Управление образования Киселевского городского округа муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселѐвского городского округа детский сад № 65 комбинированного вида «Родничок» (детский сад 65) ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета от "28"апреля 2022г. Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий детским садом _________Е.К. Касаджик "28"апреля 2022г Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Речецветик» Стартовый уровень Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Тимофеенко Надежда Геннадьевна, учитель-логопед Киселевский городской округ, 2022 1 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ………………………………………..............................…… ...3 1.1. Пояснительная записка………………………………….…….………… ...3 1.2. Цель и задачи программы………………………………….….………… ...5 1.3. Учебно-тематический план и содержание программы……..………… ...7 1.4. Планируемые результаты……………………………………...………… ...12 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ……………………………………… 2.1. Календарный учебный график …………………………............….......... 2.2. Условия реализации программы…………………………....................... 2.3. Формы контроля …………………......................…………...................... 2.4. Оценочные материалы …………………………………........................... 2.5. Методические материалы ……................................................................. 2.6. Список литературы …………...................………………………............. ...13 ...13 ...13 ...14 ...15 ...15 ...16 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1 Базовые понятия................................................................... приложение №2 Контрольно-оценочные материалы..................................... ...18 ...18 ...20 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речецветик» социально – гуманитарной направленности реализуется на платной основе за счѐт средств родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 01.09.2020; Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации / Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740), Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.). 3 Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада №65 комбинированного вида «Родничок»; Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (утв. УО КГО от 30.04.2021 г.). Предметные области программы: речевое развитие. Актуальность программы. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. Изучив потребности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в оказании платных дополнительных образовательных услуг в образовательном учреждении по речевому развитию детей дошкольного возраста, была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речецветик». Отличительной особенностью программы является использование в коррекционной работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных методов и приемов (Су-Джок, биоэнергопластика, логоритмика), а также компьютерных и мультимедийных технологий, предотвращающих утомление у детей, поддерживающих их познавательную активность, делая коррекционную работу учителя-логопеда более результативной. В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую). Занятия строятся на основе определенного сюжета, что позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу и побуждает каждого ребенка принять активное участие в процессе обучения и способствует достижению хороших результатов в речевом развитии обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речецветик» - модифицированная. Разработана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой Г.В. Чиркиной (Москва, 2003), программно-методического пособия «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко (Москва, 2011). Уровень освоения программы: стартовый. Адресат программы: обучающиеся 6-7 лет (старший дошкольный возраст). Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи ребенка. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, активно подражают речи окружающих. Увеличивается и обогащается словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный 4 язык. В речи ребенка присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.). Осознанно употребляет родовые и видовые понятия. Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Полностью усваивается слоговая структура слов. У детей хорошо развит фонематический слух. На седьмом году ребенок практически полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Правильно изменяет и согласовывает слова в роде, числе, падеже; точно спрягает часто употребляемые глаголы; может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные. В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее. Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Состав группы - одновозрастной. Формирование групп обучающихся осуществляется на основе договора с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся об оказании платных дополнительных услуг. Количество обучающихся в группе до 10 человек. Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы - 1 год. Общее количество часов - 36 часов. Режим занятий, периодичность и продолжительность Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Перерыв между учебными занятиями не менее 10 минут. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа направлена на коррекцию речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности. 1.2. Цель программы: дошкольного возраста. Цель и задачи программы коррекция речевого развития детей старшего 5 Задачи программы: Образовательные: формировать у детей артикуляционно-акустический уклад звуков речи; автоматизировать поставленные звуки у детей; формировать выразительность речи детей; учить детей пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями, выработка дикции; формировать у детей умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно; формировать у детей навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы; формировать у старших дошкольников умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного слово произношения. Развивающие: развивать у дошкольников словарный запас и навыки грамматически правильного оформления высказывания; развивать у детей умения и навыки дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам; развивать у детей умения слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове, интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику дошкольников; развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простые и сложные предложения. Воспитательные: обеспечить дошкольникам плавное вхождение в систематическое обучение и развитие предпосылок успешного школьного обучения; воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога; воспитывать у дошкольников самоконтроль за речью. 6 1.3.Учебно-тематический план и содержание программы Учебно-тематический план № Наименование Количество часов Форма разделов (темы) контроля Всего Теория Практика Тестирование Вводное занятие «В гостях у 1 0,5 0,5 звуковичков» Логотренинг Раздел № 1. Общая и речевая 5 2 3 «Язычок моторика старается - звуки 1.1 Речь и движения 3 1 2 получаются!» 1.2 Речевое дыхание 2 1 1 Раздел № 2. Свистящие звуки 9 3 6 [С], [З], [Ц], [С'], [З'] 2.1 Подготовительный этап 1 0,5 0,5 постановки свистящих звуков [С], [З], [Ц], [С'], [З'] Игровое 2.2 Постановказвука [С], [З], 4 1 3 упражнение [Ц], [С'], [З'] «В гостях у 2.3 Автоматизация звука [С], 3 1 2 Свистелочки» [З], [Ц], [С'], [З'] в слогах, словах и словосочетаниях 2.4 Автоматизация свистящих 1 0,5 0,5 звуков в предложениях и связной речи Раздел № 3. Шипящие 10 5 5 звуки[Ш], [Ж], [Ч], [Щ] Игровое 3.1 Подготовительный этап 1 0,5 0,5 упражнение постановки шипящих звуков «В гости к [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] Шипелочки» 3.2 Постановка звука [Ш], [Ж], 4 2 2 [Ч], [Щ] 3.3 Автоматизация звука [Ш], 1 0,5 0,5 [Ж], [Ч], [Щ] в слогах, словах и словосочетаниях 3.4 Автоматизация шипящих 1 0,5 0,5 звуков в предложениях и связной речи 3.5 Дифференциация звуков 1 0,5 0,5 «С»-«Ш» 3.6 Дифференциация звуков 1 0,5 0,5 «З»- «Ж» 3.7 Дифференциация звуков 1 0,5 0,5 «Ч» - «Щ» 7 Раздел № 4. Сонорные звуки [Л],[Л'], [Р], [Р'] 4.1 Подготовительный этап постановки сонорных звуков [Л],[Л'], [Р], [Р'] 4.2 Постановка звука [Л], [Л'], [Р], [Р'] 4.3 Автоматизация звука [Л], [Л'], [Р], [Р'] в слогах, словах и словосочетаниях 4.4 Автоматизация сонорных звуков в предложениях и связной речи 4.5 Дифференциация звуков (Р) - (Р') Итоговое занятие «Путешествие по стране красивой и правильной речи» Итого: 10 5 5 1 0,5 0,5 4 2 2 2 1 1 2 1 1 1 0,5 0,5 1 - 1 36 15,5 20,5 Игровое упражнение «Приключения робота Русси» Играпутешествие Содержание программы Введение в программу «В гостях у звуковичков»»(1 час) Теория. Знакомство с курсом обучения. Правила техники безопасности на занятиях. Практика. Создание игровых и проблемных ситуаций. Игры на знакомство: «Передай улыбку», «Я рад тебя видеть!». Знакомство с общей артикуляционной гимнастикой – «Особая зарядка для губ, щек и языка» (упражнения: «Бегемотик», «Улыбочка», «Хоботок»», чередование «Улыбочка – Хоботок», «Лопаточка», «Чашечка», «Качели», «Иголочка», «Часики», «Хомячок», «Мостик» и др.). Стихи, чистоговорки и скороговорки, насыщенные «трудными» звуками. Форма контроля. Тестирование. Раздел 1. Общая и речевая моторика (5 часов) 1.1. Речь и движения (3 часа) Теория. Речь и движения. Мелкая моторика. Правила выполнения упражнений. Практика. Пальчиковые игры: «Семья», «Осенние листья», «Таня сеяла горох», «Квасим капусту», «Вышли пальцы погулять», гимнастика с применением массажных мячиков «Ежик», «Черепаха», «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу». Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас». 1.2. Речевое дыхание (2 часа) Теория. Речевое дыхание. Правила работы над дыханием. 8 Практика. Логотренинг: «Сдуй цветочек», «Листья в луже», «Осенние листочки», «Остуди чай», «Шторм в стакане», «Погаси свечу», «Футбол», «Чья машинка уедет дальше?». Формы контроля. Логотренинг «Язычок старается - звуки получаются!» Раздел 2. Свистящие звуки [С], [З], [Ц], [С'], [З'] (9 часов) 2.1. Подготовительный этап постановки свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц ) (1 час) Теория. Звуки (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц). Характеристика звука. Артикуляция. Практика. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков «Приключения веселого язычка». Игровые упражнения: «Ветерок свистит», «Ветерок подружился со звуками», «Комарик», «Кузнечик», «Поймай звук». Мультимедийная презентация «Органы артикуляции». 2.2. Постановка звука (4 часа) Теория. Артикуляционный уклад свистящих звуков. Акустическая характеристика свистящих звуков. Практика. Упражнения на дыхание «Буря» выработка направленной струи (с горлышком бутылки), «Погаси свечу»). Артикуляционная гимнастика: «Улыбка–трубочка», «Лопаточка», «Горка», «Дразнилки», «Качели». Постановка звука по показу, с механической помощью (зондозаменители) и т.д. Упражнение на развитие фонематического восприятия «Найди картинку на заданный звук». 2.3. Автоматизация звука в слогах, словах и словосочетаниях (3часа) Теория. Артикуляционный уклад свистящих звуков. Акустическая характеристика свистящих звуков. Практика. Упражнение на развитие дыхания и фонацию «Лиса учит лисят говорить» (ысы-ысы, аса-аса, асу-асу – с разной интонацией). Автоматизация «С», «З», «Ц» в слогах «Нарисуй пальчиком волны и спой песенку» - ста-сто-сты, сма-смо-смы, сна-сно-сны. «Хлопни в ладоши, если услышишь комарика в слогах».Чистоговорки. Игра на развитие фонематического восприятия «Разложи картинки по звукам». 2.4. Автоматизация свистящих звуков в предложениях и связной речи (1 час) Теория. Артикуляционный уклад свистящих звуков. Мнемотехника. Правила работы с мнемотаблицами. Знаки и схемы. Практика. Упражнение «Назови 1-й звук, место звука в слове». Упражнение на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши, если услышишь звук». Игры на автоматизацию звука в словах «Повтори за мной» «Закончи слово». «Составь предложения из 2-х предложенных слов», игровое упражнение «Доскажи словечко», «Поиграй-ка». Составление предложений с опорой на мнемотаблицы. Формы контроля. Игровое упражнение «В гостях у Свистелочки». 9 Раздел 3. Шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] (10 часов) 3.1. Подготовительный этап постановки шипящих звуков (Ш, Ж,Ч, Щ) (1 час) Теория. Звуки (Ш,Ж,Ч,Щ). Артикуляционный уклад звука. Характеристика звука. Практика. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков «Сказка о Веселом Язычке». Упражнение на дыхание «Погрей ладошки». Игровые упражнения для шипящих звуков «Гусь шипит», «Разговор мышки с мышонком», «Песенка жука», «Поезд», «Листья шелестят». 3.2. Постановка звука (4 часа) Теория. Артикуляционный уклад шипящих звуков. Акустическая характеристика звука. Практика. Упражнение на дыхание «Сильный ветер гонит листочки», «Самый большой мыльный пузырь». Артикуляционная гимнастика («улыбка – трубочка», «качели», «лошадка», «чашечка», «горячий чай»). Постановка звука. Упражнения «Определи место звука в слове», «Повтори за мной». 3.3. Автоматизация звука в слогах, словах и словосочетаниях(1 час) Теория. Артикуляционный уклад звука. Акустическая характеристика шипящих звуков. Практика. Упражнения «Помоги Маше». Игры и упражнения: «Лес шумит», «Поезд», «Кот на крыше», «Мухи в паутине», «Пчелы и медвежата», «Пчелы», «Пчелки собирают мед», «Жуки», «Точильщики», «Пирожок», «Прогулка в лес», «Жадный кот», «Поезд», «Чай Танечке», «Чижик», «Спрячу куклу Машу», «Палочка», «Лягушки», «Разведчики». (По аналогии игра может быть, организована для автоматизации любого звука.) и др . Чистоговорки и стихи со звуком. Упражнения на звук «Подбери пару», «Слово заблудилось». 3.4. Автоматизация шипящих звуков в предложениях и связной речи (1час) Теория. Артикуляционный уклад звука. Акустическая характеристика звука. Простое и распространѐнное предложение. Практика. Игровые упражнения «Назови действие», «Выполни команду», «Исправь ошибку». Упражнение «Составь из предложенных слов предложения» (по картинкам). 3.5. Дифференциация звуков «С»-«Ш» (1час) Теория. Артикуляционный уклад звуков [С] и [Ш]. Акустическая характеристика звуков [С] и [Ш]. Практика. Развитие фонематического восприятия «На звук «С» - хлопни, а на «Ш» - присядь, «Выдели 1-й и последнийзвук в слове», «Придумай слова со звуками «С» и «Ш» (ШУБА, ШАПКА, ШТАНЫ, НОС, ЛЕС, ПОЯС). Игра «Повтори, не ошибись» (шило-сила, сапер-шофер, миска-мишка, каска-кашка.). Упражнения «Исправь ошибку», «Кто это?» (Играет в шахматы– шахматист, ведет поезд-.., поднимает штангу-…). 3.6. Дифференциация звуков «З»- «Ж»(1 час) Теория. Артикуляционный уклад звуков[З] и [Ж]. Акустическая характеристика звуков[З] и[Ж]. Практика. Игровые упражнения. Упражнения «Скажи наоборот» (ЗА– ЖА, ЗИ-…ЖА-…ЗУ–ЖУ «Закончи слово нужным слогом» 10 (Неве…,берѐ….,мимо….,лы….,кра…..), «Разложи картинки по домикам «Ж» и «З», «Звенит – жужжит». Скороговорки: Узины много забот, заболел у зайки живот. У маленькой Зины медвежонок в корзине. Заржавел железный замок. 3.7. Дифференциация звуков «Ч» - «Щ». (1 час) Теория. Артикуляционный уклад звуков [Ч] [Щ]. Акустическая характеристика звуков [Ч] -[Щ]. Практика. Упражнения «Назови последний слог» (МЯЧ, ГРАЧ, ОБРУЧ, ЛЕЩ,ПЛАЩ, ХВОЩ). Игровые упражнения «Скажи на оборот» (ЧА–ЩА, АЧ – АЩ, ЧО - ..,УЧ -…), «Закончи слово нужным звуком» (товари…,кле…, труба…, обру…, ово…), «Назови ласково» (щенок-…., ящик-…., щепка….,щука…), «Разложи картинки по домикам «Ч» и «Щ». Скороговорки: - В речке плещутся щучата – это Щукины ребята. - В нашей пуще чащи гуще. Формы контроля. «В гости к Шипелочке». Раздел № 4. Сонорные звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'] (10 часов) 4.1. Подготовительный этап постановки сонорных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ, ) (1 час) Теория. Звуки (Л, ЛЬ, Р, РЬ). Характеристика звука. Комплекс артикуляционной гимнастики. Практика. Упражнения на дыхание («Мячик - ямочка», «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые»). Комплекс артикуляционной гимнастики («улыбка», «язычок через щелочку в заборе», «лопаточка– иголочка»). Игровые упражнения «Поймай звук», «Есть ли звук в словах? «, «4-й лишний». Игры на звуки (Л, ЛЬ, Р, РЬ,) «Самолѐтик», «Колокольчик», «Моторчик», «Тигр». 4.2. Постановка звука (4 часа) Теория. Артикуляционный уклад сонорного звука. Акустическая характеристика звука. Практика. Упражнение на развитие дыхания «Жеребенок фыркает» (вибрация губами). Артикуляционная гимнастика («улыбка–трубочка», «лошадка», «болтушка», «иголочка–лопаточка», «накажи непослушный язычок», «фокусник», «парашютист»). Упражнения «Веселый дождик», «Заведем трактор», едем машину», «Возьми картинки, в названии которых есть звук». Игра «Волшебники» (уменьшительно - ласкательные формы). 4.3.Автоматизация звука в слогах, словах и словосочетаниях(2 часа) Теория. Артикуляционный уклад звука. Акустическая характеристика сонорных звуков. Практика. Игровые упражнения «Лягушачий концерт», «Порычи с Рыжиком», «Один – много», «Разноцветные картинки», «Составь пару», «Найди отличия», «Слушай и запоминай, и за мною повторяй». Игра «Муравейник» с использованием дидактических карточек. 4.4. Автоматизация сонорных звуков в предложениях и связной речи (2 часа) 11 Теория. Артикуляционный уклад звука [Р]. Виммельбух - книжка гляделка. Алгоритм работы с виммельбухом. Практика. Упражнения «Составь предложения из заданных слов», «Повтори правильно», «Помоги Ладе купить игрушки», «Кто идет в гости к Буратино?» Игра «Что перепутал художник?». 4.5. Дифференциация звуков (Р) - (Р') (1 час) Теория. Артикуляционный уклад звука [Р'].Акустическая характеристика звука [Р']. Практика. Упражнения «Подари подарки Роме и Рите» (по картинкам). Скороговорки. Игровые упражнения «4-й лишний» ( репа, Рита, рама, рюмка), «Определи позицию звуков (Р),(Р') в словах» (КОРОВА, ДОРОГА, ГРЕЧКА, ТОПОРЫ). Игра «Тень». Форма контроля. Игровое упражнение «Приключения робота Русси». Итоговое занятие «Путешествие по стране красивой и правильной речи» (1 час) Практика. Игра - путешествие «Учимся играя, речь развивая». Форма контроля. Игра – путешествие. 1.4. Планируемые результаты По окончании 1 года обучения обучающийся знает: - артикуляционные уклады шипящих, свистящих, сонорных звуков; - акустические характеристики шипящих, свистящих, сонорных звуков; - упражнения на развитие речевого дыхания; - артикуляционную гимнастику; - пальчиковые игры; умеет: -артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; - автоматизировать поставленные звуки; - чисто произносить сложные звуки родного языка; - правильно выполнять основные артикуляционные упражнения; - аргументировать свои высказывания, строить простые и сложные предложения. В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие личностные качества как: - проявление познавательного интереса к занятиям, любознательность. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как: - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками и взрослыми при решении различных задач; - проявление интереса и потребности в познании нового; 12 - умение понимать причины успеха и неуспеха в образовательной деятельности. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Год Объем Всего Режим Кол-во Даты начала и Продолжитель обучения учебны учебных работы учебных окончания ность каникул х часов недель дней учебных периодов/ этапов 1 год 36 ч. 36 1 раз в 36 01 сентября – 27 декабря – обучения неделю 31 мая 10 января по 1 часу 2.2. Условия реализации программы Методическое обеспечение. Методы и приѐмы обучения: словесный (беседа, вопросы к детям, объяснение, пояснения, работа со скороговорками, чистоговорками, пословицами); наглядный (наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, демонстрация презентаций «Звуки вокруг нас», «Органы артикуляции», компьютерные развивающие игры); практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Цепочка слов», артикуляционная гимнастика «Особая зарядка для губ, щек и языка», «Приключения веселого язычка», пальчиковая гимнастика, физкультминутки), проблемный (проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемные ситуации); игровой (дидактическая игра, создание игровых ситуаций, выполнение игровых действий). Педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология. Формы организации учебного занятия.: индивидуальная. Алгоритм учебного занятия: 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы занятия. 3.Артикуляционная гимнастика. 4.Пальчиковая гимнастика. 5.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Произношение изучаемого звука в слогах и слоговых сочетаниях. 6.Произношение звука в словах. 7.Звуко-буквенно-слоговой анализ и синтез. 8.Динамическая пауза. 13 9.Работа над предложением (в соответствии с этапом работы). 10.Произношение звука в связной речи (в соответствии с этапом работы). 11.Подведение итога занятия. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ. Материально-техническое обеспечение. Наличие специально оборудованного помещени кабинет учителя-логопеда - для дополнительного образования детей дошкольного возраста. Оборудование и инвентарь для занятий № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Наименование Игрушки (куклы, наборы пластмассовых животных и др.) Персонажи литературных произведений Канцелярские принадлежности Коллекция видеопрезентаций Ноутбук Музыкальная колонка Магнитофон Диски, флеш-накопители с музыкальными композициями Часы на стене Индивидуальные зеркала Игрушки – шнуровки Игрушки для дыхания Мячик Су-джок Тетрадь (прописи) Количество 10 10 10 1 1 1 1 1 1 10 5 10 10 10 Информационное обеспечение: Логопедия для всех: [Электронный ресурс]. URL:http://www.logolife.ru/about /Дата обращения (08.09.2021г.). - Обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, видеоролики и др. (если требует содержание занятия); - Аудиозаписи: расслабляющая музыка, подвижная музыка, музыкальные игры с движениями, логоритмика (если требует содержание занятия). Кадровое обеспечение. Реализацию содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Речецветик», социально –гуманитарной направленности осуществляется педагогом (учителемлогопедом), имеющим специальное педагогическое образование и отвечающим квалификационным требованиям. 2.3. Формы контроля Диагностика результатов обучения осуществляется в несколько этапов: 14 • вводный контроль проводится с целью выявления образовательного уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору эффективных форм и методов деятельности для обучающихся; • промежуточный - проводится в конце первого полугодия с целью отслеживания уровня освоения программного материала; • тематический контроль позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала; • итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Подведение итогов реализации программы проводится в форме игрыпутешествия «Путешествие по стране красивой и правильной речи». 2.4. Оценочные материалы Этапы диагностики вводный промежуточный тематический Форма диагностики Тестирование Логотренинг «Язычок старается - звуки получаются!» Игровые упражнения «В гостях у Свистелочки», «В гости к Шипелочки», «Приключения робота Русси» Игра- путешествие итоговый Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления качеств, умений. Формы фиксации результатов: индивидуальная карта речевого развития. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий). 2.5. Методические материалы Дидактические материалы: Речевые игры: «Злой комар», «Лес шумит», «Веселые картинки», «Кузнечики», «Волшебная коробочка» «Чудесный сундучок», «Угадай, что шумит», «Тихо – громко», «Эхо», «Ветер и листья», «Аромат цветов», «Шарик улетел», «Пчелка»; Пальчиковые игры: «Осенний букет», «Дождик», «Птенчики в гнезде», «Капуста», «Сидит белочка в тележке», «Рыбка». Наглядные материалы: 1. Комплект наглядных пособий набор карточек с рисунками «Артикуляционная гимнастика» для детей 4-7 лет, Издательство «ТЦ Сфера», 2021. 15 2. Набор карточек с рисунками «Дыхательная гимнастика» для детей 4-7 лет, ТЦ Сфера, 2021. Методические материалы, разработанные педагогом: - Сборники «Игры и упражнения для развития всех сторон речи «Раз словечко, два словечко». - Методические разработки: «Говорим красиво, правильно», «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики, «Чистая речь — залог успехов в школе». - Конспекты занятий «В гостях у звуковичков», «Путешествие по стране красивой и правильной речи». 2.6. Список литературы Основная литература: -для педагога: 1. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии:Учебник.— Москва: Юрайт, 2019. — 179 с. 2. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: Учебник. — Москва: Юрайт, 2019. — 295 с. 3. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 64с. 4. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь!- СанктПетербург: Детство - Пресс, 2019.- 32 с. 5. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — Москва: Юрайт, 2020. — 216 с. Дополнительная учебная литература: 1. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — Москва: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с. 2. Веселова Е. И. Игры и упражнения на каждый день для детей 5 -7 лет с ОНР. — Москва: Сфера, 2015. — 64 с. 3. Дунаева Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. – 91с. 4. КоноваленкоВ.В.. КоноваленкоС.В.Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – Москва: Гном, 2011.-216с. 5. Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр,текстов для автоматизации звуков. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.-128 с. 6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Санкт-Петербург: Литера,2012.- 32 с. 7. Нищева Н. В. Будем говорить правильно: дидактический материал для коррекции нарушения звукопроизношения.- Санкт-Петербург: ДетствоПресс, 2002. - 149 с. 8. ПожиленкоЕ. А. Волшебный мир звуков и слов: пособие длялогопедов. Москва: ВЛАДОС, 1999. – 214с 16 9. Такман Б. У. Педагогическая психология. От теории к практике.- Москва: Прогресс, 2015. - 572 c. 10. Танцюра С. Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения для развития речи детей 4-5 лет.— Москва: Сфера, 2015. — 64 с. 11. Филичева Т. Б.. Чиркиной Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.– Москва: МГОПИ, 2003.-272 с. -для обучающихся и родителей: 1. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения: логопедическое пособие для родителей и педагогов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 45с. 2. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения : пособие для родителей и педагогов. – Ростов-на Дону: Феникс, 2014. – 45с. 3. Корнеева И. В. Логопедические игры для детей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 95с. 4. КосиноваЕ. М. Артикуляционная гимнастика. - Москва: Эксмо: Олисс, 2007. – 63с. 5. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. - Москва: Эксмо, 2007. – 173с. 6. Мещерякова Л. В. Забавные свистелки: коррекция свистящих звуков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 30с. 7. Мещерякова, Л. В. Забавные шипелки: коррекция шипящих звуков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. -32 с. Интернет-ресурсы: 1. Сайт для логопедов: [Электронный ресурс]. URL: http://logoburg.com/ Дата обращения (08.09.2021г.). 2. Речевой центр "Логопед плюс": [Электронный ресурс]. URL: http://www.logopedplus.org/Дата обращения (08.09.2021г.). 3. Логопедия для всех: [Электронный ресурс]. URL:http://www.logolife.ru/about /Дата обращения (08.09.2021г.). 4. Логопедический сайт "Болтунишка": [Электронный ресурс]. URL:http://www.boltun-spb.ru/ Дата обращения (08.09.2021г.). 17 Базовые понятия Приложение 1 Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направленна формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Активный словарный запас – это те слова, которые человек регулярно употребляет вустной речи и письме. Артикуляционный аппарат - анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твѐрдое нѐбо (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус), губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса. Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать наслушателя и читателя» Грамматическое оформление речи – соблюдение в речи грамматических законов и правил, присущих данному языку. Дикция - внятное, чѐткое произношение слов и их сочетаний. Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Пассивный словарный запас – этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определѐнных правил. Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, т.е. узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. Речевое дыхание - это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимое для того, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания. 18 Темп речи - скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.) Тембр – эмоционально- экспрессивная окраска речи. Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Фонетический слух – это способность человека выделять из общей массы окружающих звуковых раздражителей и распознавать звуки речи на том или ином языке. 19 Приложение 2 КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений обучающегося перед началом образовательного процесса по программе. Форма проведения: тестирование Содержание: практические задания. Речевое развитие Высокий уровень Звукопроизношение Фонематические функции Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь Средний уровень Низкий уровень Критерии: Высокий уровень (5баллов)- ребенок сам выполняет упражнение; Средний уровень (4балла) – ребенок выполняет с помощью педагога; Низкий уровень (3балл) - ребенок не выполняет упражнение. Диагностическая карта вводного контроля Диагностические показатели Речевые показатели детей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Особенности артикуляционного аппарата ифункциональность. Просодическая организация речи Звукопроизношение Фонематические процессы Слоговая структура Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь Итоговое заключение 20 ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в середине учебного года. Содержание: практические задания. Диагностическая карта промежуточного контроля Диагностические показатели Речевые показатели детей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Особенности артикуляционного аппарата и функциональность. Просодическая организация речи Звукопроизношение Фонематические процессы Слоговая структура Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь Итоговое заключение Высокий уровень: ВУ - нарушений нет, ребенок выполняет задания правильно, самостоятельно. Средний уровень: СУ - незначительные отклонения от нормы, негрубое нарушение, ребенок выполняет задание с помощью взрослого. Низкий уровень: НУ - значительное отклонение о нормы, грубое нарушение, ребенок не может выполнить задание. Критерии определения уровня обучающихся: Общее количество баллов: 36-40 – высокий уровень; 25-35–средний уровень; Менее 25– низкий уровень. 21 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения. Форма проведения: итоговое занятие. Содержание: игра - путешествие Диагностические показатели Речевые показатели детей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Особенности артикуляционного аппарата и функциональность. Просодическая организация речи Звукопроизношение Фонематические процессы Слоговая структура Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь Итоговое заключение Контрольно-измерительные материалы итоговой диагностики Общее количество баллов: 25-30 - высокий уровень; 19-24 – средний уровень; менее 24 – низкий уровень. 22 Устный опрос обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Обследование состояния звукопроизношения у детей проходит по нескольким критериям: 1. Изолированное произношение звуков по подражанию. 2. Проверяются следующие группы звуков: • гласные - а, у, о, э, и, ы • сонорные - р, р, л, л, м, м, н, н. • парные глухие и звонкие согласные - п - б, т - д, к - г, ф - в • в твердом и мягком звучании - п - б, т - д, к - г, ф -в. • мягкие звуки в сочетании с разными гласными - пи, пе, пя, пю (также д, м, т, с) 3. Произношение звуков в словах и предложениях. Обследование проводится по методическому пособию Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н. «Логопедическое обследование детей». Ребенку предъявляются наборы картинок, обозначающие слова, включающие проверяемые звуки. 4. Способность к переключению артикуляционных движений с одного слова на другой. Ребенку предлагается несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется. В протоколе фиксируется, легко ли ребенку удаетс переключиться. Обследование проводится с использованием методического пособия Жуковой И.С. 5. Умение произносить слова различной слоговой сложности с множественным стечением согласных. Ребенку показывают предметные картинки, которым он дает название. 6. Обследование лексико-грамматического строя речи проводится по методическому пособию О. Е. Громовой, Г. Н. Соломатиной «Логопедическое обследование». Из данного пособия ребенку предлагаются предметные, тематические, сюжетные картинки по которым он составляет предложения. В протоколе фиксируется умение строить предложения, правильное употребление простых предлогов согласование членов предложения в роде, числе и падеже. Речевые пробы полного варианта методики обследования речи Просодическая организация речи: обследование воспроизведения интонации, обследование восприятия логического ударения, обследование воспроизведения логического ударения, обследование модуляций голоса по высоте, обследование модуляций голоса по силе обследование восприятия тембра, обследование воспроизведения тембра, обследование речевого дыхания. 23 Исследование артикуляционной моторики Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения. губы в улыбке; губы «трубочкой»; язык «лопаткой»; язык «иголочкой»; язык «чашечкой»; «лошадка»; «вкусное варенье»; «качели»; «часики»; чередование движений губ: «улыбка»- «трубочка». Исследование звукопроизношения Инструкция: повторяй за мной слова: собака – маска – нос; сено – василѐк – высь; замок – коза; зима – магазин; цапля – овца – палец; шуба – кошка – камыш; жук – ножи; щука – вещи – лещ; чайка – очки – ночь; рыба – корова – топор; река – варенье – дверь; лампа – молоко – пол; лето – колесо – соль. Проверка состояния фонематического восприятия Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. ба – па- па - ба – са – за- за – са – жа – ща ща – жа – са – ша- ша – са ла – ра- ра – ла ма – на – ма - на – ма – на да – та – да- та – да – та га – ка –га - ка – га – ка за – са – за- са – за – са жа – ша – жа- ша – жа – ша са – ша – са- ша – са – ша ца – са – ца- са – ца – са24 ча – тя – ча тя – ча – тя ра – ла – ра ла – ра – ла Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова Инструкция: повторяй за мной слова: скалка танкист космонавт милиционер сковорода кинотеатр перепорхнуть кораблекрушение аквалангист термометр Исследование грамматического строя речи 1.Повторение предложений Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее. Наступила осень. Птичка свила гнездо. Над водой летали белые чайки. В саду было много красных яблок. Земля освещается солнцем. Ранней весной затопило вест наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Медведь нашѐл под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу. Петя сказал, что он не пойдѐт гулять, потому что холодно. На зелѐном лугу, который был за рекой, паслись лошади. 2. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах Инструкция: один – дом, а если их много, то это - дома. • один стол, а много – это….. • стул - …. • окно - .. • звезда - … • ухо - …. Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов. • стол, а много чего? -….. • стул - ….. • окно-….. • звезда-….. 25 • ухо-….. Исследование словаря и навыков словообразования 1. Инструкция: у кошки – котята, а у … козы – волка утки лисы льва собаки курицы свиньи коровы овцы2. Образование существительных в уменьшительной форме. Инструкция: Назови ласково предметы, которые я буду перечислять. стол стул дом снег дерево 3. Образование прилагательных от существительных а) Относительных: Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная. шляпка из соломы – кисель из клюквы – горка изо льда салат из моркови – варенье из вишни – суп из грибов – варенье из яблок – варенье из сливы – варенье из малины – б) Качественных: Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а … волка за жадность – зайца за трусость – медведя за силу – льва за смелость – Инструкция: если днѐм жара, то день жаркий, а если … мороз солнце снег дождь 26 ветер холод Исследование связной речи 1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок). Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ. 2.Пересказ прослушанного текста. Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай и приготовься пересказывать. ГОРОШИНЫ В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьѐ и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. 27