) Бензозаправочная станция -гараж (для мелких автомобилей) Светофор Тематические строительные наборы: город замок (крепость) ферма (зоопарк) Объемные модули, крупные, разных форм Крупный строительный набор Ящик с мелкими предметами-заместителями количество 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 Материалы для игры с правилами Тип материала Для игр на ловкость Наименование Настольная игра "Поймай рыбку" Кегли (набор) Шар и воротца (набор) Мячи разного размера Настольная игра "Поймай рыбку", "Прокати шарик через воротца", "Загони шар в лунку" Требуемое количество на группу (должно быть!) 1 1 2 7 По 1 каждая Материалы и оборудование для продуктивной деятельности Материалы для изобразительной деятельности Требуемое количество Тип материала Наименование на группу (должно быть!) Для рисования Набор цветных карандашей (12 цветов) На каждого ребенка Цветные восковые мелки (12 цветов) На каждого ребенка Гуашь (12 цветов) На каждого ребенка Круглые кисти На каждого ребенка Емкость для промывания ворса кисти от краски 11 Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для обсушивания кисти после промывания и при На каждого ребенка наклеивании готовых форм Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается обучения педагогом в зависимости от задач Для лепки Готовые формы для выкладывания и наклеивания На каждого ребенка в зависимости от программных задач Пластины, на которые дети кладут фигуры для На каждого ребенка намазывания клеем Тип материала Для аппликации Наименование Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач Щетинные кисти для клея Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем Розетки (баночки) для клея Ножницы с тупыми концами Подносы для форм и обрезков бумаги Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией Материалы для конструирования Тип материал Основной набор материалов и оборудования а Детали конструкт ора Комплект больших мягких модулей Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) Требуемое количество на группу (должно быть!) На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка Требуемое количество на группу (должно быть!) Один на группу 1 Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности Требуемое Тип Наименование количество на группу материала (должно быть!) Объекты Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в 2 для основные цвета исследован Матрешки (из 5-7 элементов) 2 ия в Доски-вкладыши (с основными формами, составными 6 разные действии из 4-5 частей) Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с 6 разные оттенками) составными формами (4-5 частей) Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 1 палочек каждого цвета) Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 2-3 4-6 элементов) Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими 2-3 образцами Набор для забивания: молоточек с втулками 1 (пластмассовые) Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, 3 крючки, кнопки) Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 10 элементов) Набор волчков (мелкие, разной формы) 1 Вертушки разного размера 4-5 Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия 3 (механические заводные и электрифицированные) Тип материала Объектносимволиче ский материал Наименование Игрушка-головоломка Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые молоточки, трещотки и др.) пищалки Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты, продукты питания. одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине) Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей) Набор парных картинок типа "лото" с геометрическими формами Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) Серии из 4-х картинок времена года (природа и сезонная деятельность людей) Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой) Требуемое количество на группу (должно быть!) 1 По 1 каждого наимен. По 1 набору каждой тематики 3 5 1 4 разные 15 разные 10 разных 3 разные 3 разные 20 разные Материалы и оборудование для двигательной активности Наименование Валик мягкий Доска с ребристой поверхностью Модуль "Змейка" Коврик, дорожка массажные, со следочками Кольцо мягкое Обруч большой Мяч-попрыгунчик Обруч малый Обруч малый Кегли набор Мешочек с грузом иалый Мяч резиновый Обруч плоский Лабиринт игровой Размеры, масса Длина 150 см, диаметр 20 см Длина 200 см, ширина 20 см, высота 4 см Диаметр 100 см Требуемое количество на группу (должно быть!) 1 1 2 4 Диаметр 120 см, высота 30 см, диаметр отверстия 60 см Диаметр 95-100 см Диаметр 50 Диаметр 50-55 см Длина 75 см Масса 150-200 г Диаметр 10 см 1 1 2 5 5 1 2 5 1 1 Лента цветная (короткая) Мяч массажный Обруч плоский Палка гимнастическая короткая Флажок Длина 50 см Диаметр 8-10 см Диаметр 40 см Длина 75-80 см 10 10 10 10 10 6. Программы и методические пособия Наименование Автор ООП дошкольного образования детского Педагогический коллектив детского сада 65 сада 65 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Дополнительная общеразвивающая программа Педагогический коллектив детского сада 65 для детей дошкольного возраста (3-7 лет) Дорожная азбука Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Парциальная программа И.А. Лыкова художественноговоспитания,обучения иразвития детей«Цветные ладошки» Парциальная программа художественноИ.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева эстетической направленности для детей Дошкольного возраста «Ладушки» Образовательная область «Физическое развитие» Парциальная программа «Физическая Л.Д. Глазырина культура -дошкольникам» Парциальная программа «Обучения плаванию Т.И. Осокина в детском саду» Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания по образовательным областям Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Белая, К.Ю., Сотникова, В.М. Разноцветные игры [Текст]: сборник материалов/ К.Ю. Белая, В.М. Сотникова.- М.: Линка-Пресс, 2007. 2. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада [Текст] : методическое пособие/ Н.Ф. Губанова.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 144с. 3. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети [Текст]: учебно методическое пособие/ Т.Н. Доронова.- М.: Линка-Пресс, 2006.-208 с. 4. Доронова, Т.Н., Карабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в дошкольном возрасте [Текст]: методическое пособие/ Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева - М.: Воспитание дошкольника, 2002.-128 с. 5. Доронова, Т.Н., Карабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет [Текст]: методическое пособие/ Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева - М.: Просвещение, 2010.-96 с. 6. Логинова, Л.В., Скоролупова, О.А. Играем?.. Играем!!! [Текст]: методическое пособие/ Л.В. Логинова, О.А. Скоролупова.- М.: Скрипторий 2003, 2006.-112 c. 7. Майорова, Ф.С. Изучаем дорожную азбуку[Текст]: методическое пособие /Ф.С. Майорова.-М.:Скрипторий 2003, 2005.-88с 8. Скоролупова, О.А. Правила и безопасность дорожного движения [Текст]: методическое пособие / О.А. Скоролупова.- М.: Скрипторий 2003, 2004.- 1. 80c. 9. Фисенко, М.А. ОБЖ средняя и старшая группа. Разработки занятий [Текст]: методическое пособие /М.А. Фисенко.- Волгоград: Корифей, 2008.- 96с. 10. Чермашенцева, О.В. Основы безопасного повеления дошкольников [Текст]: методическое пособие /О.В. Чермашенцева. 11. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности [Текст]: методическое пособие / Т.А. Шорыгина.-М.: Сфера, 2008.-64с. 12. Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей [Текст]: методическое пособие /Т.А. Шорыгина.-М.: Книголюб, 2003.-80с. Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Алябьева, Е.А. Тематические дни недели в детском саду[Текст]:методическое пособие/ Е.А. Алябьева.- М.:Сфера,2005.-160с. 2. Гризик, Т.И. Ребенок познает мир [Текст]: методическое пособие/Т.И. Гризик.- М.: Воспитание дошкольника,2003.-80с. 3. Дыбина, О.Б. Из чего сделаны предметы [Текст]:методическое пособие/ О.В. Дыбина.- М.:Сфера,2005.-128с. 4. Дыбина, О.Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов [Текст]: методическое пособие/ О.В. Дыбина.- М.: Сфера, 2005. 5. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 3-4 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию математических представлений/ Е.В. Колесникова.- М.: Сфера, 2003.-74с. 6. Кнушевицкая, Н.А., Ракитина, И.В. Головные уборы. Какие они? [Текст]: методическое пособие/ Н.А. Кнушевицкая, И.В. Ракитина.- М.: МЦФЭР, 2008.- 48 с. 7. Нефедова, К.П. Дом. Какой он? [Текст]: методическое пособие/ К.П. Нефедова.- М.: Гном и Д, 2008.- 72 с. 8. Нефедова, К.П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? [Текст]: методическое пособие/ К.П. Нефедова.- М.: Гном и Д, 2008.- 96 с. 9. Николаева, С.Н. Ознакомление с неживой природой [Текст]: методическое пособие/ С.Н. Николаева. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-80с. 10. Павленко, И.Н., Родюшкина, Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ[Текст] : методическое пособие/ И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина.- М.: Сфера, 2006.- 170 с 11. Посвянская, Н.П. Живая планета [Текст]: методическое пособие Н.П. Посвянская.- М.: Скрипторий, 2000, 2005.- 64 с. 12. Скоролупова, О.А. Вода[Текст]: методическое пособие/О.А. Скоропупова.-М.:Скрипторий, 2003,2006-96с. 13. Скоролупова, О.А. Домашние и дикие животные [Текст]: методическое пособие/О.А. Скоролупова.- М.: Скрипторий, 2003,2006.- 128с. 14. Скоролупова, О.А. Животный мир жарких стран [Текст]: методическое пособие/О.А. Скоролупова.- М.: Скрипторий, 2003,2006.-112с. 15. Скоролупова, О.А. Лето [Текст]: методическое пособие/О.А. Скоролупова.- М.: Скрипторий, 2003,2006.- 128с. 16. Скоролупова, О.А. Покорение космоса [Текст]: методическое пособие/О.А. Скоролупова.- М.: Скрипторий, 2003,2005.- 80с. 17. Сухаревская, Е.Ю. Занимательное естествознание [Текст]: учебнометодическое пособие/ Е.Ю. Сухаревская .- Ростов н/Д : Учитель, 2003.-128c. 18. Скоролупова, О.А. Транспорт: наземный, водный, воздушный [Текст]: методическое пособие/О.А. Скоролупова.- М.: Скрипторий, 2003,2006.- 136 c. Образовательная область «Речевое развитие» 1. Гербова, В.В., Ильчук, Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года [Текст]: пособие для воспитателей и родителей/ В.В. Гербова, Н.П. Ильчук.- М.: ОНИКС, 2005. -335c 2. Гриценко, З.А. Пришли мне чтения доброго[Текст]: пособие для чтения и рассказывания (с методическими рекомендациями) / Просвещение, 2003.143с. 3. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи [Текст]: методическое пособие /3.А. Гриценко.- М.: Линко-Пресс, 2003.-175c. 4. Кольцова, И.Н., Филиппова, Л.В., Филиппов,Ю.В., Фирсова, А.М. Сказка как источник творчества детей [Текст]: методическое пособие / И.Н. Кольцова, Л.В. Филиппова, Ю.В. Филиппов, А.М. Фирсова.- М.: Владос, 2001.287c. 5. Павленко И.Н., Родюшкина, Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ [Текст]: методическое пособие/ Павленко, Н.Г. Родюшкина. - М.: Сфера, 2006.-170 с. И.Н. 6. Подрезова, Т.И. Материал к занятиям по развитию речи [Текст] методическое пособие 7. Рыжова, Н.В. Развитие речи в детском саду: для детей 3-4 лет [Текст]: методическое пособие / Н.В. Рыжова.- Ярославль: Академия развития,2008.-160 с 8. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст]: методическое пособие / Л.Б. Фесюкова.- М.: АСТ, 2000.-461c. Образовательная область «Художественноэстетическое развитие>> Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду[Текст]: сценарии с нотным приложением/ Е.А. Антипина. – М.: Сфера, 2010.-128с. 2.Бутенко, Э.В., Якименко, Н.А.Музыкальные игры и развлечения длядетей 2-3 лет[Текст]: сценарии с нотным приложением/ Э.В. Бутенко, Н.А.Якименко.– М.:Сфера,2011.-40с. 3. Зарецкая, Н.В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста [Текст]: сценарии с нотным приложением/ Н.В. Зарецкая. - М.: Айрис-Пресс, 2007.-96c. 4. Зарецкая, Н.В. Праздники и развлечения в ДОУ. Младший дошкольный возраст [Текст]: сценарии с нотным приложением/ Н.В. Зарецкая. - М.: АйрисПресс, 2007.-128 с. 5. Казакова, Р.Г., Сайганова, Т.И., Седова, Е.М., Смагина, Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст]: методическое пособие/ под ред. Р.Г. Казаковой.-М.: Сфера, 2006.127с. 6. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Праздник каждый день: младшая группа [Текст]: пособие для музыкальных руководителей детских садов/ И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Санкт-Петербург: Композитор, 2011.-236с. 7. Комарова, Т.С., Ратанова, Т.А., Соломенникова, О.А. Народное творчество в воспитании детей [Текст]: методическое пособие/ под ред. Т.С. Комаровой.-М.: Педагогическое общество России,2000.-256с. 8. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Вторая младшая группа Copepa, 2009.-142c. [Текст]: методическое пособие/ И.А. Лыкова.-М. 9. Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на конре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии [Текст]: методическое пособие/ И.А. Лыкова.-М.: Сфера 2008.-192с. Методические пособия: 1. Комарова, Т. С. Куцакова, Л. В., Павлова, Л. Ю. Трудовоевоспитание в детском саду. - М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010. 2. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М.: МозаикаСинтез, 2008-2010 3. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. Образовательная область «Физическое развитие» Баль, Л.В., Ветрова, В.В. Букварь здоровья: для дошкольников и младших школьников [Текст]: учебное пособие / Л.В. Баль, В.В. Ветрова. М.: Сфера, 2000.-112с 2. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в доу[Текст]: методическое пособие / 3.И. Береснева.- М.: Сфера, 2003.-32с. 3. Борисова, Е.Б. Система организации физкультурно оздоровительной работы с дошкольниками [Текст]: методическое пособие/Е.Б. Борисова. Волгоград: Панорама, 2006.-104 с 4. Ведерникова, О.Б., Егоров, Б.Б., Зайцева, Т.Д. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн - фитобар-сауна [Текст]: методическое пособие/ О.Б. Ведерникова, Б.Б. Егоров, Т.Д. Зайцева. - Н.: Гном и Д, 2004. 160с. 5. Голицына, Н.С., Шумова, И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей [Текст]: методическое пособие / Н.С. Галицына, И.М. Шумова.М.: Скипторий, 2003, 2007. - 120 с. 6. Голубева, Л.Г., Доскин, В.А. Растем здоровыми [Текст]: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/ Л.Г. Голубева, В.А. Доскин. - М.: Просвещение, 2003.-110с. 7. Глушкова, Г.В., Голубева, Л.Г., Прилепина, И.А. Физическое воспитание в семье и доу [Текст]: методические рекомендации/ Г.В. Глушкова, Л.Г., Голубева, И.А. Прилепина.- М: Школьная Пресса, 2005-96 С. 8. Дик, Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников [Текст]: практический материал/ Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 256с 9. Егоров, Б.Б., Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст]: программно-методическое пособие / Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев.- М.: Линка-Пресс, 2000. -296 с. 10. Казина, О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы [Текст] методическое пособие/ О.Б. Казина.Ярославль: Академия развития, 2005.- 140с. 11. Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим [Текст]: методическое пособие М.Ю. Картушина.- М.: Сфера, 2004.-384с. 12. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в [Текст]: ПОСОБИЕ для медработников и воспитателей/ М.Н. Кузнецова.М.:АРКТИ, 2003.- 64 С. 13. Лысогорская, М.В., Павлова, М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие/ М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2009.- 186с. 14. Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст]: методические рекомендации/ О.Н. Моргунова. - Воронеж: Учитель, 2005.-127c. 15. Пищикова, Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие/ Н.Г. Пищикова.- М.: Скрипторий 2003, 2008. 88c. 16. Подольская, Е.И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников [Текст]: методическое пособие/ Е.И. Подольская.- Волгоград: Учитель, 2010.- 167с. 1. 17. Прищепа,С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3- 7 лет [Текст]: методическое пособие / С.С. Прищепа.- М.: Сфера, 2009.-128с. 18. Пужаева, Е.3., Соколова, И Ю., Чупаха, Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст]: научнопрактический сборник инновационного опыта Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха.- М.: Илекса, 2004. - 400 с.