Управление образования Киселевского городского округа муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселѐвского городского округа детский сад № 65 комбинированного вида «Родничок» (детский сад 65) ПРИНЯТА: на заседании Педагогического совета от "28"апреля 2022г. Протокол № 4 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий детским садом 65 _________Е.К. Касаджик "28" апреля 2022г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Звукарик» Стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Тимофеенко Надежда Геннадьевна, учитель-логопед Киселевский городской округ, 2022 1 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ........................................................................................... 1.1. Пояснительная записка ………...........…………………………… 1.2. Цель и задачи программы …………............…….……..………… 1.3. Учебно-тематический план и содержание программы ................ 1.4. Планируемые результаты ………………………………………… ...3 ...3 ...6 ...7 ...12 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………….…………………… 2.1. Календарный учебный график …………......………………........ 2.2. Условия реализации программы …………..………….……........ 2.3. Формы контроля …………………......................…..…….............. 2.4. Оценочные материалы ……………………………….................... 2.5. Методические материалы ……....................................................... 2.6. Список литературы …………...................…………..…….…….... ...13 ...13 ...13 ...15 ...15 ...16 ...17 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1 Базовые понятия......................................................... ...19 Приложение №2. Контрольно-оценочные материалы...................... ...21 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звукарик» имеет социально-гуманитарную направленность и реализуется на платной основе за счѐт средств родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 01.09.2020; Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы); Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации / Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 3 Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740), Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.). Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада №65 комбинированного вида «Родничок»; Положение «О разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в муниципальном автономном образовательном учреждении Киселевского городского округа детском саду №65 комбинированного вида «Родничок»; Положение о дополнительных платных образовательных услугах в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Киселевского городского округа детский сад №65 комбинированного вида "Родничок" (от 30.04.2021г.). Предметные области программы: речевое развитие. Актуальность программы. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. Изучив потребности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в оказании платных дополнительных образовательных услуг в образовательном учреждении по речевому развитию детей дошкольного возраста, была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звукарик» для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет. Отличительной особенностью программы является использование в коррекционной работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных методов и приемов (Су-Джок терапия, биоэнергопластика, логоритмика), а также компьютерных и мультимедийных технологий, предотвращающих утомление у детей, поддерживающих их познавательную активность, делая коррекционную работу более результативной. В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую). Занятия строятся на основе определенного сюжета, что позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу и побуждает каждого ребенка принять 4 активное участие в процессе обучения и способствует достижению хороших результатов в речевом развитии обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звукарик» - модифицированная. Разработана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой Г.В. Чиркиной (г. Москва, 2003 г.), программно-методического пособия «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко (г. Москва, 2011 г.). Уровень освоения программы - стартовый. Адресат программы. обучающиеся 5-6 лет (старший дошкольный возраст). У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов. Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец). В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Количество обучающихся в группе до 10 человек. Состав группы - одновозрастной. Формирование групп обучающихся для занятий по коррекции звукопроизношения осуществляется на основе договора с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся об оказании платных дополнительных услуг. Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы - 1 год. Объем программы рассчитан на 36 часов. 5 Режим занятий, периодичность и продолжительность Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа - 25 мин. Перерыв между учебными занятиями не менее 10 минут. Форма обучения – очная, индивидуальная. Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа направлена на развитие речи дошкольников в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности. 1.2. Цель программы: дошкольного возраста. Цель и задачи программы коррекция речевого развития детей старшего Задачи программы: Образовательные: формировать артикуляционно-акустический уклад звуков речи у дошкольников; автоматизировать поставленные звуки у детей; формировать выразительности речи детей; учить детей пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями, выработка дикции; формировать у детей умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно; формировать у детей навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы. Развивающие: обогащать словарный запас и навыки грамматически правильного оформления высказывания дошкольников; развивать у детей умения и навыки дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику у дошкольников. 6 Воспитательные: сформировать у детей положительную мотивацию к логопедическим занятиям; активизировать коммуникативную деятельность детей; воспитывать у дошкольников самоконтроль за речью. 1.3. Учебно-тематический план и содержание программы Учебно-тематический план № Наименование Количество часов разделов (темы) Всего Теория Практика Вводное занятие «Звуки вокруг 1 0,5 0,5 нас» Раздел № 1. Общая и речевая 5 2 3 моторика 1.1 Речь и движения 3 1 2 1.2 Речевое дыхание 2 1 1 Раздел № 2. Свистящие звуки [С], [З], [Ц], [С'], [З'] 2.1 Подготовительный этап постановки свистящих звуков [С], [З], [Ц], [С'], [З'] 2.2 Постановказвука [С], [З], [Ц], [С'], [З'] 2.3 Автоматизация звука [С], [З], [Ц], [С'], [З'] в слогах, словах и словосочетаниях 2.4 Автоматизация свистящих звуков в предложениях и связной речи Раздел № 3. Шипящие звуки[Ш], [Ж], [Ч], [Щ] 3.1 Подготовительный этап постановки шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] 3.2 Постановка звука [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] 3.3 Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] в слогах, словах и словосочетаниях 3.4 Автоматизация шипящих звуков в предложениях и 9 3 6 1 0,5 0,5 4 1 3 3 1 2 1 0,5 0,5 10 5 5 1 0,5 0,5 4 2 2 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Форма контроля Тестирование Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» Игровое упражнение «В гостях у Совуньи» Игровое упражнение «Мышки – шалунишки» 7 связной речи 3.5 Дифференциация звуков «С»-«Ш» 3.6 Дифференциация звуков «З»- «Ж» 3.7 Дифференциация звуков «Ч» - «Щ» Раздел № 4. Сонорные звуки [Л],[Л'], [Р], [Р'] 4.1 Подготовительный этап постановки сонорных звуков [Л],[Л'], [Р], [Р'] 4.2 Постановка звука [Л], [Л'], [Р], [Р'] 4.3 Автоматизация звука [Л], [Л'], [Р], [Р'] в слогах, словах и словосочетаниях 4.4 Автоматизация сонорных звуков в предложениях и связной речи 4.5 Дифференциация звуков (Р) - (Р') Итоговое занятие «Таинственный мир звуков» Итого: 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 10 5 5 1 0,5 0,5 4 2 2 2 1 1 2 1 1 1 0,5 0,5 1 - 1 36 15,5 20,5 Игровое упражнение «Игры у Тигра» Играпутешествие Содержание программы Введение в программу «Звуки вокруг нас» (1 час) Теория. Знакомство с курсом обучения. Правила техники безопасности на занятиях. Практика. Создание игровых и проблемных ситуаций. Упражнения артикуляционной гимнастики «Любопытный язычок» (картотека). Работа в тетрадях (диагностика на начало года). Форма контроля. Тестирование. Раздел № 1. Общая и речевая моторика (5 часов) 1.1. Речь и движения (3 часа) Теория. Речь и движения. Мелкая моторика. Правила выполнения упражнений. Практика. Пальчиковые игры: «Семья», «Мы делили апельсин» «Осень», «Рыбка», «Вышли пальцы погулять», гимнастика с применением массажных 8 мячиков «Ежик», «Черепаха», «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу». 1.2. Речевое дыхание (2 часа) Теория. Речевое дыхание. Правила работы над дыханием. Практика. Логотренинг: «Сдуй цветочек», «Листья в луже», «Осенние листочки», «Остуди чай», «Шторм в стакане», «Погаси свечу», «Футбол», «Чья машинка уедет дальше?». Формы контроля. Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить». Раздел № 2. Свистящие звуки [С], [З], [Ц], [С'], [З'] (9 часов) 2.1. Подготовительный этап постановки свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц) (1 час) Теория. Звуки (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц). Характеристика звука. Практика. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. «Приключения веселого язычка». Игровые упражнения: «Ветерок свистит», «Ветерок подружился со звуками», «Комарик», «Кузнечик», «Поймай звук». 2.2. Постановка звука (4 часа) Теория. Артикуляционный уклад свистящих звуков. Акустическая характеристика свистящих звуков. Практика. Упражнения на дыхание («Буря» выработка направленной струи (с горлышком бутылки), «Погаси свечу»). Артикуляционная гимнастика («Улыбка–трубочка», «Лопаточка», «Горка», «Дразнилки», «Качели»). Постановка звука по показу, с механической помощью (зондозаменители) и т.д. Развитие фонематического восприятия упражнение «Найди картинку на заданный звук». 2.3. Автоматизация звука в слогах, словах и словосочетаниях (3часа) Теория. Артикуляционный уклад свистящих звуков. Акустическая характеристика свистящих звуков. Практика. Упражнение на развитие дыхания и фонацию «Лиса учит лисят говорить» (ысы-ысы, аса-аса, асу-асу – с разной интонацией). Автоматизация «С», «З», «Ц» в слогах «Нарисуй пальчиком волны и спой песенку» - ста-сто-сты, сма-смо-смы, сна-сно-сны, «Хлопни в ладоши, если услышишь комарика в слогах». Чистоговорки. Развитие фонематического восприятия «Разложи картинки по звукам». 2.4. Автоматизация свистящих звуков в предложениях и связной речи (1 час) Теория. Артикуляционный уклад свистящих звуков. Мнемотехника. Правила работы с мнемотаблицами. Знаки и схемы. Практика. Упражнение «Назови 1-й звук, место звука в слове».Развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши, если услышишь звук».Автоматизация звука в словах«Повтори за мной» «Закончи слово». «Составь предложения из 2-х предложенных слов», игровое упражнение 9 «Доскажи словечко», «Поиграй-ка». Составление предложений с опорой на мнемотаблицы. Формы контроля. Игровое упражнение «В гостях у Совуньи». Раздел № 3. Шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] (10 часов) 3.1. Подготовительный этап постановки шипящих звуков (Ш, Ж,Ч, Щ) (1 час) Теория. Звуки (Ш, Ж, Ч, Щ). Артикуляционный уклад звука. Характеристика звука. Практика. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков «Сказка о Веселом Язычке». Упражнение на дыхание «Погрей ладошки». Игровые упражнения для шипящих звуков: «Гусь шипит», «Разговор мышки с мышонком», «Песенка жука», «Поезд», «Листья шелестят». 3.2. Постановка звука (4 часа) Теория. Артикуляционный уклад шипящих звуков. Акустическая характеристика звука. Практика. Упражнение на дыхание «Сильный ветер гонит листочки», «Самый большой мыльный пузырь». Артикуляционная гимнастика («улыбка – трубочка», «качели», «лошадка», «чашечка», «горячий чай»). Постановка звука. Упражнения «Определи место звука в слове», «Повтори за мной». 3.3. Автоматизация звука в слогах, словах и словосочетаниях(1 час) Теория. Артикуляционный уклад звука. Акустическая характеристика шипящих звуков. Практика. Упражнения «Помоги Маше». «Подбери нужное слово», «Повтори правильно» (по картинкам). Чистоговорки и стихи со звуком. Упражнения на звук «Подбери пару», «Слово заблудилось». 3.4. Автоматизация шипящих звуков в предложениях и связной речи (1час) Теория. Артикуляционный уклад звука. Акустическая характеристика звука. Простое и распространѐнное предложение. Практика. Игровые упражнения «Назови действие», «Выполни команду», «Исправь ошибку». Упражнение «Составь из предложенных слов предложения» (по картинкам). 3.5. Дифференциация звуков «С»-«Ш» (1час) Теория. Артикуляционный уклад звуков [С] и [Ш]. Акустическая характеристика звуков [С] и [Ш]. Практика. Развитие фонематического восприятия «На звук «С» хлопни, а на «Ш» - присядь, «Выдели 1-й и последний звук в слове», «Придумай слова со звуками «С» и «Ш»» (ШУБА, ШАПКА,ШТАНЫ,НОС,ЛЕС,ПОЯС). Игра «Повтори, не ошибись» (шилосила, сапер-шофер, миска-мишка, каска-кашка.). Упражнения «Исправь ошибку», «Кто это?» (Играет в шахматы– шахматист, ведет поезд-.., поднимает штангу-…). 10 3.6. Дифференциация звуков «З»- «Ж» (1 час) Теория. Артикуляционный уклад звуков[З] и [Ж]. Акустическая характеристика звуков [З] и[Ж]. Практика. Игровые упражнения «4-й лишний» (ЖАРА, ЗАБОР, ЖЕЛУДЬ, ЖЕЛЕЗО). Упражнения «Скажи наоборот» (ЗА–ЖА, ЗИ- … ЖА …ЗУ –ЖУ «Закончи слово нужным слогом» (Неве…, берѐ…., мимо…., лы….,кра…..), «Разложи картинки по домикам «Ж»и«З», «Звенит – жужжит». Скороговорки: - У Зины много забот, заболел у зайки живот. - У маленькой Зины медвежонок в корзине. - Заржавел железный замок. 3.7. Дифференциация звуков «Ч» - «Щ». (1 час) Теория. Артикуляционный уклад звуков [Ч] [Щ]. Акустическая характеристика звуков [Ч] -[Щ]. Практика. Упражнения «Назови последний слог» (МЯЧ, ГРАЧ, ОБРУЧ, ЛЕЩ, ПЛАЩ, ХВОЩ). Игровые упражнения «Скажи наоборот» (ЧА–ЩА, АЧ – АЩ, ЧО - …..,УЧ -…), «Закончи слово нужным звуком» (товари…,тткле…, труба…, обру…, ово…), «Назови ласково» (щенок-….,ттящик-….,ттщепка….,щука …), «Разложи картинки по домикам«Ч»и «Щ». Скороговорки: - В речке плещутся щучата - это Щукины ребята. - В нашей пуще чащи гуще. Формы контроля. Игровое упражнение «Мышки – шалунишки» Раздел № 4. Сонорные звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'] (10 часов) 4.1. Подготовительный этап постановки сонорных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ, ) (1 час) Теория. Звуки (Л, ЛЬ, Р, РЬ). Характеристика звука. Комплекс артикуляционной гимнастики. Практика. Упражнения на дыхание («Мячик - ямочка», «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые»). Комплекс артикуляционной гимнастики («улыбка», «язычок через щелочку в заборе», «лопаточка– иголочка»). Игровые упражнения «Поймай звук», «Есть ли звук в словах?», «4-й лишний». Игры на звуки (Л, ЛЬ, Р, РЬ) «Самолѐтик»,«Колокольчик», «Моторчик», «Тигр». 4.2. Постановка звука (4 часа) Теория. Артикуляционный уклад сонорного звука. Акустическая характеристика звука. Практика. Упражнение на развитие дыхания «Жеребенок фыркает» (вибрация губами). Артикуляционная гимнастика («улыбка–трубочка», «лошадка», «болтушка», «иголочка–лопаточка», «накажи непослушный язычок», «фокусник», «парашютист»). Упражнения «Веселый дождик», «Заведем трактор», «Заведем машину», «Возьми картинки, в названии 11 которых есть звук». Игра «Волшебники» (уменьшительно -ласкательные формы). 4.3. Автоматизация звука в слогах, словах и словосочетаниях (2 часа) Теория. Артикуляционный уклад звука. Акустическая характеристика сонорных звуков. Практика. Игровые упражнения «Лягушачий концерт», «Порычи с Рыжиком». «Один – много», «Разноцветные картинки», «Составь пару», «Найди отличия». Игра «Муравейник» с использованием дидактических карточек. 4.4. Автоматизация сонорных звуков в предложениях и связной речи (2 часа) Теория. Артикуляционный уклад звука[Р]. Мнемодорожка. Алгоритма работы с мнемодорожкой. Знаки и схемы. Практика. Упражнения «Составь предложения из заданных слов», «Повтори правильно», «Помоги Ладе купить игрушки», «Кто идет в гости к Буратино?». Игра «Что перепутал художник?». 4.5. Дифференциация звуков (Р) - (Р') (1 час) Теория. Артикуляционный уклад звука[Р']. Акустическая характеристика звука [Р']. Практика. Упражнения «Подари подарки Роме и Рите» (по картинкам). Скороговорки. Игровые упражнения: «4-й лишний» (репа, Рита, рама, рюмка), «Определи позицию звуков (Р), (Р') в словах» (КОРОВА, ДОРОГА, ГРЕЧКА, ТОПОРЫ). Игра «Тень». Форма контроля. Игровое упражнение «Игры у Тигра». Итоговое занятие «Таинственный мир звуков» (1 час) Практика. Игра- путешествие «Говори – не торопись и, смотри, не ошибись». Форма контроля. Игра – путешествие. 1.4. Планируемые результаты По окончании 1 года обучения обучающийся знает: артикуляционные уклады шипящих, свистящих, сонорных звуков; акустические характеристики шипящих, свистящих, сонорных звуков; различает звуки со сходными фонемами; упражнения на развитие речевого дыхания; пальчиковые игры; умеет: артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; выполнять упражнения основного артикуляционного комплекса. 12 В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие личностные качества как: проявление познавательного интереса к занятиям, любознательность; В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как: - овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; проявляет интерес и потребность в познании нового; понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет; под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку; -самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Год Объем Всего Режим Кол-во Даты начала и Продолжитель обучения учебны учебных работы учебных окончания ность каникул х часов недель дней учебных периодов/ этапов 1 год 36 ч. 36 1 раз в 36 01 сентября – 27 декабря – обучения неделю 31 мая 10 января по 1 часу 2.2. Условия реализации программы Методическое обеспечение. Методы и приѐмы обучения: словесный (беседа, вопросы к детям, объяснение, пояснения, чтение художественной литературы); наглядный (наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, демонстрация наглядных пособий (диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы); практический (упражнения, экспериментирование); проблемный (проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемные ситуации); игровой (дидактическая игра, создание игровых ситуаций, выполнение игровых действий, словесные игры, компьютерные развивающие игры). Педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология. Формы организации учебного занятия: индивидуальная. 13 Алгоритм учебного занятия: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы занятия. 3. Артикуляционная гимнастика. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Произношение изучаемого звука в слогах и слоговых сочетаниях. 6. Произношение звука в словах. 7. Звуко-буквенно-слоговой анализ и синтез. 8. Динамическая пауза. 9. Работа над предложением (в соответствии с этапом работы). 10. Произношение звука в связной речи (в соответствии с этапом работы). 11. Подведение итога занятия. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ. Материально-техническое обеспечение. Наличие специально оборудованного помещения - кабинет учителялогопеда - для дополнительного образования детей дошкольного возраста. Оборудование и инвентарь для занятий № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Наименование Игрушки Куклы Персонажи литературных произведений Наборы мягких и пластмассовых животных Материалы для творчества детей Канцелярские принадлежности Набор компьютерных игр, физминуток, учебных заданий Коллекция видеопрезентаций. Ноутбук Музыкальный плеер Аудио записи детской музыки Диски, флеш-накопители с музыкальными композициями Часы на стене Индивидуальные зеркала Игрушки – шнуровки Игрушки для дыхания Мячик Су-джок Индивидуальные зеркала; Тетрадь (прописи) Карандаш простой Карандаши цветные Количество 10 3 10 5 10 10 1 1 1 1 1 1 1 10 5 10 10 10 10 10 10 14 Информационное обеспечение: - Интернет-источники: Логопедия для всех. [Электронный ресурс]. URL:http://www.logolife.ru/about (дата обращения: 08.09.2021); - обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, видеоролики и др. (если требует содержание занятия).; - аудиозаписи: расслабляющая музыка, подвижная музыка, музыкальные игры с движениями, логоритмика (если требует содержание занятия). Кадровое обеспечение. Реализацию содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Звукарик» осуществляет учитель-логопед, имеющий специальное педагогическое образование и отвечающий квалификационным требованиям. 2.3. Формы контроля Диагностика результатов обучения осуществляется в несколько этапов: • вводный контроль проводится с целью выявления образовательного уровня обучающихся на начало обучения и способствует подбору эффективных форм и методов деятельности для обучающихся; • промежуточный - проводится в конце первого полугодия с целью отслеживания уровня освоения программного материала; • тематический контроль позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала; • итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Подведение итогов реализации программы проводится в форме игрыпутешествия «Таинственный мир звуков». 2.4. Оценочные материалы Этапы Форма диагностики диагностики Тестирование вводный промежуточный Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» Игровые упражнения «В гостях у Совуньи», «Мышки – тематический шалунишки», «Игры у Тигра». Игра- путешествие итоговый 15 Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления качеств, умений. Формы фиксации результатов: индивидуальная карта речевого развития. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий). 2.5. Методические материалы Дидактические материалы. Речевые игры: «Чижик», «Злой комар», «Лес шумит», «Веселые картинки», «Кузнечики», «Волшебная коробочка» «Чудесный сундучок», «Угадай, что шумит», «Тихо – громко», «Эхо», «Ветер и листья», «Аромат цветов», «Шарик улетел», «Пчелка»; Пальчиковые игры: «Осенний букет», «Дождик», «Птенчики в гнезде», «Капуста», «Сидит белочка в тележке», «Рыбка». Наглядные материалы. 1. Комплект наглядных пособий набор карточек с рисунками «Артикуляционная гимнастика» для детей 4-7 лет, Издательство «ТЦ Сфера», 2021. 2. Набор карточек с рисунками «Дыхательная гимнастика» для детей 4-7 лет, ТЦ Сфера, 2021. Методические материалы, разработанные педагогом: - Сборник «Игры и упражнения для развития всех сторон речи «Раз словечко, два словечко». - Методические разработки: «Говорим красиво, правильно», «Ум на кончиках пальцев», «Как правильно научить ребенка говорить», «Чистая речь — залог успехов в школе». - Конспекты занятий «Звуки вокруг нас», «Таинственный мир звуков». 16 2.6. Список литературы Основная литература: -для педагога: 1. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии:Учебник.— Москва: Юрайт, 2019. — 179 с. 2. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: Учебник. — Москва: Юрайт, 2019. — 295 с. 3. НевскаяВ.П. Речевые игры и упражнения. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 64с. 4. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! - СанктПетербург: Детство - Пресс, 2019.- 32 с. 5. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — Москва: Юрайт, 2020. — 216 с. Дополнительная учебная литература: 1. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — Москва: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с. 2. Веселова Е. И. Игры и упражнения на каждый день для детей 5 -7 лет с ОНР. — Москва: Сфера, 2015. — 64 с. 3. Дунаева Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки. - СанктПетербург: Детство-Пресс, 2014. – 91с. 4. Коноваленко В.В.. Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – Москва: Гном, 2011.-216с. 5. Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.128 с. 6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Санкт-Петербург: Литера, 2012.32 с. 7. Нищева Н. В. Будем говорить правильно: дидактический материал для коррекции нарушения звукопроизношения.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002. - 149 с. 8. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов. - Москва: ВЛАДОС, 1999. – 214с 9. Такман Б. У. Педагогическая психология. От теории к практике.Москва: Прогресс, 2015. - 572 c. 10. Танцюра С. Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения для развития речи детей 4-5 лет.— Москва: Сфера, 2015. — 64 с. Филичева Т. Б., Чиркиной Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.– Москва: МГОПИ, 2003.-272 с. 17 -для обучающихся и родителей: 1. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения: логопедическое пособие для родителей и педагогов.- Ростов-наДону: Феникс, 2015. – 45с. 2. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Ростов-на Дону: Феникс, 2014. – 45с. 3. Корнеева И. В. Логопедические игры для детей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 95с. 4. Косинова Е. М. Артикуляционная гимнастика. - Москва: Эксмо: Олисс, 2007. – 63с. 5. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. - Москва: Эксмо, 2007. – 173с. 6. Мещерякова Л. В. Забавные свистелки: коррекция свистящих звуков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 30с. 7. Мещерякова, Л. В. Забавные шипелки: коррекция шипящих звуков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. -32 с. Интернет-ресурсы: 1. Сайт для логопедов. [Электронный ресурс]. URL: http://logoburg.com/ (дата обращения: 08.08.2021г.). 2. Речевой центр "Логопед плюс". [Электронный ресурс]. URL: http://www.logopedplus.org/ (дата обращения: 08.08.2021г.). 3. Логопедия для всех. [Электронный ресурс]. URL: http://www.logolife.ru/about / (дата обращения: 08.08.2021г.). 4. Логопедический сайт "Болтунишка". [Электронный ресурс]. URL: http://www.boltun-spb.ru/ (дата обращения: 08.08.2021г.). 18 Базовые понятия Приложение №1 Автоматизация (звука) –этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Активный словарный запас – это те слова, которые человек регулярно употребляет в устной речи и письме. Артикуляционный аппарат— анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твѐрдое нѐбо (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус), губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса. Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя». Грамматическое оформление речи – соблюдение в речи грамматических законов и правил, присущих данному языку. Дикция - внятное, чѐткое произношение слов и их сочетаний. Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Пассивный словарный запас – этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определѐнных правил. Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, т.е. узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. Речевое дыхание - это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимое для того, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания. 19 Темп речи - скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.) Тембр –эмоционально- экспрессивная окраска речи. Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Фонетический слух – это способность человека выделять из общей массы окружающих звуковых раздражителей и распознавать звуки речи на том или ином языке. 20 Приложение №2 КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений обучающегося перед началом образовательного процесса по программе. Форма проведения: тестирование Содержание: практические задания. Речевое развитие Звукопроизношение Фонематические функции Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Критерии: Высокий уровень (5баллов)- ребенок сам выполняет упражнение; Средний уровень (4балла) –ребенок выполняет с помощью педагога; Низкий уровень (3балла) - ребенок не выполняет упражнение. Диагностическая карта вводного контроля Результат Общее количество баллов Срез знаний по темам Сонорные звуки Ф.И.О. обучающегося Развитие артикуляционной моторики Развитие общей и мелкой моторики Развитие физиологического и речевого дыхания Формирование произносительных умений и навыков звуки Свистящие Шипящие звуки № п/п 1 2 … 21 Критерии определения уровня обучающихся: Общее количество баллов: 37-45 – высокий уровень; 30-36–средний уровень; Менее 30– низкий уровень. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в середине учебного года. Содержание: практические задания. Диагностическая карта промежуточного контроля Результат Общее количество баллов Грамматический строй речи Словарный запас Фонематические процессы Развитие физиологического и речевого дыхания Звукопроизношение Срез знаний по темам Мелкая моторика Ф.И.О. обучающегося Артикуляционная моторика № п/п 1 2 Критерии определения уровня обучающихся: Общее количество баллов: 36-40 – высокий уровень; 25-35–средний уровень; Менее 25– низкий уровень. 22 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения. Форма проведения: итоговое занятие. Содержание: игра - путешествие Контрольно-измерительные материалы итоговой диагностики Речевое развитие Артикуляционная моторика Пространственная ориентировка Мелкая моторика Звукопроизношение Фонематические процессы Словарный запас Грамматический строй Слоговая структура Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Общее количество баллов: 25-30 - высокий уровень; 19-24 – средний уровень; менее 24 – низкий уровень. Устный опрос обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Игровое упражнение «Назови правильно» Цель: определение состояния произношения звуков (отсутствие звука, смешение замена звуков, возможные искажения в речевом потоке). Оборудование: иллюстративный материал на звуки: [c], [cь], [з], [зь], [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [ль], [р], [рь], [й], [к], [г], [х]. Педагог показывает иллюстративный материал (данные звуки находятся в начале, в середине и в конце слов) и просит ребенка назвать. [с] – сад, коляска, глобус; [л] – лампа, волк, стол; [сь] – семь, такси, лось; [ль] – лимон, плита, соль; [з] – замок, мозаика; [р] – рак, марка, мухомор; [зь] – земляника, обезьяна; [рь] – река, пряники, фонарь; [ц] – цапля, кольцо, индеец; [й] – лейка, яблоко, еж, крылья; [ш] – шашки, ошейник, карандаш; [к] – куртка, скрипка, шкаф; [ж] – жираф, жук, лыжи; [г] – грядка, грелка, виноград; [щ] – щука, щенок, плащ; [х] – хлеб, ткачиха, петух. 23 Дыхательная гимнастика «Дровосек» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз. Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз. Дыхательная гимнастика «Надуй шарик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: ребенок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. Игра «Кто внимательней?» Цель. Дифференциация звуков с—з. Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок». Описание игры. Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «Кто знает, как свистит свисток?» (Дети отвечают: с-с-с...) А как звенит звонок? (Дети з-з-з...) А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з». Игра «Лес шумит» Цель. Автоматизация звука ш. Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они 24 качаются и шумят: ш-ш-ш...Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш... Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если воспитательница скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками. Игра «Мухи в паутине» Цель. Автоматизация звука ж. Описание игры. Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-жж..., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы. Игра «Свистит – шипит» Цель. Дифференциация звуков с—ш. Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: сс-с... Гусь: ш-ш-ш... и т.д. Игра «Пила» Цель. Автоматизация звуков л, л’ в тексте. Описание игры. Дети парами, взявшись руками крест-накрест, пилят дрова и говорят: Запилила пила, Зажужжала, как пчела, Отпилила кусок, Наскочила на сучок, Лопнула и стала, Начинай сначала. Образовав новые пары, дети продолжают игру. 25